Роль музыки в жизни современного ребёнка - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Роль музыки в жизни современного ребёнка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная жизнь с её бешеным ритмом, суетой, грохотом и скрежетом - не самая лучшая среда для занятий музыкой. Нас повсюду окружают шумы. На улице - транспорт, дома - различная техника, бесконечные стройки, ремонтные работы и т. д. В качестве «музыки» со всех сторон раздаются низкопробные песенки в соответствующей обработке, всё компьютерное, неживое... больше и больше становится «имитаций жизни», причём проявляется это во всех сферах. Не обошло это явление и музыку... слышишь порой какой-то очередной «хит» и в голове проносится печальное «голос, идентичный натуральному», «инструменты, идентичные натуральным»... о мелодичности и красоте остаётся только мечтать...  Вот в этой «чудной» обстановке, в постоянном дефиците подлинной красоты подрастают и развиваются дети. Обилие «неживых» звучаний замедляет развитие музыкальных способностей. Музыкальное воспитание должно основываться на знакомстве с «живой» музыкой, на посещении концертов исполнителей (на различных музыкальных инструментах, также вокалистов), симфонического, духового, народного оркестров, ансамблей, хора и т.д.

Слуховые представления, сформированные окружающим миром, пугают. На уроке попросила ученика-первоклассника привести примеры музыкальных и шумовых звуков. Шумовых насчиталось около пяти, а музыкальных примеров (кроме указанных в учебнике по сольфеджио) ребёнок привести не смог. Музыкальный слух у подавляющего большинства детей слабо развит. Можно сказать, скрыт под пластами «антимузыкальных» слуховых  представлений. Исключение составляют дети, развитием которых родители целенаправленно занимаются, водят на концерты, тщательно подбирают мультфильмы и фильмы для просмотра, контролируют время, проведённое ребёнком у телевизора или компьютера. В работе с большинством детей  приходится сталкиваться с  трудностями. На первых уроках мало  кому удаётся чисто спеть простую песенку на одной ноте. Благодаря сольфеджированию постепенно развивается музыкальный слух, формируется навык предслышания. Также для развития музыкальных способностей большинство учеников, переступая порог скрипичного класса, отправляются на хор.

Занятия музыкой, как ни пытайся представить их увлекательной игрой, рано или поздно оборачиваются увлекательным, или неувлекательным трудом. Задача преподавателей и родителей поддерживать и интерес ребёнка. Для того, чтобы исполнить любое, даже самое лёгкое произведение нужно приложить усилия.  В жизни столько других интересных и не таких трудных занятий, что же приводит детей в музыкальную школу? Что заставляет их учиться до окончания школы, а некоторых становиться музыкантами? Кто-то ответит: родители. И приводят, и заставляют. С этим трудно поспорить. Действительно, многих заставляют учиться музыке. Однако сколько примеров, когда маленькие 4-5тилетние дети упрашивают родителей купить какой-либо музыкальный инструмент и отдать их на обучение. Это происходит оттого, что ребёнок где-то услышал музыку и у него появилось желание научиться.

С самого начала работы в музыкальной школе меня беспокоит вопрос: что значит музыка для детей? Какую роль она играет в их жизни? В моём классе учатся 12 детей разных возрастов (от 6-ти до 14-ти). Все они находятся на начальном этапе обучения, т. к. 9-ти и 14-тилетние пришли в школу в этом году. На уроках мы помимо игры на скрипке много поём, сочиняем песенки, играем дуэтом, иногда объединяемся в маленький ансамбль. В первое время об отношении детей к музыке приходилось догадываться, наблюдать, экспериментировать с репертуаром, приёмами игры. Конечно, очень хотелось поговорить, задавать вопросы, останавливало понимание того, что дети должны быть подготовлены к этому разговору, должны попробовать всё: поиграть на разных инструментах (хотя бы на двух, на скрипке и фортепиано), поиграть в ансамбле, попеть сольно и в хоре, выступить на концерте, сочинить что-нибудь, познакомиться с различными музыкальными произведениями. Таким образом, у детей сформируются определённые музыкальные представления и предпочтения. К концу второй четверти все мои ученики попробовали свои силы в разных музыкальных областях и я решилась на этот разговор. Говорила с каждым ребёнком в отдельности, чтобы избежать их влияния друг на друга, чтобы было честнее.

На прямой вопрос: «что музыка значит для тебя?» сразу не ответил никто. Формулировка вопроса оказалась детям непонятна, они об этом не задумывались. На вопрос «тебе нравится заниматься музыкой?» все ответили единогласно: «да!». Бальзам на душу!

В рейтинге любимых инструментов уже пошли различия. У большинства учеников любимый инструмент - скрипка, на втором месте - фортепиано, потом гитара. Есть такие, у кого наоборот, фортепиано - любимый инструмент, на втором месте - скрипка. Несколько учеников изъявили желание учиться играть на трёх инструментах: на скрипке, фортепиано и гитаре, а один ученик заявил, что хочет играть на всех инструментах. Все дети независимо от способностей и вокальных данных очень любят петь. Некоторые даже сказали, что петь им нравится больше всего. С огромным удовольствием они поют в хоре. Несмотря на недавнее начало занятий, у каждого ученика уже были небольшие публичные выступления. Выступать всем очень нравится, особенно момент, когда зрители хлопают и можно красиво поклониться. Дети стремятся к выступлению, для них это один из серьёзных стимулов к занятиям.

На вопрос «хотелось бы тебе стать музыкантом?» к моей огромной радости все ответили - «да!». Одна девочка 7ми лет, правда, добавила « Хочу стать музыкантом и зарабатывать много денег».

На вопрос « Что нравится больше, играть самому или в ансамбле или оркестре, где собираются много-много разных музыкантов» большинство ответили: «в ансамбле и оркестре», несколько учеников сказали: «и так и так». Один ученик (тот, который хочет играть на всех инструментах) очень любит импровизировать, и у него есть к этому способности, одна девочка сочиняет песенки «на ходу». Мама девочки очень удивилась, когда узнала об этом, т.к. не замечала за дочкой склонности к сочинению. Недостаток внимания к интересам ребёнка, к сожалению, часто встречается во многих семьях.

Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка [1].

Когда походы на концерты становятся доброй семейной традицией, когда в доме регулярно звучит классическая музыка, это способствует поддержанию интереса, развитию музыкальных представлений, расширяет кругозор.

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию [2].

Чем раньше состоялось знакомство ребёнка с музыкой, тем лучше. В музыкальных магазинах масса специальных музыкальных коллекций для всех возрастов. В то же время, при всём многообразии музыкальных дисков, ничто не заменит ребёнку колыбельной, спетой мамой перед сном. Для того, чтобы петь колыбельные необязательно иметь выдающиеся вокальные данные и абсолютный слух. Нужно только немного любви и внимания, а простую мелодию колыбельной может освоить каждый.

Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления [3].

Однако, если музыкальные способности в раннем возрасте проявились недостаточно, это не должно смущать родителей и учителей. Если у ребёнка есть интерес к музыке, желание заниматься, способности будут развиваться, и он сможет достичь хороших результатов.

В наше время особенно важно дать детям музыкальное образование, чтобы они смогли самостоятельно ориентироваться в музыкальном многообразии, были способны распознать подлинное искусство и ценить его.

Не каждый ребёнок станет музыкантом. Воспитание музыканта не должно быть единственной задачей педагога. Самая главная задача - научить ребёнка воспринимать музыку, расширить его кругозор, обогатить музыкальные представления, развить музыкальные способности.

Музыка открывает детям целую жизнь. Интересную жизнь кроме школы, возможность проявить себя в творчестве, выделиться среди своих сверстников, почувствовать себя артистом. Музыка помогает выработать своеобразный «иммунитет», чтобы не потеряться, не зачерстветь в современном мире.

Список литературы

  • 1. Григорьева А. И. «Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста». - Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2008/ped30.html.
  • 2. Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей». - М., 1978.
  • 3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. - 1991. № 4.
Просмотров работы: 56