Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность учебного занятия при объяснении нового материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Действительно, результаты исследований показывают что, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25% , а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65% [1,2].
Методика проведения занятий с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при чтении лекции на всём её протяжении. В рамках семинарско-практических занятий она может помочь актуализировать знания студентов при повторении и обобщении изучаемого материала.
Ценность педагогической презентации возрастает. Если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения: ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п. [5].
Лекция остаётся основной формой обучения. В связи с возможностью использования средств новых информационных технологий требования к лекции поднимаются на качественно новый уровень. В связи с этим, конструирование лекции требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий [3,4].
В последние годы в педагогических исследованиях появились работы по изучению формирования визуального мышления, познавательного интереса именно в связи с быстро расширяющимися и становящимися все доступнее вузовскому преподавателю техническими возможностями компьютера.
Выявление повышения интереса студентов к лекционному курсу в результате применения презентационных технологий была посвящена дипломная работа студента А.В. Рузова в 2007 г. Было определенно, что на естественно-географическом факультете 4 преподавателя применяли презентационные технологии на дисциплинах экология, прикладная химия, ботаника, методика преподавания географии.
В настоящее время с применением презентационных технологий проводятся такие дисциплины как: биогеография, биологическая химия, биологическая этика, генетика, методика обучения биологии, микробиология, молекулярная биология, основы безопасности жизнедеятельности, региональные аспекты в экологическом образовании школьников, цитология, экология, геология, ландшафтоведение, общее землеведение экономическая география России, этнография, коллоидная химия, неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, химия высокомолекулярных соединений, химия окружающей среды, химия природных соединений. В том числе дисциплины, которые ведут преподаватели других факультетов (информатика, история, ИКТ, основы самоорганизации личности, педагогика, психология).
Количество преподавателей применяющих ИКТ в своей работе значительно возросло: в 2007 году составило их доля составляла 7% , в настоящее время - 42 %. .
С целью выявления отношения студентов к применению презентационных технологий было проведено анкетирование среди обучающихся на 1 и 3 курсе отделения «Биология, химия», «География, биология», 4 курсе «Биология, химия» и студентов 5 и 1 курса отделения «Химия, биология». В опросе приняло участие 75 человек. Анкета содержала 4 вопроса.
Вопрос 1. Хотели бы вы, чтобы по ходу чтения лекций преподаватели использовали компьютерную презентацию?
77,1% студентов ответили, что «да, хотели бы», 10,0 % - «нет», 10,0 % студентов отметили «не всегда, не все лекции», 2,9% - «все равно». Подобный вопрос задавался студентам в 2007 году и результат показал следующее: 88% сказали что «да, хотели бы», 5% - «нет» и 7 % - написали «не всегда, не все лекции». Анализ данных ответов показывает, что через четыре года активного применения компьютерных презентаций студентов, желающих лицезреть данные презентации стало меньше на 10,9%.
Распределение ответов студентов с учетом курса обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1. Отношение студентов к применение электронных презентации при чтении лекции по курсам обучения (в %) |
||||
|
1 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс |
Да, хотели бы |
92 |
71,4 |
85,7 |
14 |
Нет, не хотели |
3,5 |
4,7 |
- |
71,4 |
Не всегда, не все лекции |
3,5 |
4,7 |
7,1 |
- |
Всё равно |
- |
23,8 |
7,1 |
14 |
Из таблицы 1 видно, что к пятому курсу обучения имеет резкое возрастание отрицательного и безразличного отношения студентов к применению презентации на лекции.
Вопрос 2. Считаете ли вы, что применение электронной презентации повышает интерес студентов к лекционному курсу?
84% опрошенных студентов считают, что - «да, повышает интерес», 14,2 % - «нет, не повышает», 4,2% - затруднились ответить. Анкетирование в 2007 году выявило, что 88% студентов сказали что «да, повышает интерес», 5% - «нет, не повышает» и 7 % - написали «не всегда или все равно». Сравнение результатов анкетирования 2007 и 2011 года показывает, что на 5% стало меньше студентов, считающих, что электронная презентация повышает интерес к лекционному курсу.
Распределение ответов студентов с учетом курса обучения представлены в таблице 2.
Таблица 2. Мнение студентов о роли презентации к повышению интереса к
лекционному курсу по годам обучения (в %)
|
1 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс |
Да, повышает интерес |
93 |
76,2 |
92,8 |
28,5 |
Нет, не повышает интерес |
7 |
14,3 |
7,2 |
57,1 |
Всё равно |
- |
9,5 |
- |
14,4 |
Анализ таблицы 2 показывает, что пятикурсники (более 50%) считают, что презентации не повышают интерес к лекционному курсу, что, на наш взгляд, может быть связано с тем, что лично самим респондентам уже не интересны презентации как форма наглядности.
Вопрос 3. Считаете ли вы, что презентационные технологии способствуют повышению качества знаний?
68,5% опрошенных студентов считают, что - «да, способствует повышению знаний», 18,5 % - «нет, не способствует», 11,3 % - затруднились ответить или выбрали ответ «в некоторой степени». Анкетирование 2007 года выявило, что 85 % студентов сказали что «да, способствуют», 5% - «нет, не способствуют» и 10 % - написали «в некоторой степени или все равно». Сравнение результатов анкетирования показывает, что на 16,5 % студентов, считающих, что презентационные технологии способствуют повышению качества знаний, стало меньше, а на 13,5 % студентов, не соотносящих качество знаний с применением презентаций, стало больше.
Точка зрения студентов на роль презентационных технологий в повышении степени усвоения изучаемого материала по годам обучения показана в таблице 3.
Таблица 3. Точка зрения студентов на роль презентационных технологий в повышении степени усвоения изучаемого материала по годам обучения (в %)
|
1 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс |
Да, способствует повышению |
85 |
57 |
78,5 |
14 |
Нет, не способствует |
14 |
19 |
7,1 |
57,1 |
В некоторой степени способствует |
- |
19 |
7,1 |
28,5 |
Всё равно |
- |
4 |
7,1 |
0,4 |
Анализ таблицы 3 показывает: пятикурсники считают, что от применения презентаций не зависит степень усвоения изучаемого материала.
Вопрос 4. Нравятся ли вам качество презентации, применяемые на лекциях?
75,7% опрошенных студентов удовлетворены качеством презентаций, 8,5 % - «нет, не нравятся», 8,5 % студентов ответили, что «не все презентации», 5,7 % затруднились оценить качество презентаций. Мнение студентов о качестве презентации по годам обучения представлено в таблице 4.
Таблица 4. Мнение студентов о качестве презентации по годам обучения (в %)
|
1 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс |
Да, большинство презентаций |
85 |
85,7 |
85,7 |
14,4 |
Нет, не нравятся |
- |
4,7 |
7,1 |
57,1 |
Не все, не всегда |
7,5 |
4,7 |
7,2 |
28,5 |
Всё равно |
7,5 |
4,7 |
- |
- |
Анализ таблицы 4 показывает, что пятикурсники боле требовательны к качеству презентаций.
Студентам так же было предложено указать на недостатки применения презентаций на лекциях. Большинство ответивших респондентов отмечали, что не успевают и фиксировать лекционный материал и рассматривать наглядность, их не удовлетворяет скорость смены слайдов, изобилие текстовой информация, студенты отмечают усталость глаза как во время лекционной презентации, так и после нее. Один студент высказался вообще против использования презентаций, аргументируя свою позицию: «Не имеет значение, применяются ли презентации или нет, хороший преподаватель способен заинтересовать и научить без презентации».
На основании проведенного анкетирования можно предполагать, что наличие презентации на лекции уже не вызывает былого восторга и интереса у студентов-старшекурсников. Именно в течение их периода обучения произошло массовое включение демонстрационных презентаций как средств наглядности. Тогда как студенты младших курсов, возможно, принимают презентации в новинку и менее критичны как к технической стороне применения, так и к качеству презентации.
Список литературы
1. Брыксина, О.Ф. Среда MS PowerPoint как инструментальное средство педагога [Текст] / О.Ф. Брыксина, О.А.Овчинникова. - Самара: СИПКРО, 2005. - 40с.
2. Демидова, М.В. Компьютерные презентации в развитии мотивации к информационному общению школьников [Электронный ресурс] / М.В.Демидова, Г.В. Черемных. - Режим доступа: //http://www.ito.so/2001/ito/1/2/1-2-35/html. - Дата обращения: 23.12.2011.
3.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учебное пособие для вузов / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007. - 192с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224с.
5. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении [Текст] : учебник / С.В. Панюкова. - М.: ИОСО РАО, 1998. - 225 с.
6. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учебное пособие для пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. / под ред И.Н. Понаморевой. - Москва: Академия, 2003. - 272 с.
7. Презентация [Элктронный ресурс] / Толковый словарь русского языка Ушакова - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/Презентация/. - Дата обращения: 19.12.2011.
8. Стародубцев, В.А. Использование информационных технологий на лекциях по естественнонаучным дисциплинам [Текст] / В.А. Стародубцев // Информатика и образование. -2003. -№ 1. - С. 77-81.