Выявление отношения студентов к применению презентационных технологий в вузе - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Выявление отношения студентов к применению презентационных технологий в вузе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы в практике работы преподавателей высших учебных заведений всё чаще используются компьютеры, оснащенные средствами мультимедиа [8].  Мультимедиа (в переводе с англ. «мульти» - много, «медиа» - среда) - это множественность информационных сред, содержательных каналов информации [6]. Термин презентация происходит от латинского praesento - передаю, вручаю или с английского present - представлять [7].

Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность учебного занятия при объяснении нового материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Действительно, результаты исследований показывают что, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25% , а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65% [1,2].

Методика проведения занятий с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при чтении лекции на всём её протяжении. В рамках семинарско-практических занятий она может помочь актуализировать знания студентов при повторении и обобщении изучаемого материала.

Ценность педагогической презентации возрастает. Если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения: ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п. [5].

Лекция остаётся основной формой обучения. В связи  с возможностью использования средств новых информационных технологий требования к лекции поднимаются на качественно новый уровень. В связи с этим, конструирование лекции требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий [3,4].

 В последние годы в педагогических исследованиях появились работы по изучению формирования визуального мышления, познавательного интереса именно в связи с быстро расширяющимися и становящимися все доступнее вузовскому преподавателю техническими возможностями компьютера.

Выявление повышения интереса студентов к лекционному курсу в результате применения презентационных технологий была посвящена дипломная работа студента А.В. Рузова в 2007 г. Было определенно, что на естественно-географическом факультете 4 преподавателя применяли презентационные технологии на дисциплинах экология, прикладная химия, ботаника, методика преподавания географии.

В настоящее время с применением презентационных технологий проводятся такие дисциплины как: биогеография, биологическая химия, биологическая этика, генетика, методика обучения биологии, микробиология, молекулярная биология, основы безопасности жизнедеятельности, региональные аспекты в экологическом образовании школьников, цитология, экология, геология, ландшафтоведение, общее землеведение экономическая география России, этнография, коллоидная химия, неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, химия высокомолекулярных соединений, химия окружающей среды, химия природных соединений. В том числе дисциплины, которые ведут преподаватели других факультетов  (информатика, история, ИКТ, основы самоорганизации личности, педагогика, психология).

Количество преподавателей применяющих ИКТ в своей работе значительно возросло: в 2007 году составило их доля составляла 7% , в настоящее время -  42 %.  .

С целью выявления отношения студентов к применению презентационных технологий было проведено анкетирование среди обучающихся на  1 и 3  курсе отделения «Биология, химия», «География, биология», 4 курсе  «Биология, химия» и студентов 5 и 1 курса отделения «Химия, биология». В   опросе приняло участие 75 человек. Анкета содержала 4 вопроса.

Вопрос 1. Хотели бы вы, чтобы по ходу чтения лекций преподаватели использовали компьютерную презентацию?

77,1% студентов ответили, что «да, хотели бы»,  10,0 % - «нет», 10,0 % студентов отметили «не всегда, не все лекции»,   2,9%  - «все равно». Подобный вопрос задавался студентам в 2007 году и результат показал следующее: 88% сказали что «да, хотели бы», 5% - «нет» и 7 % - написали «не всегда, не все лекции». Анализ данных ответов показывает, что через четыре года активного применения компьютерных презентаций студентов, желающих лицезреть данные презентации стало меньше на 10,9%.

Распределение ответов студентов с учетом курса обучения представлены в таблице 1.

Таблица 1. Отношение студентов к применение электронных презентации при чтении лекции по курсам обучения (в %)

 

1 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Да, хотели бы

92

71,4

85,7

14

Нет, не хотели

3,5

4,7

-

71,4

Не всегда, не все лекции

3,5

4,7

7,1

-

Всё равно

-

23,8

7,1

14

Из таблицы 1 видно, что к пятому курсу обучения имеет резкое возрастание отрицательного и безразличного отношения студентов к применению презентации на лекции.

Вопрос 2. Считаете ли вы, что применение электронной презентации повышает интерес студентов к лекционному курсу?

84% опрошенных студентов считают, что - «да, повышает интерес», 14,2 % - «нет, не повышает», 4,2% - затруднились ответить.  Анкетирование  в 2007 году выявило, что 88% студентов сказали что «да, повышает интерес», 5% - «нет, не повышает» и 7 % - написали «не всегда или все равно». Сравнение результатов анкетирования 2007 и 2011 года показывает, что на 5% стало меньше студентов, считающих, что электронная презентация повышает интерес к лекционному курсу.

Распределение ответов студентов с учетом курса обучения представлены в таблице 2.

Таблица 2. Мнение студентов о роли презентации к повышению интереса к
лекционному курсу по годам обучения (в %)

 

1 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Да, повышает интерес

93

76,2

92,8

28,5

Нет, не повышает интерес

7

14,3

7,2

57,1

Всё равно

-

9,5

-

14,4

Анализ таблицы 2 показывает, что пятикурсники (более 50%) считают, что презентации не повышают интерес к лекционному курсу, что, на наш взгляд, может быть связано с тем, что лично самим респондентам уже не интересны презентации как форма наглядности.

Вопрос 3. Считаете ли вы, что презентационные технологии способствуют повышению качества знаний?

68,5% опрошенных студентов считают, что - «да, способствует повышению знаний», 18,5 % - «нет, не способствует», 11,3 % - затруднились ответить или выбрали ответ «в некоторой степени».  Анкетирование  2007 года выявило, что 85 % студентов сказали что «да, способствуют», 5% - «нет, не способствуют» и 10 % - написали «в некоторой степени или все равно». Сравнение результатов анкетирования показывает, что на 16,5 % студентов, считающих, что презентационные технологии способствуют повышению качества знаний, стало меньше,  а на 13,5 % студентов, не соотносящих качество знаний с применением презентаций, стало больше.

Точка зрения студентов на роль презентационных технологий в повышении степени усвоения изучаемого материала по годам обучения показана в таблице 3.

Таблица 3. Точка зрения студентов на роль презентационных технологий в повышении степени усвоения изучаемого материала по годам обучения (в %)

 

1 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Да, способствует повышению

85

57

78,5

14

Нет, не способствует

14

19

7,1

57,1

В некоторой степени способствует

-

19

7,1

28,5

Всё равно

-

4

7,1

0,4

Анализ таблицы 3 показывает: пятикурсники считают, что от применения презентаций не зависит степень усвоения изучаемого материала.

Вопрос 4. Нравятся ли вам качество презентации, применяемые на лекциях?

75,7% опрошенных студентов удовлетворены качеством презентаций,  8,5 % - «нет, не нравятся», 8,5 % студентов ответили, что «не все презентации», 5,7 % затруднились оценить качество презентаций. Мнение студентов о качестве презентации по годам обучения представлено в таблице 4.

Таблица 4. Мнение студентов о качестве презентации по годам обучения (в %)

 

1 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Да, большинство презентаций

85

85,7

85,7

14,4

Нет, не нравятся

-

4,7

7,1

57,1

Не все, не всегда

7,5

4,7

7,2

28,5

Всё равно

7,5

4,7

-

-

Анализ таблицы 4 показывает, что пятикурсники боле требовательны к качеству презентаций.

Студентам так же было предложено указать на недостатки применения презентаций на лекциях. Большинство ответивших респондентов отмечали, что не успевают и фиксировать лекционный материал и рассматривать наглядность, их не удовлетворяет скорость смены слайдов, изобилие текстовой информация, студенты отмечают усталость глаза как во время лекционной презентации, так и после нее. Один студент высказался вообще против использования презентаций, аргументируя свою позицию: «Не имеет значение, применяются ли презентации или нет, хороший преподаватель способен заинтересовать и научить без презентации».

На основании проведенного анкетирования  можно предполагать, что наличие презентации на лекции уже не вызывает былого восторга и интереса у студентов-старшекурсников. Именно в течение их периода обучения произошло массовое включение демонстрационных презентаций как средств наглядности. Тогда как студенты младших курсов, возможно, принимают презентации в новинку и менее критичны как к технической стороне применения, так и к качеству презентации.

Список литературы

1. Брыксина, О.Ф. Среда MS PowerPoint как инструментальное средство педагога [Текст] / О.Ф. Брыксина, О.А.Овчинникова. - Самара: СИПКРО, 2005. - 40с.

2. Демидова, М.В. Компьютерные презентации в развитии мотивации к информационному общению школьников [Электронный ресурс] / М.В.Демидова, Г.В. Черемных. - Режим доступа:  //http://www.ito.so/2001/ito/1/2/1-2-35/html. - Дата обращения: 23.12.2011.

3.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учебное пособие для вузов / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007. - 192с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224с.

5. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении [Текст] : учебник / С.В. Панюкова. - М.: ИОСО РАО, 1998. - 225 с.

6. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учебное пособие для пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. / под ред И.Н. Понаморевой. - Москва: Академия, 2003. - 272 с.

7. Презентация [Элктронный ресурс] / Толковый словарь русского языка Ушакова - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/Презентация/. - Дата обращения: 19.12.2011.

 8. Стародубцев, В.А. Использование информационных технологий на лекциях по естественнонаучным дисциплинам [Текст] / В.А. Стародубцев // Информатика и образование. -2003. -№ 1. - С. 77-81.

Просмотров работы: 59