Воля - это свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Волевой акт музыканта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий. Воля предполагает борьбу мотивов, самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего появления воля в профессиональной деятельности музыканта предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Ещё один признак волевого характера музыканта - это наличие продуманного плана к поставленной цели и его осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое, нельзя считать волевым. Существенными признаками силы воли являются усиленное внимание в занятиях на инструменте и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнение. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что ему удалось выполнить. Воля предполагает преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Когда в сознании мотив совпадает с целью, то творчество музыканта не носит спонтанный характер, а полностью управляется.
Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности музыканта. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень - стремление отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Лень - свидетельство бессилия и вялости, неприспособленности к жизни, безразличия к делу. Задача педагога - не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими моральными принципами, но помочь учащемуся, стремящемуся к самовоспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны. Тем более каждый момент трудовой и учебной деятельности музыканта создает условия для закалки воли, состоящие в преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществлению учебного процесса.
Для самосовершенствования музыкант должен включить соблюдение следующих условий.
* Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, музыкант тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как "не взятую крепость" и делать все возможное, чтобы преодолеть его.
* Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности надо преодолеть. Важно, чтобы учащийся среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей профессиональной деятельности.
* Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых задач (размягчает) силу воли музыканта. Самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Попытаемся выделить основные этапы развития самовоспитания.
* Осознание учеником своего образа жизни, осмысление значимости своей деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе педагог помогает учащемуся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять свои недостатки.
*Овладение навыками самостоятельной работы в профессиональной деятельности.
*Составление программы. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, о своем исполнении, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.
*Высший этап в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы.
В своем развитии волевой акт проходит ряд этапов, составляющих его структуру. На 1-м этапе (влечение) ученик, осознавая неудовлетворенность своей потребности, еще не видит целей, достижение которых могло бы привести к ее удовлетворению. На 2-м этапе (желание) цель уже ясна, а средства ее достижения нет. 3-ий этап волевого действия (хотение) состоит в определении и осознании путей, средств и способов достижения намеченной цели. Чем более высокого уровня развития профессионализма достигает музыкант, тем больше и сильнее будут проявляться волевые качества в его характере. Выдержка, проявляется в способности управления собой в состоянии отрицательных аффектов - раздражения, гнева, страха, отчаяния. Настойчивость, выражается в способности к длительному рабочему напряжению в достижении цели. Настойчивость проявляется в стойкости при неудачах, которые обычно обескураживают музыканта. Самостоятельность проявляется в опоре на собственный ум, знания и интуицию. Тренировка воли происходит только в процессе практической деятельности. Успех приходит только тогда, когда каждое занятие доводит музыканта до грани его возможностей. Конец занятий должен превращаться в пытку. Воля, она как мышца, от постоянных нагрузок будет становиться сильней и крепче.
Итак, воля в профессиональной деятельности музыканта способствует управлению психологическими процессами, помогает ежеминутно одерживать победы. Воля обуздывает и подавляет инстинкты и влечения. Позволяет на длительное время удерживать внимание и концентрацию при занятиях на инструменте. Воля воспитывается и укрепляется.
Список литературы: