ВВЕДЕНИЕ
Нам кажутся недосягаемыми «звезды» кино, эстрады, спорта. Эти люди словно из какой-то придуманной, «ненашенской» жизни. Одни из них молниеносно взлетают и так же быстро гаснут, а другие надолго задерживаются на небосклоне. О том, как делаются «звезды», о «звездности» обычно расспрашивают продюсеров или шоуменов. Но давайте попробуем взглянуть на это с несколько необычного ракурса, к примеру, психологического. Довольно часто на концертных площадках, в гостиницах приходится пересекаться с нашими «звездами». Мы не претендуем на глубокий анализ и бесспорные выводы, но у нас от общения со «звездами» сложилось определенное мнение и скорее всего, «врачебные» выводы.
И только ли известные личности подвержены так называемой «звёздной болезни», или же «звёзды» живут и среди нас? Это одна из самых ужасных и трудноизлечимых болезней, которой болеет множество людей, независимо от их социального статуса и финансового положения. Попробуем ответить на эти вопросы в данном реферате.
ПСИХОЛОГИЯ «ЗВЁЗД» ШОУ-БИЗНЕСА
Что такое для нас «звезда»? Это то, что над нами, где-то высоко. Еще известный психолог Адлер заметил, что в человеке заложена проекция совершенствования, стремление к достижению известности, реализация себя. Вот пиком такого совершенствования и является «звездность». Любопытно взглянуть на это с точки зрения того, что здесь является искусственным и что естественным. К сожалению, в мире шоу-бизнеса искусственное рождение «звезд» превалирует. Хороший шоу-бизнесмен знает, что нужно той или иной социальной прослойке, какое событие интересно сегодня, какая песня или книга пойдут на «ура». Погиб Листьев, и тут же вышла повесть о нем. Шоу-бизнесмен должен обладать хорошей интуицией, а также уметь анализировать любые события, происходящие в мире, чтобы успеть улавливать тенденции предпочтения народных масс заранее [4].
Так что шоу-бизнесмен не только прекрасно представляет конъюнктуру, но и умеет мгновенно заполнить пустующую нишу, заткнуть ее какой-то «звездой», которая из себя ничего порой не представляет. В этом и есть элемент искусственного создания «звезд». Здесь главное - вовремя «пискнуть». Ведь как бывает? Человеку дали эфирное время - он может долго говорить, даже часто появляться на экране, но оставаться незаметным. А можно выйти лишь раз, и об этом будут говорить все. Недавно молодой фашист Веденкин дал интервью и за полчаса наделал такого шума, что о нем узнали все. Если загораются такие «звезды», то напрашивается вопрос - кому это нужно? Но это уже политика.
Когда впервые готовились к полету в космос, то главным претендентом на мировую «звезду» - первого космонавта - был Титов. От решения Королева зависело, кто из подготовленных к полету парней войдет в историю. Выбор пал на Гагарина. Здесь тоже есть элемент искусственности, но несколько иного плана.
Сейчас решается проблема борьбы с раком. Над этим бьются несколько групп ученых. Они могут подойти к решению одновременно, и встанет вопрос - кого из врачей включать в список, который тоже войдет в историю?
Что касается естественного появления «звезды», то это, как правило, талант, самородок, которому даже препоны не помешают подняться, он пробивается вопреки всему. Тот же феномен Высоцкого [9].
Но допустим, тем или иным способом «звезда» поднялась на небосклон. Здесь ее поджидает ловушка - «звездная болезнь». Это состояние, когда человек неадекватно, очень необъективно воспринимает себя. «Звездная болезнь» - это своего рода невроз, который проявляется в раздражительности, потере аппетита, бессоннице, неспособности работать. Типичное поведение в фазе «звездности» - обидчивость, завышенная самооценка, болезненное восприятие похвалы в адрес другого исполнителя. Если не хватает житейской мудрости, чтобы оценить себя и других реально, то и возникает болезнь со всеми вытекающими последствиями. Особенно подвержены ей люди инфантильные, духовно незрелые. Ведь часто на совсем юных, несформировавшихся, необразованных ребят сваливается бремя славы стараниями пронырливого человека. Но ребята к этому не готовы. Главная опасность здесь в том, что в состоянии «звездной болезни» человек не может творить, элемент творчества исчезает. Почему? Подобное происходит со студентами, поступившими в престижный вуз. Преподаватели МГИМО, к примеру, признаются, что часть студентов-первокурсников первые два месяца от радости просто не могут начать учиться - мешает эйфория. Здесь то же самое - паря от радости, «звезда» теряет способность работать, двигаться дальше. В этом, кстати, кроется и глубинная причина алкоголизма, которым страдают многие российские артисты. Принято считать, что творческие люди пьют из-за необходимости расслабиться после спектакля или концерта. Но дело здесь совсем в другом - все в той же «звездности». Они достигают того, к чему стремились, взобравшись на вершину, получают все. «Звезда» не может справиться с огромной радостью, эйфорией, появляется сильное напряжение, которое и снимается водкой. Многие признаются, что на пике славы ощущают образовавшийся вокруг вакуум, пустоту, одиночество, от которых спасаются опять же с помощью алкоголя или наркотиков. Так что алкоголизм - лишь следствие, а можно ли вылечить саму «звездную болезнь»? Лекарство здесь только одно - «звезду» снимают с ее высот, приземляют. Некоторым везет - получают отрезвление хорошей критикой в самом начале пути. После этого начинается настоящая работа.
В другом случае импресарио дает «звезде» установку на новую высоту, новую планку, заставляя работать. Более эффективен постепенный восход на вершину, когда составляется договор, действуют жесткие рамки контракта, а награды, похвала выдаются умеренными порциями. Нам трудно оценивать себя реально, нужен объективный взгляд со стороны, и если рядом с настоящей «звездой» окажется такой человек, то у нее есть все шансы быть в зените [8].
80 процентов молодых фанатов эстрадных "звезд " сталкиваются с вопиющим хамством поп-идолов. И, тем не менее практически все подростки мечтают занять свое место на небосклоне известности, не задумываясь о том, что "звездная болезнь" ведет к деградации личности, зачастую является причиной алкоголизма и наркомании, а следовательно, и преждевременной смерти...
Практически все «звездные» индивиды (будь то артисты, писатели, политики или ученые) если и не становятся отпетыми алкоголиками, то все-таки на определенном жизненном этапе проходят через пьянство. И связано это с инфантильностью, недоразвитостью личности. Человек определяет для себя цель жизни. И до тех пор, пока она есть, он в развитии. Достигнув желаемого, обретя славу, зачастую утрачивает ориентиры. И после эйфории от успеха наступает пустота, которая заполняется «зеленым змием». «Звезды» заболевают мордальным синдромом (мордальный - то есть узнаваемый). Человек считает: коль окружающие его узнают и имя у всех на устах, значит, он достиг успеха и нужен людям. Но это иллюзия, самообман. Мордальная известность не имеет ничего общего с нужностью, истинным признанием.
Телевидение - это наркотик. Многие личности заболевают телеманией. И если их удаляют от эфира, то они погружаются в глубокую депрессию, пока снова не окажутся «в ящике». Особенно от этого страдают ведущие и дикторы нарцистического типа, склонные к самолюбованию [4].
Австрийский психолог Альфред Адлер считает, что в основе принципа самоактуализации и всемогущества лежат комплекс неполноценности и юношеский максимализм. История доказывает, что практически все известные личности были наделены таким комплексом (вспомним маленького Наполеона), главное, чтобы он не стал патологическим. Из молодого человека, страдающего комплексом интеллектуальной неполноценности, может получиться хороший ученый. А способный, но самонадеянный юноша, которому все легко дается и который с малолетства купается в похвалах, обычно прекращает развиваться.
«Эффект зоопарка» затрагивает и «звезд», и их созерцателей. Человек видит кенгуру на картинке или экране, но хочет посмотреть, каков он живьем, хотя бы и в клетке зоопарка. Так и в отношении к известным личностям. В принципе, и «звезда» загоняет себя в клетку, то есть в несвободу, поскольку не только отгораживается от простых смертных «железным занавесом», купаясь в лучах славы, но и окружает себя телохранителями, а то и свитой таковых. В общем, чем ярче «звезда», тем она более несвободна [1].
В мире спорта «звёздная болезнь» также довольно частое явление. Особенно ей подвержены молодые спортсмены. Так, например, начинающий футболист подписывает контракт с известным клубом, ему выплачивается огромная зарплата, в результате чего он считает, что уже достиг определённых высот и перестаёт прогрессировать. Сколько таких молодых талантов отлично проявляли себя в юношеских командах, но быстро «затухали» во взрослом футболе. А ведь в спорте нет предела совершенству, по-настоящему великие футболисты достигли своих высот лишь благодаря постоянным тренировкам и совершенствованию самих себя. А сколько выдающихся футболистов столкнулись с проблемой алкоголизма или наркомании, в результате чего были вынуждены досрочно завершить карьеру, а то и вовсе попрощаться с жизнью. Среди наиболее ярких примеров: Дейна Казимеж, Пол Гаскойн, Диего Марадона [10].
«ЗВЁЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ»
Главный вопрос, который задают себе те самые «звезды» - кто ставит диагноз? Какое право имеют люди ставить диагноз в области, в которой не специализируются. Нас считают такими, какие мы на сцене, но мы другие. В жизни мы обычные люди, со своими тараканами в голове, со своими принципами, привычками. И почему они нас критикуют, определяя, что правильно, а что нет. Как надо себя вести, а как нет.
Само понятие «звездной болезни» может означать - болезнь звезды. Болезнь - это физическое или психическое расстройство организма, требующее медицинского вмешательства. Но ни один знаменитый человек не допустит вмешательство кого-либо в его работу, а тем более в его личную жизнь и собственные представления. И еще, что это? Психическое или физическое расстройство? Это скорее психическое заболевание. То есть, многие знаменитые люди просто психически нездоровы. Популярность бьет в голову, появляются деньги, и начинается болезнь, прогрессирующая, рецидивирующая и мешающая, каким-то образом, окружающим. Шаблонное отношение к звездной болезни. Кто виноват в её появлении? То самое окружение, которое делает, изначально, из артиста - звезду. Постоянное внимание, интервью, внимание поклонников и т. д. Таким образом, любой человек, преисполненный даже самых светлых идей, может заразиться. Дайте ему денег, покажите по телевидению и возьмите интервью в центральной газете. Но разве эти условия не подходят к каждому из нас? Над этим стоит задуматься, перед тем как осуждать. И вот здесь всплывает понятие зависти... Не стоит тогда говорить о ком - то. Следите за собой. Ведь многие ведут себя еще хуже, просто о них никто ничего не знает, поэтому и не обсуждает. Получается, что, осуждая и критикуя «звезд» в наличии «звездной болезни», внимание людей все равно приковано к ним. Казалось бы, не нравится - не смотри, не обсуждай, вообще не обращай внимание, так нет ведь, «звезды» как магнит притягивают к себе те самые фигуры, источающие желчь и негатив.
С другой стороны, не обо всех звездах говорят плохо, многие в глазах общественности - мягкие, пушистые и здоровые люди. А обычные рядовые люди, не находящиеся под глазами посторонних, иногда ведут себя еще хуже, просто никто этого не замечает.
Я самый лучший. Я это знаю. Если бы не знал, было бы очень тяжело жить... Более чем уверен, что так в глубине думает каждый человек. Все мы люди. Однако большинство достаточно реалистично относится к себе, видят свои достоинства и любят их, видят свои недостатки и борются с ними или, по крайней мере, пытаются скрыть. И существует 2 группы людей, которые либо превозносят свои недостатки в культ, замыкаются в себе (часто это могут быть просто жертвы обстоятельств), либо наоборот, которые превозносят в культ свои достоинства и больше ничего, кроме них, не видят. Это и есть, на мой взгляд, "звёздная болезнь". Главной причиной, которой является узкий кругозор, проблемы с адекватным восприятием окружающего мира, иногда, уже просто откровенная глупость. Все это следствие гордыни, которая всегда сопутствует "звёздной болезни". Именно эти причины и нужно лечить.
На мой взгляд, корни "звездной болезни" кроются в вопросе Родиона Раскольникова: "Кто я тварь дрожащая, али право имею". Начинаешь думать, что ты самый умный, самый красивый, самый-самый, не нужно ничего делать, все само ко тебе придет. Я считаю, что если человек замечает за собой синдромы "звездной болезни", то у него есть шанс от нее избиваться. Тяжелобольные, также как и алкоголики, никогда в жизни этого недуга в себе не признают
Таким образом, «звездная болезнь» это болезнь, но ничуть не звездная, так как ей может заболеть каждый. И все зависит от самого человека, склонен он или нет, пользуется он предоставленными ему возможностями или нет, и как он ими пользуется. Гармонично ведет себя человек относительно своего социального статуса. И приносит ли он реальную угрозу человеческому самомнению. [3]
«ЗВЁЗДНОСТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ»
Считается, что «звездная болезнь» - удел людей публичных: они всегда на виду, им чаще других достаются похвалы. Именно поэтому порой они склонны преувеличивать собственные заслуги. На самом же деле вирус «звездности» уже давно проник в офисы, и его симптомы одинаковы как для топ-менеджмента, так и рядового персонала.
Признаки нездоровой «звездности» довольно очевидны для окружающих. Такой сотрудник стремится демонстрировать и реально обустроить свою «независимость», «автономность», обособленный, привилегированный статус в группе, в которой он формально занимает такую же должность, как и другие. «Звезда» с легкостью нарушает корпоративные устои и требует к себе особого отношения [6].
С одной стороны, такой человек стремится не соблюдать субординацию с руководством («я ведь равный им») и все больше дистанцируется от коллег («я не такой как они»). «Кроме того, «звезда» стремится, чтобы ей воздавали за прежние заслуги и достижения, но уже не за каждодневные результаты. Она считает, что достойна особого режима работы, более высокой зарплаты, большей свободы, чем остальные сотрудники, что плохо влияет на работу команды. Высокомерие порождает негативное отношение коллег к «заболевшему» - это ответная реакция на его взгляды «сверху вниз» и на его презрение к менее успешным специалистам. Так что, ухудшение морально-психологического климата - еще один косвенный признак того, что в коллективе правит «звезда».
Психологи утверждают, что предрасположены к «звездности» люди излишне амбициозные и склонные к завышенной самооценке. Впрочем, без воздействия внешних факторов такие качества вряд ли сами по себе станут основой для развития разрушительной болезни. «Звезд» делает окружение. Ведь самая благодатная почва для их роста возникает, когда сотрудник не получает справедливую и адекватную оценку своих действий. Например, руководство акцентирует внимание на победах, но не указывает на ошибки и специалист сам перестает их замечать. Когда в организации нарушен процесс получения «обратной связи» нередко возникают ситуации, что сотрудников вообще никак не оценивают.
В таком случае человек способен любое свое профессиональное (даже незначительное) достижение - например, удачная сделка или проект с крупным клиентом - расценивать как особенный и уникальный успех». «Такой сотрудник начинает вести себя так, как будто сам «построил» компанию и вообще «на нем весь бизнес держится. Хотя фактически, результаты его деятельности не больше, чем хорошо выполненные служебные обязанности». Такой сценарий развития «звездности» возможен еще и в том случае, когда человек не может полностью реализоваться в личной жизни или профессиональном сообществе, а старается компенсировать это за счет работы [5].
В большинстве случаев сами управленцы культивируют в своих подчиненных избранных. Сначала руководитель выделяет перспективного сотрудника среди других, дает ему больше заданий и наделяет большими полномочиями. Специалист старательно их выполняет, а ему доверяют еще больше. Так, со временем, на одном человеке замыкается целый круг ключевых обязанностей и задач, от привлечения клиентов до распределения финансовых потоков. В результате он начинает себя чувствовать незаменимым в компании. Таким образом, руководитель становится заложником «звезды». Поскольку данный специалист очень ценен для компании, его требованиям и желаниям потакают чаще других. Он может требовать не только повышения статуса и особого внимания, но и материальных привилегий - авто или повышения зарплаты.
«Звездность» может возникнуть у людей, приближенных к руководству и имеющих доступ к конфиденциальной информации. Спровоцировать ее также может либеральный режим в компании, когда руководство, сокращая дистанцию между собой и некоторыми сотрудниками, катализирует начало «звездных» проявлений». Звездная болезнь довольно часто возникает вследствие чрезмерного культивирования руководством компании конкуренции между сотрудниками. Конечно же, взаимное сравнение результатов отдельных сотрудников и оплата в зависимости от результатов - важные и обязательные составляющие управления персоналом. Вопрос в «дозировке». Поэтому, лучше направлять внимание сотрудников на достижение не только индивидуального, но и общего результата [2].
На развитие звездной болезни значительное влияние оказывает современная ситуация на рынке труда, в частности дефицит квалифицированных кадров. Специалисты высокого уровня знают себе цену и уже при устройстве на работу заявляют о своих амбициозных карьерных и профессиональных планах. Впрочем, такую же высокую планку ставят и менее опытные специалисты. Работодатель зачастую вынужден идти им на уступки, а это повышает рыночную стоимость работника в его собственных глазах.
Внутри компании «звездность» также продолжает культивироваться, поскольку руководители боятся потерять ценные кадры и считают, что регулярное продвижение по карьерной лестнице - идеальный способ их удержать. В результате нескольких стремительных повышений специалист воспринимает их как должное.
Когда «звезда» перестает отождествлять себя с командой, начинает противопоставлять коллегам свое «Я», команда разваливается. Потому, каким бы феноменально способным и результативным специалистом ни была «звезда», эти ее качества перевешиваются негативными последствиями разрушения команды. Если стоит выбор между командой и «звездой», то руководителю лучше сохранить команду.
В «антизвездной» терапии есть разные приемы. В первую очередь они направлены на то, чтобы восстановить нарушенную «обратную связь» и дать возможность человеку адекватно оценить самого себя.
Это могут быть дисциплинарные меры, когда за ошибку одного сотрудника наказывается весь коллектив. Тогда сам коллектив постарается поставить такого человека на место. Впрочем, если авторитет звезды велик, то такой шаг неэффективен и руководству необходимо изменить свою кадровую политику и быть открытым не только для «избранного», но и для остальных сотрудников.
Как правило, «звезды» считают, что они суперпрофессионалы, знают и могут все. И вместе с тем они отстраняются от рутинной части своей работы, предпочитая ее делегировать. Для такого сотрудника полезно участие в проектах, где ему придется решать сложные задачи, для которых у него недостаточно умений и навыков.
«Звезды» плохо работают в «созвездиях» и тем более, вместе с теми, кто их сильнее - по профессиональным качествам, по иерархии, по авторитету. В такой ситуации они испытывают психологический дискомфорт, поскольку теряют ряд преимуществ. Поместить «звезду» в такую сильную команду - еще один способ ее перевоспитать.
Не менее важно выяснить индивидуальные мотивы сотрудника, которые привели к «звездной болезни». Например, специалист требует в знак признания своих заслуг служебную машину или двойной оплачиваемый отпуск. А такие поощрения нежелательны для компании, поскольку требуют дополнительных финансовых затрат и нарушают равенство членов команды. Возможно, эти требования являются проявлением каких-то глубинных потребностей, которые можно удовлетворит другими способами, менее затратными и разрушительными для демократической атмосферы в коллективе.
Если причина «звездности» в том, что сотрудник перерос свою должность, то возможен перевод сотрудника на ту позицию, где его таланты и умения будут более востребованны. При этом важно знать, какими ценностными критериями руководствуется сотрудник при своем росте: стремится ли он быть «выше» коллег по департаменту или ему необходимо чувствовать свою привилегированность в любой группе, где бы он ни находился. Если «звезда» относится к первой категории, то при переводе на более высокий уровень иерархии вероятность «выздоровления» и долгосрочного «профилактического» эффекта больше, чем с представителями второй [7].
Итак, основные причины «звездной болезни»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя черту, можно сделать попытку и дать, наконец, определение «звездной болезни»: это психологическая деформация личности, которая является следствием достижений, сопровождается отклонением сознания, проявляется в социальной дезадаптации и ведет к стагнации и деградации творческого потенциала. Звездная болезнь, на мой взгляд, - это ступор в развитии, за которым неминуемо последует регресс.
Я считаю, что «звездная болезнь» как любой психосоциальный недуг трудноизлечима и требует большой внутренней работы над собой и своими недостатками.
По моему мнению, столкнувшись с проявлением «звёздности» в человеке не осуждайте его, лучше следите за собой. Люди имеют право жить, как им заблагорассудится, если они не приносят вреда обществу. И не надо обвинять артиста в наличии у него «звездной болезни» только потому, что он артист, и болезнь - это обязательная составляющая его образа. Если вы не знаете человека близко, откуда вы имеете право обвинять его в несоответствующем ему поведении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ