Главный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует творчество, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира. Игра - отражение жизни, в ней все «понарошку», «как-будто», но при этом содержательное наполнение реально, чувства подлинны, искренни.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он совмещает разные впечатления жизни с личным опытом. Также и восприятие зависит от накопленного в течение жизни эмоционального опыта.
Чтобы вызвать в ребенке отклик на определенное эмоциональное состояние, необходимо связать его с подобным воспоминанием из пережитого им когда-то. Привести пример, рассказать историю с описанием той или иной ситуации, и, несмотря на сравнительно небольшой эмоциональный опыт, ребенок способенярко воспринимать услышанное, обладая большой эмоциональной отзывчивостью.
Поскольку основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, следует связывать обучающий процесс с игровым. Не секрет, что фраза «А давайте сейчас поиграем!» вызовет у детей куда большее воодушевление, нежели простое побуждение к вниманию. Вовлекая ребенка в своеобразную игру, педагог показывает открытость, приобщенность, заинтересованность в данном процессе. Таким образом, педагог как бы встает «на одну ступеньку» с ребенком, становясьтаким же участником увлекательного действа. Вероятно, что подобное поведение идет вразрез с субординацией, из-за чего ребенок будет меньше подвержен дисциплине, но в таком случае педагог должен найти такой баланс, при котором контроль будет сочетаться непосредственно с участием в игре.
Одной из основных проблем, возникающих при работе с дошкольниками, является привлечение внимания. Дети часто отвлекаются, им трудно слушать и воспринимать абстрактные повествования. Проблема усложняется с увеличением количества детей в группе. Чтобы ребенок не успевал «заскучать», необходимо часто менять виды деятельности, привлекать различные предметы, рассказывать и задавать вопросы.
Музыкальное занятие в детском саду имеет приблизительно одинаковое строение для детей разных возрастов, различия существуют в степени сложности задач. Так, для младшей группы основные задачи сводятся к ознакомлению с миром музыкальных звуков. Занятие длится не более пятнадцати минут. Зачастую во время занятия педагог демонстрирует детям музыкальные фрагменты, ассоциируя их с какой-либо игрушкой, на что дети чутко реагируют. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не в состоянии воспроизвести даже фрагмент песни, вовлечение в процесс исполнения ограничивается отдельными включениями в виде фразы или движения. Например, педагог исполняет песенку про петушка, демонстрируя игрушку или изображение, при этом, в нужный момент дети должны прокричать «Кукарекууу!». Дети хорошо запоминают материал синтетического характера, в котором пение совмещено с движением. В младшем дошкольном возрасте еще рано говорить об элементах танца, тем не менее, ребенок способен выполнять простейшие движения типа хлопков, топанья ножкой и т.п.
В средних и старших группах задачи усложняются, увеличивается и время занятия. В старшем и среднем дошкольном возрасте музыкальное занятие предваряет так называемая «разминка», в ходе которой дети выполняют движения под музыку, соответствующие в какой-то мере характеру музыки, например, ходьба под размеренный аккомпанемент, или марш под соответствующее сопровождение.
Содержание основной части занятия зависит от педагога. В основном оно включает в себя разучивание песен, а также прослушивание музыкальных примеров с их последующим описанием. Это может быть просто определение высоты звуков, но связанная с некими образами (низкие звуки - медведь, высокие - птички). Более сложная задача - это определение характера прослушанной музыки. Задача педагога не только дать представление о различных музыкальных настроениях, но и познакомить детей с музыкальными жанрами. Не лишним будет также дать хотя бы общие представления о тембрах музыкальных инструментов, демонстрируя звучание и одновременно показывая инструмент.
Неотъемлемым элементом музыкального занятия является разучивание танцев, подготовка к предстоящим праздникам. А в качестве отдыха и развлечения детям предлагается следующая игра. Звучит спокойная музыка, педагог объявляет: «Светит солнышко, зайчики гуляют...» Дети изображают гуляющих зайчиков. Затем звучит тревожная музыка, педагог говорит: «Ой, убегайте, волк идет!» И дети разбегаются по своим местам.
Элемент игры должен присутствовать на протяжении всего музыкального занятия, что вызовет в ребенке неподдельную заинтересованность в процессе. Педагог должен быть все время в эмоциональном тонусе, обладать богатой фантазией, уметь импровизировать, ведь дети чувствуют любую неискренность. Также музыкальное занятие может включать момент театрализации. Воплощение может быть самым разнообразным: «Ребята, к нам в гости пришла кукла (мишка, зайчик), давайте споем ей нашу песенку!» Хорошим подспорьем для педагога будет умение придумывать увлекательный сюжет даже в самых простых ситуациях.
Важнейшим, на мой взгляд, на любом этапе развития, является момент ознакомления ребенка непосредственно с музыкальным материалом. Как показывает практика, даже у самых маленьких детей вызывает острый интерес звучащая музыка, особенно живое исполнение. Поэтому следует периодически играть на инструменте, либо ставить музыкальные произведения в записи.
Необходимо с самого юного возраста накапливать у детей слуховой опыт. В течение жизни, дома, на улице, ребенок слышит разнообразные музыкальные примеры, многие из которых имеют очень сомнительное качественное и содержательное наполнение, поэтому задача педагога ознакомить маленького ученика с примерами классических образцов музыкального мира. Демонстрируя на занятиях хотя бы фрагменты музыкальных произведений знаменитых композиторов, педагог внесет неоценимый вклад в художественное развитие ребенка.
Не следует бояться, что данный материал вызовет у ребенка сложность в восприятии. Задача педагога как можно доступнее преподнести музыку, снабдив прослушивание несколькими настраивающими на нужный лад фразами, также возможен показ изображений, рассказ небольших историй, которые могли бы помочь детям лучше воспринять музыку.