Некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детских образовательных учреждениях - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детских образовательных учреждениях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Игровая деятельность занимает важнейшее место в жизни детей дошкольного возраста, пронизывая все сферы их жизни. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Главный мотив  игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует  творчество, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира. Игра - отражение жизни, в ней все «понарошку», «как-будто», но при этом содержательное наполнение реально, чувства подлинны, искренни.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он совмещает разные впечатления жизни с личным опытом. Также и восприятие зависит от накопленного в течение жизни эмоционального опыта.

Чтобы вызвать в ребенке  отклик на определенное эмоциональное состояние, необходимо связать его с подобным воспоминанием из пережитого им когда-то. Привести пример, рассказать историю с описанием той или иной ситуации, и, несмотря на сравнительно небольшой эмоциональный опыт, ребенок способенярко воспринимать услышанное, обладая большой эмоциональной отзывчивостью.

 Поскольку основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, следует связывать обучающий процесс с игровым. Не секрет, что фраза «А давайте сейчас поиграем!» вызовет у детей куда большее воодушевление, нежели простое побуждение к вниманию. Вовлекая ребенка в своеобразную игру, педагог показывает открытость, приобщенность, заинтересованность в данном процессе. Таким образом, педагог как бы встает «на одну ступеньку» с ребенком, становясьтаким же участником увлекательного действа. Вероятно, что подобное поведение идет вразрез с субординацией, из-за чего ребенок будет меньше подвержен дисциплине, но в таком случае педагог должен найти такой баланс, при котором контроль будет сочетаться непосредственно с участием в игре.

Одной из основных проблем, возникающих при работе с дошкольниками, является привлечение внимания. Дети часто отвлекаются, им трудно слушать и воспринимать абстрактные повествования. Проблема усложняется с увеличением количества детей в группе. Чтобы ребенок не успевал «заскучать», необходимо часто менять виды деятельности, привлекать различные предметы, рассказывать и задавать вопросы.

Музыкальное занятие в детском саду имеет приблизительно одинаковое строение для детей разных возрастов, различия существуют в степени сложности задач. Так, для младшей группы основные задачи сводятся к ознакомлению с миром музыкальных звуков. Занятие длится не более пятнадцати минут. Зачастую во время занятия педагог демонстрирует детям музыкальные фрагменты, ассоциируя их с какой-либо игрушкой, на что дети чутко реагируют. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не в состоянии воспроизвести даже фрагмент песни, вовлечение в процесс исполнения ограничивается отдельными включениями в виде фразы или движения. Например, педагог исполняет песенку про петушка, демонстрируя игрушку или изображение, при этом, в нужный момент дети должны прокричать «Кукарекууу!». Дети хорошо запоминают материал синтетического характера, в котором пение совмещено с движением. В младшем дошкольном возрасте еще рано говорить об элементах танца, тем не менее, ребенок способен выполнять простейшие движения типа хлопков, топанья ножкой и т.п.

В средних и старших группах задачи усложняются, увеличивается и время занятия. В старшем и среднем дошкольном возрасте музыкальное занятие предваряет так называемая «разминка», в ходе которой дети выполняют движения под музыку, соответствующие в какой-то мере характеру музыки, например, ходьба под размеренный аккомпанемент, или марш под соответствующее сопровождение.

Содержание основной части занятия зависит от педагога. В основном оно включает в себя разучивание песен, а также прослушивание музыкальных примеров с их последующим описанием. Это может быть просто определение высоты звуков, но связанная с некими образами (низкие звуки - медведь, высокие - птички). Более сложная задача - это определение характера прослушанной музыки. Задача педагога не только дать представление о различных музыкальных настроениях, но и познакомить детей с музыкальными жанрами. Не лишним будет также дать хотя бы общие представления о тембрах музыкальных инструментов, демонстрируя звучание и одновременно показывая инструмент.

Неотъемлемым элементом музыкального занятия является разучивание танцев, подготовка к предстоящим праздникам. А в качестве отдыха и развлечения детям предлагается следующая игра. Звучит спокойная музыка, педагог объявляет: «Светит солнышко, зайчики гуляют...» Дети изображают гуляющих зайчиков. Затем звучит тревожная музыка, педагог говорит: «Ой, убегайте, волк идет!» И дети разбегаются по своим местам.

 Элемент игры должен присутствовать на протяжении всего музыкального занятия, что вызовет в ребенке неподдельную заинтересованность в процессе. Педагог должен быть все время в эмоциональном тонусе, обладать богатой фантазией, уметь импровизировать, ведь дети чувствуют любую неискренность. Также музыкальное занятие может включать момент театрализации. Воплощение может быть самым разнообразным: «Ребята, к нам в гости пришла кукла (мишка, зайчик), давайте споем ей нашу песенку!» Хорошим подспорьем для педагога будет умение придумывать увлекательный сюжет даже в самых простых ситуациях.

Важнейшим, на мой взгляд, на любом этапе развития, является момент ознакомления ребенка непосредственно с музыкальным материалом. Как показывает практика, даже у самых маленьких детей вызывает острый интерес звучащая музыка, особенно живое исполнение. Поэтому следует периодически играть на инструменте, либо ставить музыкальные произведения в записи.

 Необходимо с самого юного возраста накапливать у детей слуховой опыт. В течение жизни, дома, на улице, ребенок слышит разнообразные музыкальные примеры, многие из которых имеют очень сомнительное качественное и содержательное наполнение, поэтому задача педагога ознакомить маленького ученика с примерами классических образцов музыкального мира. Демонстрируя на занятиях хотя бы фрагменты музыкальных произведений знаменитых композиторов, педагог внесет неоценимый вклад в художественное развитие ребенка.

Не следует бояться, что данный материал вызовет у ребенка сложность в восприятии. Задача педагога как можно доступнее преподнести музыку, снабдив прослушивание несколькими настраивающими на нужный лад фразами, также возможен показ изображений, рассказ небольших историй, которые могли бы помочь детям лучше воспринять музыку.

Просмотров работы: 50