Сегодня информация доступна как никогда: книги уже давно перестали быть предметом роскоши, сказки наших предков о волшебной тарелочке, по которой катится наливное яблочко, воплотились в идее телевидения, а в электронной сети Интернет можно найти практически любые сведения. Поэтому именно в наши дни такое обучение, которое предусматривает только процесс передачи информации, всё больше теряет свою актуальность. То есть умение находить и усваивать информацию важно, однако намного важнее - способность комбинировать известную информацию, генерировать идеи, принимать верные и своевременные решения в условиях недостатка информации.
Именно на развитие этих умений, а также на совершенствование процессов мышления в целом направлено применение креативных методик в обучении.
Можно сказать, что креативность (от англ. сreate - создавать; creative - созидательный, творческий) - это творческие способности личности, характеризующиеся нешаблонностью мышления, умением генерировать принципиально новые идеи и находить нестандартные решения возникающих проблем. В этом определении мы делаем акцент на том, какие возможности открываются перед человеком, имеющим развитую способность мыслить креативно. Так, известный американский психолог Абрахам Маслоу в формулировке сути креативности обращает внимание на следующее: «Креативность - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды».
В итоге становится понятным, что мешает людям мыслить креативно, а именно: привычки, стереотипы, знания готовых решений, неуверенность в собственных силах, страх показаться невеждой и т.п.
С целью повышения эффективности применения креативных методик в образовательном процессе по курсу «Антикризисное управление» указанные помехи можно и нужно нейтрализовать. Для этого в начале учебного занятия (семинара) нужно провести небольшую разминку. Это различные умственные и физические упражнения, призванные за короткое время (5-10-15 минут) стимулировать гипоталамус мозга обучающихся; их разработано уже достаточное множество. Например, интересным вариантом разминки является разгадывание друдлов - незаконченных графических образов, которые надо дополнить, причем правильного ответа может не существовать.
Пример
Варианты решения: инопланетянин, розетка необычной формы, сомбреро.
Для специалиста, который не просто хочет усвоить теорию, но и собирается стать успешным практиком в области антикризисного управления, очень важно уметь мыслить нестандартно, ведь от его решений может зависеть судьба компании и людей, которые в ней работают, а порой отдельного региона или административного образования.
Итак, какие же креативные методы обучения доступны при освоении антикризисного управления? Рассмотрим выборочно некоторые методики, которые можно использовать в методологии учебных занятий, при самостоятельном выполнении учебных заданий студентами, для проверки преподавателем при промежуточном контроле знаний обучающихся.
Метод вымышленных персонажей - креативное домашнее задание
Этот вариант лучше всего подходит для ситуации, когда вы остались с проблемой один на один, например, для выполнения домашнего задания. В основе лежит принцип рассмотрения проблемы с разных сторон, с разных точек зрения. Метод заключается в следующем: вы должны создать «собственную» креативную группу из вымышленных и реальных персонажей. Вы должны сами себе задать ряд вопросов: «Как бы вывел из кризиса эту компанию мой коллега, студент X?» или «Как построит своё общение с кредиторами известный губернатор, экономист Y?» или «Какое решение поставленной задачи предложит ведущая популярного ток-шоу Z?». Чем разнообразней «ваша собственная» креативная группа, тем лучше.
Пример.
Условия задачи - домашнего задания:
Роза Райтман получила наследство. Дата получения - 01 сентября 2010 года. Наследная масса M составила = 100000 рублей. Роза Райтман приняла наследство в полном объеме. Роза Райтман обратилась к вам как кризисному консультанту за советом, как ей распорядиться полученным наследством. Сегодня - 1 сентября 2011 г.
Задание: 1) Какова стоимость наследства V´ на момент его получения? 2) Какова стоимость наследства V´´ через 1 год? 3) Представить Розе Райтман хотя бы один вариант альтернативных издержек.
В основе решения не методы дисконтирования или финансового анализа (это как раз рутинные инструменты), но кортеж вариантов инвестирования полученного дохода.
Карты ума (Mind Map) Тони Бьюзена - креативный семинар
Данный вариант с позиций применимости в образовательном процессе и повышения его эффективности практически универсален. Его можно использовать в различных ситуациях: для пояснения какого-либо одного вопроса, для помощи в сборе и обработке информации, для структурирования большого количества идей или для выбора и принятия решения. То есть методика интересна именно тем, что позволяет стимулировать многомерное, объемное мышление, четко алгоритмизировать мыслительный процесс и в реальной динамике представить решение поставленной задачи. В ходе изучения антикризисного управления карты ума (их еще называют «ментальные карты») наиболее оптимально использовать в двух-трех мини-группах для решения нечеткой, слабоструктурированной проблемы, но вполне можно использовать и для подготовки к промежуточной внутрисеместровой контрольной работе, представив изученную информацию в виде карт ума. Последнее наиболее эффективно внедрять для продвинутых и особо пытливых студентов (чаще визуалов), освоивших к середине семестра базовые креативные методики (мозговой штурм, постерная конференция, дебаты и т.п.)
Стержень методики составляет радиантное мышления: берется основная проблема и от нее - как от ствола дерева - ответвляются различные новые и побочные идеи, связанные с основной. В процессе работы и в конечном итоге ментальная карта должна быть максимально образной, красочной, для аккуратности и структурирования ее необходимо исполнять в виде цветных иллюстраций; таким образом, создание карты уже само по себе является творческим процессом.
Обычно используются бумажные листы большого формата, цветные фломастеры, но к настоящему времени уже доступны специальные программы; хотя при работе над картой вручную элементы игры, единения, коллективного сотворчества проявляются максимально актуально. Старт начинается с середины листа, где вы в квадрате или в круге обозначаете существующую задачу. Затем от нее проводятся в виде жирных линий «ветви», обозначающие основные идеи, связанные с поставленной задачей; знáчимость, ранг мыслей можно выделять с помощью толщины или цвета линий. Далее основные ветви дополняются побочными ветвями: это могут быть сопутствующие правила, экзотические и нетривиальные идеи, «ветви» адаптации и оценки предложений участников и т.д. Связи между различными «ветвями» можно подчеркнуть при помощи замкнутых контуров и стрелок. Сегодня специальная литература и Интернет содержат множество примеров карт ума.
Методика Тони Бьюзена особенно полезна в тех случаях, когда необходимо «навести порядок» в имеющемся массиве информации и правильно расставить приоритеты; ее применение позволяет облечь первоначально беспорядочные мысли в запоминающуюся и структурированную форму.
Разгадывание кроссвордов - креативная проверка знаний
Проведение промежуточной внутрисеместровой аттестации в квазистандартном виде (контрольная задача, тест или опрос) можно заменить, выдав студентам кроссворд соответствующей тематики. Кроссворд, как правило, разгадывать приятнее, т.к. у молодых людей это больше ассоциируется с формой проведения досуга, а значит, снижает уровень стресса, испытываемого всеми студентами при контрольной проверке знаний. Ниже предлагается кроссворд для проверки знаний по блок-модулю «Теория антикризисного управления», соответствующий низшему уровню усвоения учебного материала.
Пример.
По горизонтали: 1. Движущая сила кризиса; 2. Институт этого права является синонимом понятия института несостоятельности; 3. Стратегия управления риском, которая заключается в оставлении последнего на ответственности инвестора; 4. Страна, в которой понятия «банкротство» и «несостоятельность» являются синонимами; 5. Кризисное состояние, источники зарождения которого находились и во внутренней, и во внешней среде; 6. Скрытый кризис; 7. Кризисное состояние, охватывающее лишь часть или группу явлений, процессов, субъектов; 8. Определённый сигнал, указывающий на наличие кризиса; 9. Несостоятельность хозяйствующего субъекта; 10. Кризис, элементы которого закономерно и структурно связаны между собой; 11. 2+2=5; 12. Лицо, заинтересованное в результатах деятельности компании; 13. Спад в экономике; 14. Вред, наносимый имуществу хозяйствующего субъекта.
По вертикали: 1. Федеральная Служба, которой переданы основные функции по представлению интересов государства в делах о банкротстве (РФ); 2. Критерий, рассчитывающийся исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника; 3. Тяжелый политический кризис; 4. Завершение, итог конкурсного производства в отношении неплатёжеспособного должника (РФ); 5. Кризис, затронувший только денежно-кредитную систему; 6. Сопоставление эффективности финансово-хозяйственной деятельности исследуемой компании и компании, являющейся лидером в данной отрасли; 7. И институт, и признак в антикризисном управлении; 8. Кризис, скрывающийся под «оптимистичной» аббревиатурой ОК; 9. Фаза цикла общественного воспроизводства; 10. Оздоровление деятельности компании.
Список использованных источников