Цель проекта
Целью проекта является разработка автомобильной сигнализации с функцией блокировки двигателя для предотвращения угона и оповещения владельца о проникновении в салон автомобиля. Сигнализация должна быть недорогой в изготовлении. Отличаться от автомобильных сигнализаций, имеющихся в продаже нестандартным методом подключения, для того чтобы обеспечить большую надежность защиты автомобиля.
Устройство сигнализации.
Сигнализация изготовлена на плате из фольгированного текстолита толщиной 1.5 мм с размерами 70*55 мм. Соединительные дорожки сделаны методом химического вытравливания меди в растворе хлорного железа. Плата размещена в пластиковой коробке с размерами 100*60*30 мм. Коробка устанавливается скрытно в труднодоступном месте автомобиля. Проводами сигнализация соединяется с проводкой автомобиля в нужных местах .
На рисунке №1 показана схема подключения сигнализации к штатной проводке автомобиля.
Описание работы схемы сигнализации авто.
На рисунке №2 показана электрическая схема сигнализации.
Схема собрана на двух логических микросхемах К561ЛА7 в корпусах DIP-14
К561ЛА7 - содержит 4 элемента "2И-НЕ". Логика работы элементов указана в таблице.
Таблица истинности элементов К561ЛА7:
A |
B |
Out |
L |
L |
H |
H |
L |
H |
L |
H |
H |
H |
H |
L |
L - низкий уровень (0), H - высокий уровень (1).
Расположение выводов К561ЛА7:
Основные параметры К561ЛА7:
На элементах D1.2,R2,C2 и розетке В1 (рис.3) собран узел разрешения постановки на охрану. Розетка устанавливается скрытно на панели автомобиля.
Когда вилка РШ2Н-1-29 ( рис.4) , в которой находится перемычка , вставлена в розетку , сигнализация отключена .
При снятии вилки конденсатор С2 начинает заряжаться до напряжения питания (+12В). Через, приблизительно,15 секунд (зависит от емкости конденсатора С2 ) на ножке 5(D1.2) появляется высокий уровень и разрешает работу по входу 6 с узла срабатывания концевого выключателя двери S1 (рис.5), собранного на элементах D1.1,R1,C1.
Кроме этого высокий уровень разрешает работу генератора тактового сигнала частотой 1 Гц (1раз в секунду) собранного на логических элементах D2.1, D2.2, резисторе R4 и конденсаторе C4. Таким образом, сигнализация переключилась в режим охраны. Для индикации постановки на охрану служит транзисторный ключ Т1 и светодиод VD4.
При открывании двери концевой выключатель S1 замыкается на корпус автомобиля и на ножках 1,2 элемента D1.1 появляется низкий уровень 0 вольт. Сигнал низкого уровня инвертируется элементом D1.1 и на выходе 3 появляется высокий уровень (+12В), который переключает выход 4 элемента D1.2 в низкий уровень ( 0 В) и триггер (собранный на элементах D1.3 и D1.4 ) в высокий уровень (+12В) на выходе 11 элемента D1.4 . Этот высокий сигнал поступает на RC-цепочку на резисторе R3 и конденсаторе С3. Конденсатор С3 начинает заряжаться до напряжения питания (+12В). Емкость конденсатора С3 определяет время задержки срабатывания сигнализации (в нашем случае ~15сек). Задержка нужна , чтобы было время хозяину сесть в автомобиль и отключить сигнализацию. По истечении этого времени на входе 8 элемента D2.3 появляется высокий уровень сигнала, разрешающий прохождение сигнала с тактового генератора на инвертор D2.4 и через транзисторный ключ Т3 включающий реле блокировки К2, которое через свои контакты разрывает питание бензонасоса автомобиля, таким образом прекращается подача бензина в двигатель.
После инвертирования элементом D2.4 прерывистый сигнал частотой 1Гц (1с) с генератора тактов через резистор R7 поступает на транзисторный ключ Т2, который управляет реле автомобильного сигнала К1 .Автомобильный сигнал начинает раз в секунду подавать прерывистый сигнал до полного отключения сигнализации.
Отключить сигнализацию после срабатывания можно только вставив на место вилку РШ2Н-1-5.
Достоинства разрабатываемой сигнализации
К достоинствам данной сигнализации можно отнести :
Недостатки разрабатываемой сигнализации
К недостаткам данной сигнализации можно отнести то , что изготавливается она в домашних условиях , поэтому качественно сделать плату трудно (заводское изготовление более качественно) .Поэтому для надежности необходимо тщательно пропаивать места соединения радиоэлементов. Медные дорожки на плате необходимо покрывать слоем олова для того , чтобы они не окислялись в процессе работы сигнализации в разное время года. Провода , соединяющие узлы автомобиля с сигнализацией , необходимо кроме скрутки еще и пропаивать паяльником. Коробку , в которой находится плата нужно герметично закрыть.