ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ (по материалам социологического исследования) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ (по материалам социологического исследования)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью человека. Статистика и долгосрочное прогнозирование показывают, что эти  цифры имеют тенденцию к дальнейшему росту, и в первую очередь, за счет увеличения числа событий техногенного характера.

Территория России подвержена комплексному воздействию более чем 30 опасных природных явлений, развитие и негативное проявление которых в виде природных катастроф и стихийных бедствий ежегодно наносят стране огромный материальный ущерб и приводит к большим человеческим жертвам. Наиболее разрушительными являются землетрясения, наводнения, цунами, оползни, ураганы и др.

Согласно проведенному обзору литературы в настоящее время разделяют поянтия «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситсуация». Экстремальная ситуация - это обстановка, возни­кающая в природе или в процессе деятельности челове­ка, при которой психофизиологические параметры мо­гут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельнос­ти человека [4, С.66-71; 6, C.5-23]. Например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы силь­нодействующих ядовитых веществ, высокие дозы облучения и др.

Согласно ФЗ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это неожиданная, вне­запно возникшая обстановка на определенной террито­рии или объекте экономики в результате аварии, катас­трофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жер­твам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнеде­ятельности людей [1].

Как правило, всякая чрезвычайная ситуация связана с опасностью для жизни и здоровья человека. Это закономерно вызывает у него чувства страха, растерянности, зачастую определяет неадекватное поведение. Эмоциональные реакции, возникающие в связи с опасениями за свою жизнь и жизнь окружающих, являются результатом влияния сильных раздражителей, неизбежно появляющихся при всех стихийных бедствиях, катастрофах и крупных авариях. Эти реакции усугубляются тем, что чрезвычайные обстоятельства возникают внезапно, часто в темное время суток, им сопутствуют нарушения работы систем электро- и водоспабжения, а при стихийных бедствиях - и резкое ухудшение метеорологических условий.

Тяжелые стихийные бедствия и катастрофы - трудное испытание для многих людей. Психическая реакция человека на экстремальные условия, особенно в случаях значительных материальных потерь и гибели людей, может надолго лишить человека способности к рациональным поступкам и действиям. Однако следует отметить, что в любых, даже самых тяжелых условиях 12-15% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. Это определяется уровнем их психологической защиты, которая формируется в повседневных условиях.

Существует две формы реакции человека на чрезвычайную ситуацию - пассивная и активная. Ощущение опасности у одних превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным, растерянным и неспособным к целенаправленным действиям, в том числе и к активной защите. У других людей угрожающая обстановка способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, побудить их выполнять свои задачи настойчивее, точнее и быстрее, не зная усталости. Часть людей инстинкт самосохранения подталкивает к бегству от угрожающих обстоятельств и факторов внешней среды, а других, наоборот, мобилизует к активным ответным действиям.

Последствие действия негативных факторов ЧС провоцирует возникновение у человека психических и психосоматических расстройств.

Различают следующие негативные последствия:

  • непосредственные, проявляющиеся во время чрезвычайной ситуации;
  • ближайшие (наблюдаются в течение года после чрезвычайной ситуации);
  • среднесрочные (наблюдаются до 5 лет после чрезвычайной ситуации);
  • отдаленные (наблюдаются и через 5 лет).

Известно, что ликвидация последствий чрезвычайной ситуаций, включающая и оказание помощи пострадавшим  в экстремальных ситуациях,  требует высокой психологической готовности всех участников. Согласно современным взглядам работа человека в сложных условиях, например, обусловленных высоким темпом и (или) высоким уровнем предъявления информации, опасностью для жизни и здоровья, характеризуется сменой определенных этапов  адаптационных механизмов.

Так, В.И.Лебедев выделяет следующие этапы адаптационных механизмов профессионала, включающегося в экстремальные трудовые ситуации и возвращающегося затем в обычные условия деятельности: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода, реадаптации. Несоответствие  резервных возможностей индивидуума, как физиологических так и психологических,  возрастающим стрессовым воздействиям обуславливает явление  профессиональной дезадаптации [3, С.412-418].

В ряде исследований было показано, что устойчивость к экстремальным профессиональным ситуациям зависит от индивидуально-типологических особенностей  субъекта труда: нейродинамических свойств, способностей эмоционально-волевой регуляции, мотивационно-потребностной сферы, психодинамических свойств и т.д. [2,3,5]. Предложены многочисленные методики, выявляющие уровень развития этих особенностей, нашедшие свое практическое применение в вопросах подбора кадров, в том числе психологического отбора.

При проведении аварийно - спасательных работ особое внимание должно уделяться психологическому состоянию как персонала аварийно-спасательных служб так и пострадавших.

Во время Уфимской катастрофы обследование членов аварийно-спасательных команд показало, что наиболее существенные изменения наблюдались в их психическом состоянии:

98 % обследованных говорили, что испытали «страх и ужас от увиденного»,

62 % указывали на чувство растерянности, слабость в конечностях.

в 20 % случаев соответственное состояние по прибытии на место катастрофы характеризовалось как предобморочное.

Все опрошенные, ретроспективно оценивая свое самочувствие в период аварийно спасательных работ, отмечали:

многочисленные соматические жалобы, сохранявшиеся и в периоды отдыха, в частности такие, как головокружение, головная боль, боли в области желудка, тошнота, рвота, расстройства стула,

54,5 % обследованных в последующие дни жаловались на нарушение сна, трудности засыпания, сонливость днем и бессонница ночью, прерывистый сон, сопровождавшийся кошмарными сновидениями, повышенную раздражительность и подавленное настроение;

у 10 % установлены умеренно выраженные гипертензивные реакции тахикардия.

В 22 % случаев отмечалось снижение показателей кистевой динамометрии на 25-30 % по сравнению с нормативными для этой возрастной группы данными.

Ориентировочная оценка снижения уровня работоспособности в первые часы после прибытия на место катастрофы составляла около 50%.
 В брошюре, изданной министерством внутренних дел ФРГ, под названием «Медицинские аспекты катастроф» приводятся некоторые данные об условиях, которые благоприятны для развития такого феномена, как паника. Паника может возникнуть, если какое-либо лицо или группа лиц полагает, что находится в ситуации, непосредственно угрожающей его жизни, причем это лицо (группа лиц) верит, что спасение возможно лишь в поспешном бегстве, которое нужно осуществить без всякого промедления.
Возникает вопрос: можно ли и если да, то как именно предотвратить чувство страха, т.е. сделать так, чтобы человек, попавший в экстремальные условия, сопутствующие любой катастрофе, реагировал бы на нее вполне сознательно, не поддаваясь эмоциям, и таким образом мог бы реально помочь себе и другим?

Чтобы правильно ответить на это, рассмотрим катастрофическое событие как некоторый так называемый «несчастный случай». Последний с точки зрения психологии (а также патопсихологии) представляет собой событие с неожиданными, сверхсильными раздражителями, действующими на органы чувств (грохот, боль, огонь, колеблющаяся земля и пр.). Эти раздражители порождают у человека страх, причем вид, длительность и специфика страха зависят не столько от самой ситуации несчастного случая, сколько от «личностной конституции» попавшего в катастрофу человека, т.е. от особенностей личности, проявляющихся именно в кризисной ситуации.
Ведущие зарубежные психологи отмечают, что поскольку страх знаком каждому человеку и каждый уже испытал его в какой-либо форме, то более или менее выраженная готовность человека к страху и даже к панике заложена в каждом индивидууме.

Таким образом, психологическая готовность личности к экстремальному возбуждению, страху и даже к ужасу является нормальным проявлением духовного мира человека в особых условиях, хотя возбуждение, страх и ужас проявляются глубоко индивидуально. Если отмеченные стрессовые состояния имманентны каждому нормальному человеку, отмечает один из западноевропейских психологов, то само катастрофическое событие следует считать «моментом истины».
Резкий скачок от обычного, размеренного повседневного поведения к поведению в чрезвычайных ситуациях не надежен, поскольку катастрофа не только активирует скрытые духовные и физические силы организма, но и рельефно обнажает слабости в характере человека. Слабый, мягкий и робкий в повседневной жизни индивидуум может показать себя во время катастрофы смелым и инициативным. И наоборот, признанные волевые «супермены» превращаются в ЧС в трусов, которые действуют пугливо и безрассудно.
Психическая реакция на разразившуюся катастрофу, как показывает практика, не всегда четко прогнозируема и может сопровождаться ошибками в принятии окончательного решения и неадекватными действиями. К сожалению, констатируют зарубежные психологи, медицинские и прежде всего психологические аспекты катастроф часто недооцениваются. Паника ослепляет до этого вполне разумно действовавших людей, которые теряют чувство реальной обстановки, что может сделать невозможной еще в действительности вполне возможную помощь, что приводит к еще большему хаосу.

Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями.

Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности. Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

В связи с этим, нами был проведен социологический опрос, направленный на выявление готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях. В опросе приняли участие студенты Волгорадского государственного медицинского университета, обучающиеся по не медицинским направлениям ( менеджмент, социальная работа и др.). При разработке программы социологического исследования использовалась авторская методика Ереминой М.В.-Доники А.Д.

Согласно полученным результатам большая часть респондентов (53%) считает себя готовыми к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях (рис.1).

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделялось психологии человека, его способностям быстро оказывать помощь. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, но несмотря на это людей, способных быстро принимать решения в ЧС оказалось значительно больше (рис.2).

Эффективность выработки управленческого решения, как известно из  теории и практики, напрямую зависит от личных качеств человека, его  теоретической и практической подготовленности, и состояния, в котором он  находится в период оценки экстремальной ситуации. Исходя из этого нам стало интересно какие же качества являются необходимыми для работы в экстремальных ситуациях? Респондентам предлагалось отметить наиболее важные в исследуемом контексте личностные свойства. Анализ полученных данных позволяет выделить 8 значимых личностных свойств, которые моделируют инвариант психологической готовности профессионала в условиях экстремальной ситуации (рис.3).

В процессе опроса также был выявлен ряд качеств, который мог бы помешать работать людям в экстремальных ситуациях (рис.4).

Для оценки мотивационной составляющей профессиональной деятельности в условиях ЧС предлагалось ответить на вопрос: «верите ли вы что ваши усилия способны изменить ситуацию?». Большинство респондентов, считающих себя готовыми к работе в условиях ЧС, ответили положительно. Около 30% этой части выборки высказали сомнение, что позволяет косвенно судить о невысоком уровне психологической готовности, и позволяет расценивать рассматриваемый вопрос, как вопрос-«ловушка», являющийся маркером верификации проведенного исследования. Таким образом, реально субъективной готовностью к профессиональной деятельности в условиях экстремальных ситуаций обладают не более 25-30% опрошенных.

Проведенное исследование наглядно демонстрирует необходимость мероприятияй по целенаправленной подготовке психологической готовности как среди населения, так и среди формирований подразделений и служб, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Федеральные органы, сотрудничающие с ведомствами, ответственными за проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, постоянно отрабатывают на учениях по гражданской обороне операции по спасению пострадавших (эвакуация людей из разрушенных и горящих домов, развертывание медицинских пунктов по оказанию первой доврачебной помощи), что позволяет до некоторой степени предотвратить риск возникновения паники в условиях реальных катастроф.

Литература:

  • 1. Федеральный закон РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  • 2. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. - Москва: Изд-во «Академия естествознания». - 2009. - 300 с.
  • 3. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах - М., 2003.- С.412-418.
  • 4. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд.- СПб:Питер, 2010. - 461 с
  • 5. Пуховский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. - М., 2008. - С.152-153.
  • 6. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов. - 6-е изд, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2010. - 462 с.
Просмотров работы: 76