Музыкант-профессионал. Педагог – воспитатель - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Музыкант-профессионал. Педагог – воспитатель

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мы не можем своих учеников учить только тому, как надо играть на фортепиано. Педагог должен быть и воспитателем. Это дается как-то, не знаю даже как, но я глубоко убеждена и думаю, что не ошибаюсь, что я хорошо знаю своих учеников как людей, хотя я редко говорю с ними на музыкальные темы. Само общение через музыку способствует этому - она передает весь духовный мир человека. Но если мы знаем своих учеников, то и они нас знают и не всегда такого уж хорошего о нас мнения.

Огромную роль играет моральный облик педагога. Учить играть на фортепиано - не механическое дело. Музыка тесно связана со всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его духовный мир, и механически этому учить нельзя. В обучении музыки, повторю, есть элементы воспитания человека, а воспитывать другого можно только, воспитывая самого себя.

Если ты не любишь ученика, то ты не будешь хорошим педагогом. Все мы, занимающиеся этим трудным, раздражающим нервы делом, иногда кричим, нервничаем, но дети на это редко обижаются. Но есть то, чего учащиеся никогда не может простить педагогу: если, когда вы занимаетесь и у вас уже было десять учеников, в этот время открывается дверь и входит одиннадцатый и у вас на лице написано: какая досада, еще один идет!- этого ученик вам никогда не простит. Как бы вы не устали, вы должны давать урок так, как будто вам особенно приятно в данную минуту заниматься именно этим делом. Как только участвующий почувствует, что вы занимаетесь со скукой и с отвращением, он вам этого простить не сможет.

Надо постоянно работать над собой и не забрасывать собственных музыкальных занятий. Многие наши педагоги сами не играют. Не каждый, разумеется, в состоянии концертировать, но каждый может какое-то время дня заняться на фортепиано. Педагоги думающие, что могут научить, забывают, что «кто не идет вперед, тот идет назад».

Мне хочется сказать вот еще о чем: у нас среди детей имеется разный материал для обучения. Обычно педагоги рассуждают так: если чужой ученик играет хорошо, говорят: способный ученик, а вот у меня ученики малоодаренные, и они плохо играют. Это неправильно. Надо рассуждать иначе. Вот, например, плохой инструмент. Если я скажу так: был бы инструмент лучше, я бы лучше сыграл,- это будет плохо; а правильно будет сказать: если бы я играл лучше, то и плохой инструмент звучал бы лучше. То же самое в отношении учеников. Нельзя говорить: если бы мне дали одаренных учеников, я бы их хорошо учил; но правильно бы сказать: если бы я лучше учил, то и этот бездарный ученик кое- чему научился бы.

Если вы имеете дело с добросовестным ребенком, особенно девочкой, то очень легко научить ее посредственно играть на фортепиано. Но если ты плохой педагог и тебе дали талантливого ученика, ты его только испортишь.

Надо сказать, что ничего не может быть труднее, чем учить одаренного ученика, и глубоко ошибаются те, кто думает иначе.

Не надо стремиться на каждом уроке, на каждой пьесе научить всему на свете. У нас мудрят, дают миллион указаний и в результате запутывают ученика. Нельзя добиваться, чтобы он на данной пьесе сразу всем овладел. Боятся, что он тройку получит,- ну и пусть он тройку получит не беда.

Мне как-то задали вопрос: есть талантливые дети, но ленивые; какие меры следует по отношению к ним применять и следует ли их применять? Предоставить ли их «собственному течению» или заставлять заниматься насильно? Это вопрос серьезный, хотя и имеющий косвенное отношение к музыке, это - вопрос вообще воспитания. Какими мерами можно воздействовать на детей испорченных, ленивых, шаловливых? Это-вопрос общепедагогический. Это- дело таланта и такта воспитателя. Первое и основное: прежде чем воспитывать детей, мы должны воспитывать самих себя. Тот педагог, который не обладает достаточным самообладанием, слишком нервничает, не может оказать нужное воздействие на детей, неминуемо испытывает большие трудности в работе. К каждому отдельному случаю надо подходить индивидуально, с одним нужно говорить так, с другим - иначе. Когда учишь детей, у которых есть основание быть музыкантами, то к занятиям надо подходить серьезно и воспитывать в этих детях сознание долга и ответственности, сознание, что это - дело трудное. Ни в какой мере не следует снижать этого дела до забавы, это очень вредно. Еще и еще раз: нельзя к занятиям музыкой приманивать конфетками. Нужно чтобы ребенок занимался серьезно. Пусть он занимается четверть часа, но пусть в продолжение этих 15 минут он занимается серьезно. Если эти занятия превратить в игрушку, толку никогда не будет. Уметь овладеть вниманием ребенка - дело опыта и таланта педагога. Трудно сказать, какими мерами это достигается. Мы знаем, что у одного педагога дети сидят в классе тихо, спокойно, у другого - галдеж, шум. Надо уметь заинтересовать детей, овладеть их вниманием. Все это достигается опытом и талантом педагога. Педагогическая работа в значительной мере - искусство.

Между тем часто подход к вопросу обучения музыке вообще и к вопросу обучения игре на фортепиано в частности очень далек от искусства. Имеются целые горы книг о том, как якобы надо играть на фортепиано. Должна сказать, что я довольно много прочитала вообще, но, будучи довольно начитанной, я, может быть слабее начитана в области своей специальности. Однако все - таки в довольно многочисленных прочитанных мною книгах я, говорю, не преувеличивая, никогда ни одного слова не прочитала о музыке. Там говорилась о чем угодно, об анатомии и физиологии человеческого тела, о тех или иных мышцах, о посадке и т.п., но не о музыке. А между тем первое и основное, чем мы должны заниматься, - это музыка.

Просмотров работы: 28