Гений и его отношения с окружающим миром - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Гений и его отношения с окружающим миром

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  "Гений - человек одержимый, но он творец..."

Н. А. Бердяев

С первого взгляда может показаться глупым и нелепым сравнение гениальных и сумасшедших людей, но если рассмотреть этот факт с научной точки зрения, то можно найти много общего у гения и помешанного. И одни и другие всю жизнь остаются одиноким, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что "его искусство заменяет ему жену".

Человеческий или природный фактор, авария, тяжелая болезнь или просто неудачное падение могут привести к сумасшествию. А бывает и, наоборот, что эти же факторы могут превратить обычного человека в  гениального. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Можно сказать, что гениальность зависит от патологических изменений, но в тоже время является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно, по сравнению с талантом. Юрген Мейер в своей книге «Гений - не талант» пишет: «...талантливый человек действует строго обдуманно, он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна...» [1, 45]. Т.е., если поинтересоваться у гениального человека, какие чувства испытывает он, когда к нему приходит озарение или муза, ответ будет примерно таким: «...это какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры». Наполеон говорил, что исход битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейся бездеятельной; при наступлении благоприятного момента она вспыхивает, подобно искре, и в результате является победа (Моро). Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом композиторы сочиняют прекрасные произведения, совершенно не сознавая этого.

Можно сделать вывод, что величайшие мысли, прекрасная музыка рождаются внезапно и развиваются бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. В этот момент бессознательного, человека бесполезно в чем-либо переубеждать, потому что это момент экстаза, но как только он проходит, гений превращается в обыкновенного человек или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры, т. е. гений, как весы, которые никогда не будут уравновешенны. Несомненно, что между сумасшедшим во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская пословица гласит: "Aut insanit homo, aut versus fecit" ("Или безумец, или стихоплет").

Известны факты, что многие гениальные люди употребляли такие средства, которые временно усиливают прилив крови к голове в ущерб остальным членам тела. Здесь кстати упомянуть о том, что многие из даровитых и в особенности гениальных людей злоупотребляли спиртными напитками. Можно вспомнить М.П.Мусоргского - гениального  русского композитора.

Известно и то, что многие гениальные люди, чтобы дойти до истины, доводили себя  до состояния близкому к помешательству, даже появлялись галлюцинации, человек начинает видеть предметы, которые он себе только воображал.

Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности первого.

По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством.

Очень часто сильная впечатлительность гениальных людей является причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется не стоящим внимания. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие. Тем, кому пришлось жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство обычных  людей.

Автор книги «Гениальность и помешательство»  Ч. Ломброзо писал: «...главнейшая причина меланхолии и недовольства жизнью избранных натур является закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы» [2, 238].

Иногда чувствительность искажается и делается односторонней. Из-за  такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности великих людей и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём бы то ни было. Отсюда следует, с одной стороны, что не должно никому верить безусловно, даже великим людям, а с другой стороны, что моральное лечение мало приносит пользы помешанным.

Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служит причиной тех странных поступков вследствие временной анестезии и анальгезии, которые свойственны великим гениям наравне с помешанными. Например, гениальные люди могут угадывать то, что им совершенно не известно. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении.

Природные и атмосферные явления, влияющие на гения.

Ученые, проведя ряд наблюдений пришли к выводу, что психическое состояние гениев и сумасшедших изменяется под влиянием колебаний барометра и термометра. Изучение доказало, что развитие умопомешательства совпадает обыкновенно с повышением температуры весной и летом и даже идет параллельно с ним, но при этом весенняя жара, вследствие контраста с зимним холодом, действует еще сильнее летней, тогда как сравнительно ровная теплота августовских дней оказывает менее губительное влияние. Полнейшая аналогия с этими явлениями замечается и в тех людях, которых - трудно сказать, благодетельная или жестокая, - природа щедро одарила умственными способностями. Редкие из этих людей не говорили сами, что атмосферные явления производят на них громадное влияние. Доказано, что высокая температура, благоприятно действующая на растения, способствует продуктивности гения.

Ч. Ломброзо писал: «Если бы историки, исписавшие столько бумаги и потратившие столько времени на подробнейшее изображение жестоких битв или авантюрных предприятий, осуществленных королями и героями, если бы эти историки с такой же тщательностью исследовали достопамятную эпоху, когда было сделано то или другое великое открытие или когда было задумано замечательное произведение искусства, то они почти наверное убедились бы, что в наиболее знойные месяцы и дни оказываются самыми плодовитыми не только для всей физической природы, но также и для гениальных умов» [2, 176].

При всей кажущейся неправдоподобности такого влияния оно подтверждается множеством несомненных фактов. Данте сочинил свой первый сонет 15 июня 1282 года, весной 1300 года он написал "Vita nuova", а 3 апреля начал писать свою великую поэму.

Мильтон задумал свою поэму весной.

Галилей открыл кольцо Сатурна в апреле 1611 года.

Лучшие вещи Фосколо были написаны в июле и августе.

Вольтер написал "Танкреда" в августе.

Байрон окончил в сентябре 4-ю песню "Pelligrinaggio", в июле "Пророчество Данте", а летом в Швейцарии - "Шильонского узника", "Мрак" и "Сон".

Леонардо да Винчи задумал статую Франческо Сфорца и начал писать свое сочинение "О свете и тени" 23 апреля 1490 года.

Первая мысль об открытии Америки явилась у Колумба в конце мая и в начале июня 1474 года, когда он задумал отыскать западный путь в Индию.

Кеплер в мае 1618 года открыл законы движения мировых тел.

Открытие Скиапарелли относительно падающих звезд было сделано в августе 1866 года.

Никольсон открыл окисление металлов с помощью вольтова столба летом 1800 года и так далее.

Под эту же категорию можно подвести и почти все остальные проявления человеческой деятельности, даже наименее произвольные. Оплодотворение, например, и то зависит от хорошего питания организма и от наследственности; сама смерть и сумасшествие лишь, по-видимому, обуславливаются непосредственными или случайными причинами, но в сущности они находятся в полнейшей зависимости, с одной стороны, от атмосферных явлений, а с другой - от органических условий.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать  вывод, что во-первых, гений - это очень сложный человек, который находится в постоянной борьбе с собой и своим внутренним миром, во-вторых, гениальный человек пытается доказать всему миру, что его суждения,  действия, открытия имеют право на существование и надеется на признание его истин, в-третьих, это достаточно неуравновешенная (в психическом отношении) личность, для которой характерны постоянные смены настроений, причины этих перепадов различны. И в завершении, хочется сказать, что быть гением - тяжелое бремя, и как бы не был психологически силен гениальный человек, ему нужна постоянная психологическая поддержка людей, которым он доверяет. Если же ее не будет долгое время, как бы это грустно и отчасти страшно не звучало, гений может сойти с ума и стать безумцем.

Список использованной литературы:

  • 1. Юнгер Мейер. «Гений и талант» / Юнгер Мейер. - 1879.
  • 2. Ломброза Ч. «Гениальность и помешательство» / Ч. Ломброза. - Спб., 1892.
  • 3. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А. 1999.
  • 4. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. - М. : Наука, 1977.
Просмотров работы: 137