ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЛИНГА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЛИНГА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возникновение контроллинга, по мнению специалистов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки - гигантскими темпами.[1]

Первое появление основ современной концепции контроллинга как инструмента управления обусловлено развитием и усложнением рыночных отношений. Учет, возникший в период средневековья, прошедший долгий и конструктивный путь становления, развития и трансформации, стал той необходимой основой, на которой в начале ХХ в. зарождался контроллинг.

На первых этапах своего становления контроллинг ассоциировался с контролем со стороны органов государственного управления за хозяйственной деятельностью, а также за движением денежных средств в государстве.

В 1778 г. в США законодательно было учреждено ведомство Регулятор, аудитор, казначей и шесть комиссаров учета (Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts). Его задачами являлись управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств [2].

В 1880г. в железнодорожной компании Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad была введена должность контроллера (controllers) [1]. Впервые контроллинг стал использоваться на предприятиях для решения финансово-экономических задач, для управления финансовыми вложениями и основным капиталом.

Затем, в 1892 г. компания General Electric Company (США), первая из индустриальных предприятий вводит в штате компании должность контроллера. [3]

Таким образом, несмотря на то, что история развития идеи контроллинга и форм его воплощения в практику прослеживается со времен средневековья, лишь в конце XIX в. понятие контроллинг получило более подробное определение сферы назначения и стало использоваться на предприятиях в США. Под назначением контроллинга подразумевалось решение совокупности задач на предприятии в сфере учета и финансов.

В результате изменений, произошедших в технике и технологии производства, а также развитии производительных сил, были созданы предпосылки для образования на предприятиях США службы контроллинга.

Таким образом, в конце XIX - начале XX в. формируется исторически-бухгалтерский взгляд на понимание контроллинга. Контроллер был ответственным за выполнение функции ведения управленческого учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных событий на предприятии.[4]

Основными причинами возникновения и развития контроллинга послужили следующие факторы:

  • промышленный рост в США в конце XIX - начале XX в., который вызвал увеличение количества созданных предприятий, а также обострение конкурентной борьбы между ними.
  • усиление концентрации капитала, рост размеров отдельных предприятий и сложности производств приводят к необходимости улучшения методов управления этими предприятиями;
  • усложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию на предприятии;
  • усиление государственного вмешательства в деятельность предприятий путем установления определенных требований к отчетности предприятий, которая была значительно расширена и усложнена.
  • повышение требований и усложнение учетных задач привели к тому, что на предприятиях появляются обособленные службы контроллинга, ответственные за сбор, обработку и предоставление менеджерам предприятий необходимой информации для принятия адекватных и правильных управленческих решений в складывающихся условиях бизнес-среды;
  • научно-технический прогресс, усложнение технологий производства товаров и услуг на предприятиях различных отраслей, внедрение в производство технологических новаций.
  • экономический кризис 1929г. привел к пониманию роли производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии элементов контроллинга. Для того чтобы обеспечить выживание предприятия в условиях экономического кризиса, необходимо было использовать самые передовые и перспективные методы управления. В результате этого контроллинг как прогрессивная концепция управления предприятием был востребован в США;
  • соблюдение интересов собственников и акционеров предприятий приводит к необходимости контроля с их стороны за деятельностью компании, над ее руководством, за эффективностью управления предприятием в целом, а также за направлениями использования финансовых ресурсов;
  • страна располагала квалифицированными кадрами из Европы, что способствовало развитию науки и производства на основе европейского научно-технического опыта, а также освобождало США от затрат на обучение кадров;
  • бизнес и государство за счет сверхдоходов стимулировали развитие не только промышленности, технологий, но и научно обоснованных методов управления предприятием;
  • приток иностранных инвестиций, что было связано с высокой нормой прибыли, способствовал развитию научно-технического прогресса и внедрению современных технологий в производство товаров и услуг.

Таким образом, развитие идеи контроллинга связано с объективной необходимостью использования на предприятиях современных методов управления, позволяющих принимать адекватные управленческие решения, соответствующие условиям развития рыночной ситуации.

История возникновения и развития идеи контроллинга позволяет сформулировать четыре исторических этапа:

  • концепция контроллинга, ориентированная на систему учета (возникла в 1930-е гг.);
  • концепция контроллинга, ориентированная на управленческую информационную систему (1970-1980 гг.);
  • концепция контроллинга, ориентированная на систему управления в целом (появилась в 1980-1990 гг.);
  • концепция контроллинга, ориентированная на стратегию развития компании (начало XXI в.).

В США и экономически развитых странах Европы контроллинг как инструмент эффективного управления предприятием, обеспечивающий долгосрочное функционирование компании, применяется на практике достаточно давно. Вместе с практическим использованием концепции контроллинга на предприятиях развиваются научные подходы к обоснованию идей контроллинга.

Библиографический список

  1. Horvat P., Reichmann T. Vahlens grosses Conrollinglexikon. Munchen. 1993. 827 p.
  2. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер. с нем. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика. 1997. 800с.
  3. Голубович В. И. Экономическая история зарубежных стран. М.: Интерпрессервис. Экоперспектива. 2003. 592 с.
Просмотров работы: 283