РАБОТА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ «ЛУЧШАЯ ЗЕМЛЯ» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАБОТА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ «ЛУЧШАЯ ЗЕМЛЯ» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема взаимоотношений человека и природы особенно обострилась во второй половине XX века, когда антропогенный пресс на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развёртывания широкомасштабного экологического образования.

Экологическое образование, в широком смысле, представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды, а также  получение знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды.

Все эти задачи, на наш взгляд, решались в рамках работы летней школы «Лучшая земля», первая смена которой проходила с 1 по 7 июня 2011 года в оздоровительном лагере «Жигули», находящемся на территории природно-территориального комплекса Самарская Лука.

Место проведения работы летней школы было выбрано не случайно. Природно-территориальный комплекс Самарская Лука благодаря своей уникальности включен в список Всемирного наследия. На его территории присутствует огромное ландшафтное разнообразие - волжские поймы, плато, крупные и мелкие лесные массивы, низкогорья со скальными обнажениями, лесостепь. Здесь же можно познакомиться с уникальными культурными территориями, которые сформировались благодаря длительному проживанию людей в условиях относительной изоляции на самарской излучине Волги. Все это, по словам автора и руководителя проекта Юрия Рощевского, делает Самарскую Луку отличной учебной моделью [4].

В проекте участвовало много организаций. Основную часть средств (60%) выделило Министерство образования и науки Самарской области. В подготовке и проведении работы школы участвовали также Институт экологии Волжского бассейна РАН, Общество содействия национальным паркам «Парквей», Самарская академия государственного и муниципального управления, Самарское отделение Русского географического общества, Жигулевский государственный заповедник и национальный парк «Самарская Лука», Музей-театр «Жигулёвская сказка», а также Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Успешной работе летней школы студенты-географы ПГСГА Н.В. Гунина, Д.А. Мещерякова, А.А.Пахомов, выступающие в роли волонтеров.

Автором и руководителем проекта, как  уже говорилось выше, выступил член Общественной палаты Самарской области  Юрий Рощевский. Программу занятий для школы вместе с автором разрабатывала студентка Самарской академии государственного и муниципального управления Ю.В. Коршикова.

Слушателями первой смены «Лучшей земли» стали 80 учащихся из Самары, Тольятти и Жигулевска. При ее открытии выступили заместитель директора Жигулёвского природного заповедника Г.П. Лебедева и заместитель директора национального парка «Самарская Лука» М.М. Андрианова. Они рассказали о специфике работы этих организаций.

Основной же задачей работы летней школы явилось изучение особенностей различных естественных природных и культурных зон [3].  Для этого слушатели школы путем учебного жребия были разделены на четыре учебных группы: Смоленские, Самарские, Новгородские, Белгородские. Название каждой группы определяло ту территорию, изучать которую предстояло школьникам. Несмотря на то, что все слушатели были жителями Самарской области, они должны были отстаивать интересы соответствующего названию группы региона. Так слушатели учились понимать мир, понимать свой край, понимать другие территории, понимать свою страну.

Учебный процесс делился на два блока. Первый из них включал в себя лекции и учебные викторины, которые способствовали теоретической подготовке. На протяжении трех дней школьники слушали лекции по физической географии, биогеографии, ландшафтоведению и культурной географии, изучали региональные особенности экосистем предложенных им территорий  состязались в знаниях на учебных викторинах. Занятия проводили преподаватели высших и средних учебных заведений области, научные сотрудники ИЭВБ РАН и Жигулевского заповедника (С.А.Сачков, И.В. Дюжаева,  Н.В. Иванова,  Ю.К. Рощевский,  И.И. Миронцева,  О.И. Фадеева).  Второй блок включал в себя это мастер-классы и репетиции к заключительному фестивалю. Практические занятия помогли овладеть методами определения естественных границ территорий и понять, как формировался природно-исторический комплекс Самарской Луки.

На основе знаний, полученных за неделю полного «погружения» в тему, участники должны были спроектировать региональные программы. В последний учебный день состоялся заключительный фестиваль «Лучшая земля». Каждая команда подготовила сценическое выступление об одном из культурных регионов России. Обращает на себя внимание тот факт, что в ходе выступления «вживую» исполнялись народные песни, производились праздничные обряды, свойственные разным регионам. Так как первая смена проходила в преддверии троицы, все номера были посвящены этому народному празднику. Готовила слушателей к фестивалю талантливый педагог, этнограф и фольклорист - Ирина Ивановна Миронцева. Таким образом, знания по географии и экологии, полученные ребятами в ходе первого блока обучения в летней школе, оказались  привязанными к определенной местности и ее культурным традициям [2]. 

Завершая смену, руководитель школы Ю.К. Рощевский вручил сертификаты об окончании школы и награды и провозгласил слушателям и участникам проекта главное напутствие: «Где бы вы ни жили, помните: мир и спокойствие на земле будут только тогда, когда вы будете поддерживать региональные особенности своей земли и уважать особенности других регионов! Серость и однообразие регионов губит мир» [1].

Необходимо заметить, что на сегодняшний день проект «Лучшая земля» не имеет аналогов. Его высокое образовательное значение очевидно. В ходе проекта школьники учились изучать, знать, понимать и уважать культурные регионы. На занятиях и мастер-классах учащиеся среднего и старшего возраста пытались воспринимать мир не как единое целое, к чему все достаточно привыкли, а как совокупность культурных регионов. Ребята убеждались в том, что каждая местность по-своему неповторима, а устойчивость и стабильность мира и страны, в свою очередь, зависят от способности людей поддерживать разнообразие регионов. Все это позволяет нам надеяться на то, что работа летней школы «Лучшая земля» станет ежегодной.

Литература

1. Живой журнал Юрия Рощевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  // http://www.op63.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=695:-l-r&catid=24&Itemid=100020. - Дата обращения: 25.12.2011.

2. Летняя школа «Лучшая земля» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://samara.rgo.ru/2011/06/20/letnyaya-shkola-luchshaya-zemlya/. - Дата обращения: 24.12.2011.

3. На Самарской Луке пройдет географическая летняя школа для подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  //http://samaratoday.ru/news/22628. - Дата обращения: 23.12.2011.

4. Шабалина И. Детей позвали на «Лучшую землю» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  //http http://samarskieizvestia.ru/document/11252. - Дата обращения: 23.12.2011.

Просмотров работы: 2