ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение.

Самостоятельность - это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;[5] способность рассчитывать только на свои силы;[2] независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;[5] умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще"; "умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому";[5] ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами.

Самостоятельный - существующий отдельно от других, не находящийся в подчинении, в зависимости, свободный, обособленный от других, осуществляемый своими силами, без посторонней помощи.[2]

В педагогической  литературе  понятие «самостоятельность» рассматривается с самых разных позиций. Одни склонны считать самостоятельным ребенка, способного действовать своими собственными силами, умеющего преодолевать посильные препятствия без обращения за помощью к взрослым. Другие полагают, что самостоятельный - это тот малыш, который владеет собственной инициативой, творчески относится к окружающей действительности. Третьи, называют  самостоятельным ребенка, который играет, занимается, гуляет отдельно от взрослых,  способного в споре отстоять свое мнение, дать собственную оценку работе или поступкам сверстников, а подчас и взрослых.

Известные российские психологи считают, что самостоятельность - это характерологическая черта личности, комплексная ее характеристика. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Под самостоятельностью как компонентом способности личности исследователями понимается:

  • способность устанавливать основание для тех или иных поступков, т.е. выбор поведения (С. Рубинштейн);
  • способность к обособлению своей позиции, умение общаться с самим собой (Р. Кондратьев);
  • способность к независимой реализации структурных блоков деятельности (Г. Щукина);
  • способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи (К. Платонов);
  • способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности (Л. Ростовецкая).

С позиции отношения самостоятельность рассматривается как обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, к ее результату (П. Виноградова,  Л. Ростовецкая, М. Шилова). [3]

Как всякая характерологическая черта  самостоятельность формируется на основе разнообразных психических процессов и связана с ними. Следовательно, для того чтобы ребенок дошкольник был самостоятельным, необходимо развивать его интеллект, эмоции, волю. 

Рассматривая самостоятельность, как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленности на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Самостоятельность - постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н. Михайленко), в труде (М. Крулехт, Р. Буре), в познании (А Мтюшкин, З. Михайлова, Н. Поддъяков), в общении (Е. Кравцова, Л. Артемова). [3]

Свою работу по воспитанию самостоятельности мы начинали с ознакомления детей с понятием «самостоятельность», подчеркивали важность этого качества. Рассматривали иллюстрации, на которых дети самостоятельно умываются, одеваются, накрывают на стол, помогают другим детям.

Проводили беседу с детьми «Быть самостоятельным, что это значит?». Детям предлагали вопросы: «Что Вы понимаете самостоятельностью?», «Какого человека можно назвать самостоятельным?», « Как можно отличить самостоятельного человека?» Предлагали детям прослушать рассказ Ю.Сотникова «Как я был самостоятельным». В рассказе автор описывает своё детство и различные ситуации, в которые он попадал. После прочтения обсуждали содержание рассказа.

Мы организовали «Школу самостоятельности». Использовали методику развития самостоятельности старших дошкольников в условиях трудовой деятельности, разработанную Г.Н. Годиной. Понятие «самостоятельность Г.Н. Година определяла не только как умение выполнять какую-либо работу, но и как способность пользоваться этими умениями в обычных ситуациях, желание принять задачу, поставленную взрослыми, решать ее затем собственными силами. На первом этапе мы формировали у детей системные знания о содержании и значимости различных видов труда в процессе дежурства. Мы провели беседы: «О труде няни», «О маминых обязанностях» и т.д.  Использовали различную атрибутику (фартуки, косынки, салфетницы, салфетки), проводили конкурсы: например конкурс «Сервируем стол». Детям предлагалось последовательно самостоятельно сервировать стол.

Готовность детей к исполнительской функции явились показателями для перехода ко второму этапу - обучению целостным трудовым процессам,  воспитанию  положительное отношение к добросовестному труду. На этом этапе мы использовали игру «Угадайте, что я делаю?». Дети узнавали различные трудовые действия.

Читали стихи О. Зарецкой «Про самостоятельность»

Алешенька гулять собрался,

Пытается надеть башмак

Как он пыхтел, как он старался

Не получается никак!

Дай помогу тебе малышка!

«Я фам.!»- и машет мне рукой

Ну что за умница мальчишка

Фамостоятельный такой!

Обращали внимание детей на то, что во всех делах нужно проявлять усердие, терпение, старание, и тогда всё получится.

А.Л. Барто «Я сам»

Мне сегодня ровно пять, я совсем большой

Всё хочу я делать «Сам», а не быть «лапшой»

Книжки я хочу читать хоть и по картинкам

И завязывать шнурки на новеньких ботинках

В школу я пойти мечтаю, как сосед мой Колька

Всё смогу, я все сумею, подрасти бы только.

 Мы поощряли каждое проявление ребенком самостоятельности. Вместе с детьми обсуждали, кто в течение дня был самым самостоятельным, вручали эмблемы, фишки. В уголке для родителей мы поместили  рекомендации по воспитанию у детей самостоятельности.

На третьем этапе дети обучались  самостоятельной трудовой  деятельности детей в процессе дежурства. Мы провели развлечение «Как мы взрослым помогаем». Читали рассказ Н. Калининой «Помощники», учили  детей быть заботливыми, внимательными, аккуратными.

Использовали пословицы: «Будешь стараться, всё может удаться»; «За всякое дело берись умело».  Проводили игру-соревнование «Помоги друзьям».

Показателями развития самостоятельности у детей  старшего дошкольного    возраста  выступили:

  • стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей;
  • умение поставить цель деятельности;
  • умение осуществить элементарное планирование;
  • умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;
  • способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Особое  внимание  уделялось оценке труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том,  на сколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Таким образом, проведённая работа способствовала воспитанию у детей самостоятельности. Она проявлялась  в одевании, умывании, за столом, перед сном и т.д. Проведенное исследование показало, что в силу неразрывной  связи с активностью, творческой направленностью личности вообще, самостоятельность оказывает постоянное влияние на уровень развития творческих способностей детей, на характер протекания игровой, трудовой, обучающей деятельности. Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.

Список литературы

  • 1. Буре Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада. - М.: АПН РСФСР. -1962. - С.18-19.
  • 2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. -1903-1909.
  • 3. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. - РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб. - 1996. -С.21.
  • 4. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис... канд. пед.наук. - М.: 1978. - 24с.
  • 5. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М.:1990. - №6. - С. 10-21.
Просмотров работы: 121