Главным достоинством современных танков, созданных в соответствии с существующей концепцией, которая на сегодняшний день остается неизменной, является возможность достижения в ближайшем будущем оптимального сочетания огневой мощи, защищенности и подвижности, что дает дополнительный резерв для повышения боевой и военно-экономической эффективности модернизируемых танков. При этом следует иметь в виду, что в любом случае повышение защищенности танков является наиболее важной, сложной и трудноразрешимой проблемой.
Современные танки представляют собой сложные технические системы как по боевым и эксплуатационно-техническим свойствам, так и по сочетанию конструктивных, схемных и технологических решений по машине в целом и по ее различным составным частям.
Относительно танков, имеющих сегодня наиболее высокий уровень защиты, следует отметить, что дальнейшее усовершенствование систем комплексной защиты осложняется очень жесткими массогабаритными ограничениями. По-видимому, не существует какого-либо одного пути или способа, позволяющего получить желаемые результаты. В мировой практике для повышения защиты танков используют различные направления. Из-за сложности проблемы защиты танка для ее решения необходим комплексный подход. Суть конкретного подхода состоит в глубокой проработке каждой системы защиты, возможностей при ее использовании и оценке ее эффективности, а суть комплексного подхода - в рациональном сочетании взаимодополняющих друг друга различных систем защиты в целях получения путем применения комплексных решений максимальной эффективности при допустимых массе габаритах танка.
При определении уровня прямой защиты от ПТС, которые должны обеспечивать боевые проекции бронирования, за основу принимают предельные, зачастую прогнозируемые ПТС вероятного противника [1,2]. Однако при современных ограничениях по массе, которые могут быть выделены на защиту основного боевого танка (ОБТ), достижение эффективной стойкости бронирования во всех возможных боевых условиях представляет собой весьма сложную проблему, а в ряде случаев трудноразрешимую.
В реальных боевых условиях ОБТ может оказаться в самых различных ситуациях, но наиболее ответственной и тяжелой тактической ситуацией является наступление. Поэтому в первую очередь ОБТ необходимо защищать от поражения в условиях наступления [1]. При этом также следует принимать меры для сохранения его боеспособности в других ситуациях, например в глубине обороны до вступления в контакт с противником. Для этого комплекс прямой защиты должен включать в себя средства, обеспечивающие защищенность танка от нескольких поражающих факторов одновременно [1,2].
Основными средствами поражения, по которым задаются тактико-технические требования (ТТТ) на защиту лобовых и бортовых проекций бронирования танка, являются артиллерийские снаряды и ПТУР [2].
Основными техническими средствами прямой защиты танка от различных поражающих воздействий ПТС противника являются броневые узлы корпуса башни, представляющие собой монолитные или комбинированные многотонные, экранированные, конструктивные и другие преграды. В ряде случаев они выполнены с применением динамической и активной защиты, а также различных устройств защитного комплекса.
Использование динамической защиты, основанной на взрывном воздействии со стороны специальных элементов броневой конструкции на внедряющуюся кумулятивную струю, дает существенный эффект. Применение встроенной динамической защиты, в отличие от навесной, приводит не только к снижению пробивной способности кумулятивной струи (на 300...400 мм), но и к уменьшению действия подкалиберных снарядов (на 150...200 мм). По сравнению с использованием кумулятивных боеприпасов тандемного типа динамическая защита на танках оформляется так же, как и тандемная (двухслойная).
Динамическая защита - это защитное устройство, принцип действия которого состоит в том, что направленный взрыв заряда взрывчатого вещества (ВВ) воздействует на попавший в танк снаряд в целях резкого снижения его пробивной способности [1,2]. Заряды ВВ, образующие элементы динамической защиты (ЭДЗ), можно размещать в специальных броневых контейнерах на наружной поверхности танка (навесная динамическая защита) или внутри броневых узлов (встроенная динамическая защита). Навесная ДЗ предназначена для снижения эффективности только кумулятивных снарядов, встроенная же ДЗ является более универсальной, действующей против всех типов противотанковых снарядов. Динамическую защиту иногда называют реактивной броней. В соответствии с функциональным назначением навесная ДЗ получила название противокумулятивной ДЗ, а встроенная - универсальной ДЗ.
При прохождении струи через ЭДЗ металлические пластины, первоначально примыкавшие к слою ВВ, в результате его детонации начинают двигаться. При этом они пересекают траекторию кумулятивной струи, вследствие чего происходит последовательное пробитие струей вновь подставляемых участков движущихся пластин. В ходе этого процесса струя подвергается динамическому воздействию продуктов взрыва; кроме того, на нее оказывает влияние боковой импульс от соударения с пластинами. При этом первоначально прямолинейная кумулятивная струя приобретает зигзагообразную форму, происходит ее неравномерное растяжение и разрыв на отдельные части. На более поздних стадиях процесса деформирование струи проявляется в большей степени; со временем оно приводит к полному распаду части струи, подвергшейся воздействию ЭДЗ. Деформирование и разрушение кумулятивной струи вызывают существенное снижение ее бронепробиваемости (на 50...80 %) [1,2].
Для эффективного воздействия ЭДЗ на кумулятивную струю необходимо выполнение ряда требований, обеспечивающих оптимальные условия взаимодействия ЭДЗ со струей. Заряд ВВ должен инициироваться и устойчиво детонировать при прохождении через него кумулятивной струи, но не взрываться при попадании в него пуль, малокалиберных снарядов и осколков осколочно-фугасных снарядов (ОФС). Выполнение этих условий главным образом достигается подбором состава ВВ и толщины его слоя, а также дополнительным экранированием ЭДЗ.
Одновременно с обеспечением требуемого воздействия на кумулятивную струю нужно, чтобы масса ВВ, входящего в ЭДЗ, не оказывала разрушающего воздействия на защищаемый объект (танк, БМП и др.). В соответствии с этим необходимо, чтобы размеры ЭДЗ были пропорциональны размерам защищаемой поверхности броневой детали.
Для установки ЭДЗ на броне танка применяют контейнеры противокумулятивной динамической защиты (рис.2). Комплекс динамической защиты представляет собой совокупность контейнеров и узлов их крепления к основной броне, установленных на башне, а также на лобовых и бортовых частях корпуса танка.
Создание такого варианта обусловлено необходимостью полного перекрытия динамической защитой брони, включая зоны размером 35...40 мм между контейнерами. Это позволяет обеспечить прохождение кумулятивной струи боеприпаса через два или три ЭДЗ в зависимости от зоны ее работы (рисунок 4).
В схеме расположения контейнеров на танке учитывают характеристики танка. Контейнеры устанавливают перед защищаемым участком брони так, чтобы угол между вероятной траекторией кумулятивного средства поражения и нормалью к лицевой поверхности контейнера составлял 55°...85° [1,2].
Динамическая (пассивная) бронезащита танка невзрывного действия.
Одним из наиболее эффективных способов защиты танка от противотанковых снарядов является динамическая защита, основанная на принципе пассивной защиты с применением деформируемых амортизаторов [5,6]. Основными положительными характеристиками такой защиты являются: способность мгновенного восприятия больших динамических нагрузок, способность демпфировать энергию удара атакующего средства за короткое время (мкс), простота конструкции и др.
Авторским коллективом Омского танкового инженерного института разработан ряд конструктивных решений, расширяющих функциональные возможности броневой защиты и способствующих повышению ее надежности [5,6].
В первом техническом решении повышение защищенности танка обеспечивается за счет применения бронезащитных плит, установленных на корпусе и башне на деформируемых амортизаторах с возможностью перемещения бронезащитных плит относительно корпуса и башни танка, при этом деформируемый амортизатор представляет собой тонколистовой профиль, который выполнен из прямолинейного или овального профиля, а также синусоидального сечения многошагового исполнения.
Данное устройство показано на рисунке 5: а - вид сбоку на бронезащиту танка; б - вид сверху на броневую защиту, в - вид спереди на броневую защиту танка; г - первый вариант бронезащиты с деформируемым амортизатором, выполненным из прямолинейных элементов, образующих прямоугольное сечение многошагового исполнения; д - крепление броневых плит к корпусу и башне танка - вид сверху; е - первый вариант исполнения конструкции динамической бронезащиты, в которой деформируемый амортизатор представляет собой тонколистовой профиль, выполненный из прямолинейных элементов, образующих трапециевидное сечение многошагового исполнения; ж - второй вариант динамической бронезащиты, в которой деформируемый амортизатор представляет собой тонколистовой профиль, выполненный из криволинейных элементов, образующих овальное или синусоидальное сечение многошагового исполнения.
В первом варианте выполнения устройства деформируемый амортизатор выполнен из прямолинейных элементов, образующих прямоугольные 11, трапециевидные 12 или треугольные сечения с равномерным шагом исполнения. Во втором варианте устройства деформируемый амортизатор выполнен в виде криволинейных овальных сечений 13 с равномерным шагом исполнения. Бронезащитные плиты 4, 5, 6 и другие закреплены с возможностью перемещения при деформировании амортизатора большой ударной нагрузкой. Перемещение бронеплиты относительно башни или корпуса может быть различным: поступательным; угловым; плоским, т.е. поступательным с поворотом в зависимости от места удара атакующего средства в бронеплиту. Для обеспечения перемещений бронеплиты в конструкции предусмотрены вертикальные и горизонтальные зазоры между отверстиями в плитах и бобышками .
При прочих равных условиях выполнения деформируемые амортизаторы прямоугольного сечения имеет более жесткую характеристику деформирования, чем амортизаторы трапециевидного сечения или с криволинейным сечением профиля. Кроме того, выбор типа деформируемого амортизатора зависит от способа его изготовления из тонкостенного листа.
Рассмотрим возможные варианты работы динамической бронезащиты при ударе атакующего средства в различные точки поверхности бронезащитной плиты. При ударе атакующего средства в среднюю часть (центр площади) бронеплиты возникает нагрузка, перпендикулярная плоскости бронеплиты, которая деформирует несущие элементы амортизатора, выполняя функцию гашения кинетической энергии, при этом бронезащитная плита получает возможность перемещаться поступательно относительно неподвижного основания корпуса или башни. Деформация амортизатора происходит при огромных силах, создаваемых атакующим средством.
Кинетическая энергия (Дж) атакующего средства определяется по формуле [3,4]:
Энергию пластической деформации амортизатора можно определить по формуле [3,4]:
Приравнивая величины и можно получить приближенное значение коэффициента жесткости амортизатора Н/м.
Такое значение коэффициента жесткости обеспечивает предлагаемая конструкция деформируемого амортизатора. Процесс удара атакующего средства о бронеплиту содержит две основные фазы. В первой фазе удара бронезащитная плита приобретает скорость за счет уменьшения скорости атакующего средства.
В первой фазе удара скорость атакующего средства уменьшатся практически в два раза, а бронеплита приобретает конечную скорость. Вторая часть удара заключается в движении атакующего средства и бронеплиты с одинаковой скоростью, в результате этого совершается деформация амортизатора и происходит демпфирование кинетической энергии атакующего средства.
Теперь рассмотрим удар атакующего средства в край бронеплиты посредине одной стороны пластины. При ударе атакующего средства в пластину в указанном месте происходит поворот бронеплиты и ее поступательное перемещение, т.е. бронеплита повернется относительно линии параллельной противоположной стороне. Если пренебречь при этом поступательным перемещением бронеплиты 4, а учесть только ее поворот, то объем деформации амортизатора будет иметь вид призмы, а величина деформации в точке удара практически удвоится.
Рассмотренные случаи нецентрального удара атакующего средства являются более напряженными по сравнению с центральным ударом непосредственно в щель между соседними бронеплитами. При ударе атакующего средства в щель между двумя бронеплитами происходит процесс поворота двух бронеплит, поэтому объем деформации несущих элементов амортизатора равен сумме объемов деформации амортизатора под обеими броневыми плитами. В этом расчетном случае демпфирование энергии атакующего средства происходит при меньшей деформации амортизатора.
Рассмотренные случаи взаимодействия атакующего средства с бронеплитой показывают, что во всех случаях динамического взаимодействия предложенное устройство является работоспособным и позволяет значительно повысить эффективность бронезащиты корпуса и башни танка.
Повышение защищенности бронированной техники, выбор оптимальных параметров, рациональное сочетание характеристик отдельных ее элементов, разработка более совершенной схемы защиты представляет ответственный этап при создании и модернизации бронированной техники и является актуальной научно-практической задачей.
Динамическая защита является одним из важнейших защитных элементов бронированной техники, определяющих защищенность и надёжность танков на поле боя. Описанные в работе конструкции динамической защиты взрывного действия, а также разработанная авторским коллективом Омского танкового инженерного института пассивная конструкция невзрывного действия позволят повысить защищенность танков от современных подкалиберных и кумулятивных снарядов.
Список литературы