Позитивная мотивация, как способ приближения к профессиональному идеалу - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Позитивная мотивация, как способ приближения к профессиональному идеалу

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема мотивации педагогической деятельности одна из наиболее сложных и неразрешенных. В мотивации личности главную роль играет направленность самой личности, которая включает в себя ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет то, как человек относится к окружающему миру и самому себе, единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри, является основой саморазвития и профессионализма - точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель.

Умения для самовыражения и саморазвития:

  • Удерживать профессиональную позицию
  • Противостоять трудностям
  • Понимать и изучать ученика или коллегу
  • Конструктивно управлять своими эмоциями
  • Иметь позитивный настрой
  • Всегда находиться в творческом поиске
  • Строить планы на будущее

Потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-профессионала. Концепция о внешней и внутренней мотивации гласит: о внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т.п.), то это внешняя мотивация. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные.

Внешняя положительная мотивация связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ.

Внешняя отрицательная мотивация связана с потребностью самозащиты и характеризуется стремлением избежать осуждения со стороны дирекции.

По данным А.А. Реан [3] удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной мотивации.

Профилактика и устранение отрицательной мотивации:

  • Определение краткосрочных и долгосрочных целей
  • Общение
  • Перерыв на отдых
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции
  • Сохранение положительной точки зрения
  • Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы
  • Ведение здорового образа жизни

Вот, что советует известный психолог Н. Энкельман [5]: проявляйте в общении с окружающими свои положительные качества, будьте дружелюбны и тактичны, постоянно демонстрируйте им понимание и терпимость, не пренебрегайте юмором и шутками, постарайтесь не вступать в спор, даже если вы придерживаетесь другой точки зрения, старайтесь во всем видеть положительные стороны и не быть источником дурных вестей, внимательно слушайте собеседников.

Пути достижения профессионального идеала:

  • Быть чутким,  понимать и изучать ученика, сопереживать ему, вставать на его точку зрения и уметь воздействовать не только на поведение и поступки, но и на его мотивы, цели
  • Управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер
  • Быть позитивным
  • Всегда находиться в творческом поиске
  • Осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, вычерпывать все положительное из своих природных данных
  • Укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, быть открытым поиску нового

Это лишь некоторые пути, по которым может пойти педагог для достижения  идеала: стать профессионалом. Конечно, у каждого свой путь приближения к идеалу и этот путь вечен, его горизонт беспределен. Ведь педагог всегда учится и стремится к  совершенству, потому что  служит высшей цели, обучая и воспитывая будущее поколение. Пусть это не просто, но оно явно приносит счастье!

Список литературы

  • 1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1989, с.20.
  • 2. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986, с. 40.
  • 3. Кузьмина Н.В., Реан А.Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  • 4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002, с.45-47.
  • 5. Энкельман Н. Преуспевать с радостью. М., 1993.
  • 6. Общая характеристика педагогической деятельности. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html.
  • 7. Исследование мотивации педагогической деятельности. - Режим доступа: http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=694EA98B25A74432BBA55F86FE7FCF04
Просмотров работы: 16