Работа педагога-вокалиста в музыкальной школе - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Работа педагога-вокалиста в музыкальной школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мой поиск начинался с изучения опыта работы педагогов консерватории, различный певческих школ, певцов-педагогов, которые смогли обобщить основные принципы и методику своей работы.

Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надежным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. И в связи с этим индивидуально отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения. Полезно вместе с учеником анализировать и исправлять ошибки. Обработка голоса  и освоение певческих премудростей, это процесс, в котором педагог реализует свою профессиональную школу и свой опыт.

Конечная цель любого обучения - добиться того, чтобы ученик пел свободно, полетным звуком, без напряжения, точно фокусируя звуки, способствующие тембрально яркому звучанию.

Педагогов,  работающих с певцами можно разделить на две категории.

Одни любят и умеют «ставить голоса», их заботит больше техническая сторона процесса.

Другие - увлекают ученика высокими музыкальными идеями, развивая художественное, образное видение исполнительства.

И все же главный эстетический принцип - слияние технической и художественной стороны вокального процесса. Кропотливая работа над звуком, его свобода, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости - неотъемлемая часть педагогической направленности.

В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость в их творческом процессе.

Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Это самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить себя через голос.

Важно осознание внешнего эффекта. Это вопросы поведения, общения с окружающими, отношение к занятиям, педагогу, и получаемым знаниям. Сюда же входят вопросы внешнего вида на сцене и внутренней психологической подготовки к творческому проявлению.

В воспитании чувства своей значимости можно использовать похвалу и всяческую поддержку малейшему успеху или любому шагу вперед во владении процессом.

Свободный голос в свободном теле. Психологическая свобода - есть эмоциональная свобода. Голос всегда отражает наше внутреннее состояние, поэтому необходимо оградить себя от психических перегрузок, стрессов, неудач и так далее.

Необходимо ликвидировать чувство стыда, боязни, болезненного волнения  и стрессового состояния перед выходом на сцену, перед публикой, аудиторией. Если это присутствует, то проявится как неспособность к личному проявлению себя в творчестве. Психологические проблемы бывают в любом возрасте. Часто личные проблемы психологического характера замыкают внутренний мир, и очень трудно вырваться ему на свободу. Творческая личность без этой свободы состоятся не может. На обретение полноты своей творческой индивидуальности, как и внутренней свободы, иногда уходят году поисков, тренировок, смены педагогов и репетиторов.

Нельзя не обращать внимания на атмосферу психологических контактов и ауру, которую создает ученик вокруг себя, формируясь как музыкант. Его привычки, вкусы и взгляды должны быть под контролем педагога, формироваться им, если между учителем и учеником установлены доверительные отношения. Если существует какая-либо проблема проявления себя в жизни, то это обязательно скажется и на творчестве.

Личные неудачи, не правильный образ мыслей восприятия мира вокруг и себя в нем мешают внутренней свободе. Задача педагога - освободить ученика от влияния внутренних психологических зажимов. Внутренний мир - это и есть богатство каждого. Проникнуть в него, вытащить все самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом - вот путь правильной установки в системе вокальной педагогики.

Совершенствование умения и мастерства должно упираться на вдохновение и внутреннюю психологическую и интуицию, как педагога, так и ученика. В творческом процессе мы раскрываем музыкальный образ, рожденный мыслями и чувствами, как композитора, так и исполнителя, отсюда выстраивается исполнительский план произведения.

Наработка ощущений ученика построена на процессе внимания, наблюдения, анализа и контроля. Если каждое ощущение вместе с педагогом оговаривается словами, то оно обретает конкретную форму. Но иногда сознание противится переменам. Это происходит в случае, если учащийся не в состоянии наблюдать за своими ощущениями, анализировать их и контролировать. Тогда эту функцию берет на себя педагог. Он ставит вслух вопрос и анализирует вместе с учеником его ответ.

С первых же минуты занятия необходимо собрать внимание, создать атмосферу бодрости, желания работать. Очень важно психологически убедить ученика, что умение, пусть небольшим голосом, выразить свои мысли и чувства в данном вокальном произведении, дать свою неповторимую трактовку (со­образуясь, конечно, с замыслом автора) дает ни с чем несравнимую радость творчества.

Следует подчеркнуть их музыкальную подготовленность (если она имеет место), что, несомненно, поможет в преодолении вокальных трудностей. Как только в ребенке пробуждаются желание петь, вера в свои силы помогает ему продвигаться вперед.

Перед началом пения необходимо принять правильную вокально-певческую постановку корпуса. Корпус выпрямлен без напряжения, плечи слегка развернуты. Поза должна быть естественной, без напряжения мышц лица и шеи, взгляд прямо перед собой. Опора должна ощущаться в ногах. «Очень важно психологически почувствовать в себе наличие стержня, который объединяет все части тела от головы до ног». Певец должен находиться в состоянии бодрости и активности в течение всего занятия.

На первых порах не следует перегружать замечаниями о дыхании - дать возможность петь свободнее, непринужденнее. Но совершенно необходимо использовать дыхательные упражнения вне пения, особенно когда вводится понятие о правильном певческом дыхании. «Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2-3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе занятия.

У некоторых дыхание бывает правильным от природы, и в процессе занятий мы его развиваем, то есть процесс выдоха делаем более продолжительным и эластичным. Многое зависит от подбора репертуара, который нельзя завышать. Если чувствуется мышечное зажатие, можно предложить ребенку исполнить произведение с элементами естественного движения рук, корпуса. Радостное настроение дает мышечную раскованность и в то же время необходимую активность. Улыбка на лице помогает всему процессу голосообразования.

Психофизиология указывает нам, что процесс голосообразования представляет собой чрезвычайно сложный мышечный механизм. Следует учитывать, что координированная работа мышц, резонаторов, дыхательной системы идет по принципу автоматизированных движений из отделов центральной нервной системы. Навыки правильного звучания автоматизируются в процессе многократных, целеустремленных тренировочных занятий, а при отсутствии их - они утрачиваются.

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

(Рекомендуется выполнять 2-3 минуты)

Короткий вдох.

Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществляется органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.

Упражнение 1.

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2 (выполняется активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимания обучающихся.

Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.

Упражнение 3 (выполняется активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

Упражнение 4  (выполняется активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

Список литературы

1.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М. : «Музыка» . - 1968.

2.Суязова Г.А. Мир вокального искусства / Г.А. Суязова. - Волгоград : «Учитель» . - 2008.

3.Романова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - Режим доступа: http://festival.1september.ru.

Просмотров работы: 6