Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель.
Умения для самовыражения и саморазвития:
Потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-профессионала. Концепция о внешней и внутренней мотивации гласит: о внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т.п.), то это внешняя мотивация. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные.
Внешняя положительная мотивация связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ.
Внешняя отрицательная мотивация связана с потребностью самозащиты и характеризуется стремлением избежать осуждения со стороны дирекции.
По данным А.А. Реан [3] удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной мотивации.
Профилактика и устранение отрицательной мотивации:
Вот, что советует известный психолог Н. Энкельман [5]: проявляйте в общении с окружающими свои положительные качества, будьте дружелюбны и тактичны, постоянно демонстрируйте им понимание и терпимость, не пренебрегайте юмором и шутками, постарайтесь не вступать в спор, даже если вы придерживаетесь другой точки зрения, старайтесь во всем видеть положительные стороны и не быть источником дурных вестей, внимательно слушайте собеседников.
Пути достижения профессионального идеала:
Это лишь некоторые пути, по которым может пойти педагог для достижения идеала: стать профессионалом. Конечно, у каждого свой путь приближения к идеалу и этот путь вечен, его горизонт беспределен. Ведь педагог всегда учится и стремится к совершенству, потому что служит высшей цели, обучая и воспитывая будущее поколение. Пусть это не просто, но оно явно приносит счастье!
Список литературы