Но обучение пению - это не только обучение данному виду искусства, в процессе которого развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Детское пение является предметом изучения специальной педагогики, но и психологии, ведь в процессе своей деятельности начинающий, малоопытный музыкант - исполнитель (в данном хоровом коллективе задействованы учащиеся 1-го класса школы) часто сталкивается с трудностями внутреннего, психологического плана. Наиболее ярко эти трудности проявляются в момент публичного концертного выступления, когда в процессе пения всего хора, дети, не имеющие за плечами опыта исполнения перед зрителями, теряются, замолкают или начинают петь фальшиво, забывают текст.
Такой отрицательный концертный опыт в дальнейшем может вызвать так называемые навязчивые состояния (своего рода фобии): боязнь ошибки, боязнь трудного места, фобия «отказа памяти», навязчивые «мысли о себе».
Особенно часто такие страхи, волнения возникают у учащихся с хорошо развитым, но плохо контролируемым воображением, которое иногда может направляться и на иррациональные пути.
Эффективной формой профилактики отрицательных навязчивых мыслей, излишнего волнения является целенаправленное регулирование педагогом соотношения отрицательного и положительного концертного опыта хористов. Усилия преподавателя должны быть направленны на накопление, фиксацию, закрепление и запоминание положительно окрашенных представлений, эмоциональных состояний учащегося, связанных с теми или иными компонентами репетиционной и исполнительской работы.
В этих целях рекомендуется брать только посильный репертуар, а усложнять его постепенно. На начальном этапе работы над произведением предпочтительно избегать чрезмерного концентрирования внимания на трудностях, отмечать те места, которые хорошо получаются.
У начинающих исполнителей часто возникают многообразные виды страха перед трудностями, которые оны склонны преувеличивать (скачки, пение высоких нот, распевания). В таких случаях желательно детально проанализировать эти эпизоды вместе с хористами, разделить их на более простые элементы, делая более понятными, т.е психологически более легкими. Главное - убедить учеников, что трудность данного места на самом деле значительно меньше, чем кажется на первый взгляд.
Для профилактики возникновения излишнего волнения и страхов также важен хороший контакт с педагогом - учащиеся должны быть уверены в том, что педагог хочет им помочь, научить, понять их. В процессе репетиционной работы необходимо ободрять хористов, беседовать о музыке, иногда шутить, делать обстановку на уроке психологически « уютной» и благоприятной для творческого общения. Педагог должен всячески способствовать самоутверждению учащихся, развитию в них чувства самоуважения.
Как известно, исполнителей, которые не волновались бы перед выступлением, мало. Для детей, у которых опыт концертных выступлений невелик, взволнованность особенно свойственна и часто мешает во время исполнения. Для устранения чрезмерности волнения необходимы частые выступления (например: выступления перед родителями, прослушивания педагогами школы). Перед началом произведения педагогу-хормейстеру необходимо наладить контакт с каждым юным исполнителем, взглядом, улыбкой настроить на исполнение, быть внутренне спокойным и излучать это спокойствие, но при этом быть творчески немного взволнованным. Ведь творческое волнение или «волнение в образе» служит достижению цели исполнителя, вносит в исполнение черты приподнятости, необычности и является проявлением ярчайшего артистизма.
Список использованной литературы.