Проблема адаптации в новом народно-певческом коллективе - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Проблема адаптации в новом народно-певческом коллективе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях хоровой деятельности мы имеем дело с коллективом. Перед каждым новым участником хора или ансамбля появляются проблемы адаптации в новом народно-певческом коллективе, которые мы рассмотрим в данной статье.

Народно-певческий коллектив способен создавать для каждого участника возможность развиваться как творческой личности, при этом все певчие всегда объединены общей целью (достижение целостности сценической программы, совершенство хорового звучания). Важным моментом успешности жизнедеятельности коллектива является настроение и атмосфера, в которой он живет, или социально-психологический климат коллектива: это - эмоции, отношения, настроения, мнения, установки. Поэтому, молодой специалист, приходя в творческий коллектив, чувствует влияние со стороны вообще общества. Он, начиная осваивать новую сферу своей жизни - профессиональную - как правило, всегда проходит стадию адаптации или приспособления, как к специфике самой профессии, так и к коллективу своих коллег, с которыми он будет работать.

Понятие адаптация происходит от лат. adapto - приспособлять. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде. Творческая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и профессиональная среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной творческой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации, тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия. Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к учреждению, а оно исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к новому сотруднику. Реализуя свои требования,исполнитель и коллектив взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс адаптации. Таким образом, творческая адаптация - двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией.

Адаптированность человека к конкретной творческой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях народно-песенной деятельности: усвоении социальной информации, и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами творческого процесса.

  1. Профессиональная адаптация исполнителя в народно-певческом коллективе выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, такими как: манера пения данного коллектива, репертуар, хореографические постановки, сценический макияж и т.п.
  2. Социально-психологическая адаптация певчего в хоровом коллективе заключается во вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с остальными членами хорового состава. В ходе такой адаптации исполнитель постепенно получает информацию о нормах, ценностях коллектива, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информация не усваивается певцом пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту певца, его ориентациям она оценивается им положительно, участник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с творческим коллективом. В ходе социально-психологической адаптации устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, художественным руководителем, администрацией.
  3. Общественно-организационная адаптация нового участника народно-певческого коллектива заключается в освоении организационной структуры коллектива (распределение по голосовым партиям; расстановка артистов во время репетиционного процесса, а так же работа в сценической программе), системы управления, режим труда и отдыха и т.д.
  4. Культурно-бытовая адаптация - это освоение в трудовой организации особенностей быта и традиций проведения свободного времени. Благодаря гастрольному графику народно-певческого коллектива, участники которого связаны не только отношениями по работе, но и совместным провождением досуга, свободное время, используя его для разностороннего развития личности, достаточно быстро и безболезненно происходит культурно-бытовая адаптация.
  5. Психофизиологическая адаптация - это процесс освоения условий, необходимых для работников во время труда. Не всегда в условиях гастролирования предоставляются отдельные гримерные и душевые комнаты. Для молодого артиста творческого коллектива вопрос санитарно-гигиенических условий стоит очень остро и оцениваются им болезненно.

Таким образом, следует отметить, что адаптация нового работника в народно-певческом коллективе - процесс, включающий в себя целый комплекс изменений, происходящих с человеком в течение достаточно длительного периода времени. Временные параметры привыкания певчего к новому хоровому коллективу зависят от его возраста, опыта работы, коммуникабельности, заинтересованности в работе и успешных результатах. Выше перечисленные данные необходимо учитывать руководителям народных коллективов для организации и плодотворной работы всего хорового состава в целом.

Литература:

Адаптация работника в новом коллективе. - Режим доступа: http://www.kadry.ru/articles/detail.php?ID=19365

Просмотров работы: 28