Дирижирование (от франц. Diriger - направлять, управлять, руководить) - один из видов музыкально-исполнительского искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной труппой и т.д.) в процессе подготовки и во время публичного исполнения музыкальных произведений. Современное дирижирование требует от дирижера широкой образованности, основательной музыкально-теоретической подготовки, тонкого слуха, хорошей музыкальной памяти, активной целенаправленной воли и конечно искусного использования различных приемов взаимодействия с коллективом.
Но конечно, для исполнения музыкального произведения, также от коллектива требуются высокий уровень профессиональной подготовки, огромное взаимопонимание и абсолютное подчинение дирижеру, отвечающему за результат их стараний.
Основополагающим здесь, безусловно является взаимопонимание, которое и отличает членов коллектива от героев басни Крылова:- «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду». Но прежде, чем стать коллективом, группа людей, объединяющая свои усилия для выполнения общей деятельности, должна совершить эволюцию во взаимоотношениях. Так различают:
Попадая в общество других людей, человек может менять свое поведение. В свое время В.М.Бехтерев установил, что коллектив может действовать на людей трояко: либо он будет усиливать личность и увеличивать ее возможности, либо она останется безразличной к коллективу, либо коллектив выступит в роли тормоза для проявления потенций личности. Т.о. групповая деятельность может быть построена как на основе принципов кооперации, предполагающих взаимопомощь и сотрудничество, так и на основе принципов конкуренции, в основе которых лежит идея конкуренции членов группы друг с другом. Отдавая большее предпочтение сплоченности коллектива, необходимой для эффективной его деятельности, очень важно не забывать, что при слишком теплых отношениях коллектив большую часть энергии тратит именно на поддержание хороших межличностных отношений, а работа незаметно отходит на второй план.
Для решения подобных проблем, производственных задач дирижер использует различные стили руководства, которые накладывают на коллектив особый отпечаток в манере игры.
Авторитарный - большинство решений принимается самим руководителем. Попытки повлиять на выработку решения увенчиваются взрывами ярости либо оскорбительными репликами. Руководство осуществляется при помощи директив и приказов, которые требуют безоговорочного исполнения.
К дирижерам-диктаторам относились Артуро Тосканини и Густав Малер. С одной стороны при недостаточной квалификации членов коллектива и их низкой сознательности, такой стиль руководства, четко определяющий функции каждого, является наиболее эффективным. С другой стороны стопроцентная диктатура дирижера вряд ли даст значительный художественный результат. Однажды Игорь Маркевич сказал, что сейчас ни один уважающий себя известный коллектив не стал бы терпеть постоянные взрывы ярости дирижера, оскорбительные реплики, унижения и полное игнорирование норм и трудовых положений. К сожалению, в провинциальных оркестрах рабочее место скорее покинет рядовой исполнитель, чем дирижер. А проведут репликой:-«Незаменимых людей нет!».
Демократический - позволяет подчиненным участвовать в выработке решений. Такой стиль руководства говорит о высоком уровне развития коллектива. В нем выделяются наиболее значимые лица, с которыми руководитель согласует свои решения. А членам коллектива предоставлены все возможности для проявления инициативы и самостоятельности. Конечно - же такой стиль руководства дает наилучшие результаты: более высокая самооценка, меньше проблем и как правило повышенная работоспособность.
Дирижерами такого плана были Артур Никиш и Вильгельм Фуртвенглер. Это люди, как правило, притягивающие к себе безграничным светом и теплом своей души, которые излучают силу, знания, мудрость и доброту. Очень приятно работать в таком коллективе!
Попустительский, при котором ни руководитель, ни коллектив не обсуждают и не участвуют в развитии коллектива и не ставят перед собой производственных задач. Результаты деятельности коллектива при таком руководстве очень скромны. Отчасти такой стиль руководства господствует в студенческих оркестрах во время дирижерской практики. Студенты 3-5курсов, выходящие за пульт, должны разучить произведение с оркестром. Оркестранты - это те самые студенты - сверстники, для которых дирижер не является авторитетом. И как следствие - неподчинение, отсутствие интереса к происходящему, пониженный уровень внимания и работоспособности . Конечно, такие коллективы не лишены целей и задач, и, результаты далеко не худшие, но, что касается творческого настроя и эмоционального посыла, об этом, конечно, приходится только мечтать. В таких случаях хочется пожелать молодым дирижерам не показывать волнение музыкантам. Также рекомендуется мысленное прорепетирование ситуаций, имеющих непредвиденный характер. От дирижера должны исходить сила и уверенность. И даже если дирижер не станет выдающимся музыкантом, качество организатора в себе он обязан сохранить.
Наиболее приемлемым стилем из выше перечисленных является демократический. Г. Рождественский считал, что «в идеале - оркестр должен быть блестящим собеседником дирижера».
Особенности демократического стиля:
К сожалению, руководитель не всегда умеет высказать критическое замечание своим музыкантам в адрес их исполнения. Очень многие из них воспринимают подобные замечания болезненно. Д. Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» пишет, что нужно для того чтобы воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды:
Вывод:
Способность дирижера к общению является одной из составных граней его таланта. Эту способность, как и любую другую, нужно развивать. Ошибки в общении приводят к тому, что музыканты сковываются и не желают работать с полной отдачей. Умение встать на правильно выбранную позицию, позволяет избежать конфликта и, более того, способствует поддержанию сплоченности коллектива. Важнейшим условием такого достижения является любовь оркестрантов к своему искусству, с одной стороны, и любовь к своему дирижеру и художественному руководителю-с другой.
Литература: