Эмоциональные проблемы концертных выступлений детских хоровых коллективов - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Эмоциональные проблемы концертных выступлений детских хоровых коллективов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной системе музыкального воспитания и образования существенная роль отводится детским школам искусств. В них в  последние годы на смену традиционным методам преимущественно индивидуального обучения игре на коком-либо музыкальном инструменте, приходят коллективные: создаются детские оркестры, хоровые коллективы, ведущие активную концертную деятельность, исполняя произведения разных жанров, стилей, что развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.

Но обучение пению - это не только обучение данному виду искусства, в процессе которого развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Детское пение является предметом изучения специальной педагогики, но и психологии, ведь в процессе своей деятельности начинающий, малоопытный музыкант - исполнитель (в данном хоровом коллективе задействованы учащиеся 1-го класса школы) часто сталкивается с трудностями внутреннего, психологического плана. Наиболее ярко эти трудности  проявляются в момент публичного концертного выступления, когда в процессе пения всего хора, дети, не имеющие за плечами опыта исполнения перед зрителями, теряются, замолкают или начинают петь фальшиво, забывают текст.

Такой отрицательный концертный опыт в дальнейшем может вызвать так называемые навязчивые состояния (своего рода фобии): боязнь ошибки, боязнь трудного места, фобия «отказа памяти», навязчивые «мысли о себе».

Особенно часто такие страхи, волнения возникают у учащихся с хорошо развитым, но плохо контролируемым воображением, которое иногда может направляться и на иррациональные пути.

Эффективной формой профилактики отрицательных навязчивых мыслей, излишнего волнения является целенаправленное регулирование педагогом соотношения отрицательного и положительного концертного опыта хористов. Усилия преподавателя должны быть направленны на накопление, фиксацию, закрепление и запоминание положительно окрашенных представлений, эмоциональных состояний учащегося, связанных с теми или иными компонентами  репетиционной и исполнительской работы.

В этих целях рекомендуется брать только посильный репертуар, а усложнять его постепенно. На начальном этапе работы над произведением предпочтительно избегать чрезмерного концентрирования внимания на трудностях, отмечать те места, которые хорошо получаются.

У начинающих исполнителей часто возникают многообразные виды страха перед трудностями, которые оны склонны преувеличивать (скачки, пение высоких нот, распевания). В таких случаях желательно детально проанализировать эти эпизоды вместе с хористами, разделить их на более простые элементы, делая более понятными, т.е психологически более  легкими. Главное - убедить учеников, что трудность данного места на самом деле значительно меньше,  чем кажется на первый взгляд.

Для профилактики возникновения излишнего волнения и страхов также важен хороший контакт с педагогом - учащиеся должны быть уверены в том, что педагог хочет им помочь, научить, понять их. В процессе  репетиционной работы необходимо ободрять хористов, беседовать о музыке, иногда шутить, делать обстановку на уроке психологически « уютной» и благоприятной для творческого общения. Педагог должен всячески способствовать самоутверждению учащихся, развитию в них чувства самоуважения.

Как известно, исполнителей, которые не волновались бы перед выступлением, мало. Для детей, у которых  опыт концертных выступлений невелик, взволнованность особенно свойственна и часто мешает  во время исполнения. Для устранения чрезмерности  волнения необходимы частые выступления (например: выступления перед родителями, прослушивания педагогами школы). Перед началом произведения педагогу-хормейстеру необходимо наладить контакт с каждым юным исполнителем, взглядом, улыбкой настроить на исполнение, быть внутренне спокойным и излучать это спокойствие, но при этом быть творчески немного взволнованным. Ведь творческое волнение или «волнение в образе» служит достижению цели исполнителя, вносит в исполнение черты приподнятости, необычности и является проявлением ярчайшего артистизма.

Список использованной литературы.

  • 1. Музыка. Образование. Культура. - Таганрог : ТГПИ, 2000.
  • 2. Стулова Г. Хоровой класс. - М. : Просвещение, 1988.
  • 3. Харламов Н. Педагогика. - Минск : Университетское, 2002.
  • 4. Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Вып.4. - Тамбов, 2002.
Просмотров работы: 5