Духовность и музыка в развитии личности - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Духовность и музыка в развитии личности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На рубеже XX-XXI в. произошли  глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека.

Эстетическое воспитание относится к числу проблем, от решения которых зависит во многом дальнейшее развитие человеческой культуры. Никто сегодня уже не будет отрицать, что в современном обществе с особой остротой возник вопрос о придании нового статуса задаче формирования, укрепления и развития личности и прежде всего её эстетическому воспитанию, способствующему зарождению новых эстетических, этических, художественных ценностей и мотиваций у каждого человека.

Главным критерием развития личности является духовность человека. Развитие духовности является одним из важнейших приоритетов в образовании. Под духовностью человека понимается его способность различать приоритеты в жизни, ценности, и подчинять им свои поступки, поведение. Духовность - это высшее достояние человеческой души, сердце личности.

Б.Т. Лихачев в своей работе «Воспитание и космизм» говорил, что «в воспитании цельной человеческой личности следует иметь в виду не только её социализацию..., а всю космоземную систему взращивания, формирования, становления духовно-нравственного свободного и ответственного индивида, способного самостоятельно оценивать течение жизни, делать выбор, принимать решения и совершать волевые поступки».

Образование должно быть духовным и многообразным, должно способствовать формированию свободной, творческой  личности - личности, которая может и хочет создавать.

Содержание воспитательного процесса заключается в формировании ценностных отношений. Духовное воспитание - этика, эстетика, философия, искусство - и формируют эти отношения, пробуждают богатство духовных стремлений, которые наполняют человеческую жизнь значимым  смыслом.

Духовность  как свойство личности является фундаментальным качеством человека и той целью, на которую должен быть направлен воспитательный процесс. Для развития духовного потенциала ребенок с самого раннего детства должен иметь возможность соприкасаться с высшими духовными ценностями.

В контексте  духовной ситуации нашего общества педагогический процесс требует серьезного философского осмысления и более глубокого внедрения форм искусств в учебно-воспитательную работу. Общеизвестно, что ядром и главным средством эстетического воспитания является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на личность на всех направлениях.

Любой вид искусства мыслит образами, а образ по своей художественной природе целостен.

Среди прочих искусств музыка занимает  особое место в развитии личности, наряду с духовностью. Не случайно  античные философы уделяли так много внимания музыкальному искусству.

Специфика музыки заключается еще и в том, что сравнительно с идеями прочих искусств, музыкальнее идеи являются более общими, родовыми.

По высказываниям Андрея Белого «...в музыке наибольшее приближение глубин духа к поверхностям сознания». Музыка как временная форма искусства универсальна еще и потому, что воздействует на любого человека в независимости от его возраста, пола, социального положения, образования и пр.  Она является выражением взаимосвязи между человеком и миром.

Один из известных специалистов по эстетике М. Коган отмечает, что: «Музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за её пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления будет порождать всё более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческой сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать...»

В современной социокультуре музыка всё больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. За подобной картиной скрыты сложные противоречия восприятия ценностных ориентаций в музыкальном искусстве. Большинство людей предпочитает эстрадно-развлекательную музыку, которая не требует интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Они не воспринимают её как художественное целое. Она служит для них фоном.

Музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. На сегодняшний день процесс обучения должен представлять собой тесное взаимодействие, синтез научных и духовных устремлений.

Список литературы:

1. Непомнящая Н. Психодиагностика личности / Непомнящая Н. - М., 2001.

2. Орлов А. Психология личности и сущности человека / А. Орлов. - М., 2002.

3. Воспитание высокой духовности средствами музыки. - Режим доступа: http://истра.рф/node/113871

4. Лихачев Б.Т. Воспитание и космизм. Земные смыслы неземной любви / Б.Т. Лихачев. - 1999.

5. Самбурская А. Проблема духовности в современной педагогике и музыкальном искусстве. - Режим доступа: http://alicepush.ucoz.ru/publ/2-1-0-9.

6. Коган М. Музыка в мире искусств / М. Коган // Советская музыка, 1987, № 3.

Просмотров работы: 40