ВОСПИТАНИЕ АККУРАТНОСТИ У ДЕТЕЙ CТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОСПИТАНИЕ АККУРАТНОСТИ У ДЕТЕЙ CТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народная мудрость гласит: «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Аккуратность человека красит». Никто не любит признаваться, что он неопрятен или неаккуратен. Все мы, независимо от того, чистим ли зубы два раза в день и принимаем ли душ или ванну каждое утро, считаем, что это необходимо. Другими словами, мы живем в обществе, требующем от всех опрятности, желающем видеть нас такими. Санитария и гигиена лежат в основе жизни современного человека.

Воспитание аккуратности - важное условие подготовки детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротно сделанные вещи, с ним хорошо и приятно окружающим.

Аккуратность-это черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности, тщательности в делах, а также во внешней опрятности.[3]

Для определения понятия «аккуратность» нам пришлось заглянуть в несколько словарей: С.И. Ожегова, Д.Н.Ушакова, В. Даля. И мы пришли к выводу, что толкование значения этого слова очень близки.

С.И.Ожегов писал: «Аккуратный человек - соблюдающий во всем порядок, точность, опрятность, чистоплотность ».[2]

А.В.Даль толковал это понятие так: «Аккуратный человек - исполнительный, справный, точный, тщательный, опрятный, бережливый».[1]

Аккуратность  - это любовь к порядку и умение жить в гармонии с тем, что тебя окружает. Именно  аккуратный человек всякой вещи отводит определенное место, где он без труда может найти ее, когда вещь понадобится». [3]

Мы пришли к выводу, быть аккуратным, значит делать все вовремя, быть организованным. Это значит продумывать вперед все свои действия, уметь планировать и доводить дело до конца. Быть аккуратным, значит делать любую работу тщательно, стараясь, чтобы все выглядело опрятно и как можно более красиво. Аккуратность - это стремление к упорядоченности. И когда мы говорим, что приводим в порядок свой дом, это может означать не только наведение внешней чистоты, но и упорядочение нашей жизни - стремление исправить промахи, разрешить проблемы[3]. А.П.Чехов писал: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».

Мы поставили перед собой цель: воспитания аккуратности у детей дошкольного возраста. Сначала мы рассказали детям историю: « Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная фея на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой фее удавалось приучить их к аккуратности во всем. Ее называли "Фея  Аккуратность", она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к Фее Аккуратности обратилась злая баба Яга с просьбой раскрыть ей свой секрет. Но Фея Аккуратности улыбнулась и ответила: "Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям". Тогда злая баба Яга решила заколдовать Фею Аккуратности. 

«Я хочу, чтобы ты стала такая же неряха, как я!». И наша Фея Аккуратности  стала похожа на бабу Ягу. Чтобы расколдовать  фею, нужно, чтобы все дети в группе стали аккуратными. И тогда проклятье перестанет действовать. Мы использовали большую куклу в красивом серебристом платье, в шляпе, но при этом одежда в заплатках, лицо куклы испачкано, на ногах старые поношенные валенки,  в руках метла. Дети должны  были догадаться, что здесь не так  и помочь фее.

Мы просмотрели фрагмент мультфильм «Королевство кривых зеркал» Главная героиня фильма, Оля, вечно не слушает свою бабушку, привирает, капризничает и ленится. Бабушка приговаривает: «Эх, внученька, внученька! Если б ты могла посмотреть на себя со стороны!» Погнавшись за убежавшим через волшебное зеркало котом, Оля попала в сказочное Королевство кривых зеркал, где столкнулась со своим собственным отражением - девочкой по имени Яло. В критической ситуации Оля становится более ответственной и требовательной к себе, зато Яло воплощает все её недостатки: рассеянность, лень, чрезмерную любовь к сладкому, неаккуратность, боязливость. После просмотра провели беседу с детьми.

Также на данном этане мы использовали следующие методы и  формы. Рисовали семью во время обеда или просто накрытый стол. Здесь внимание детей обращали на правильную сервировку стола, аккуратно расставленную посуду. После этого  провели беседу с детьми. Каждый ребенок, показывает остальным свой рисунок и объяснял наличие предметов.

Мы читали детям «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И.Чуковского. В произведении «Мойдодыр» повествование ведётся от лица мальчика, от которого внезапно начинают убегать его вещи. Появившийся говорящий умывальник Мойдодыр, сообщает мальчику, что вещи сбежали от него из-за того, что тот грязнуля. По приказу Мойдодыра щётки и мыло набрасываются на мальчика и начинают его мыть. Мальчик вырывается и выбегает на улицу, однако за ним в погоню отправляется мочалка. Гуляющий по улице крокодил проглатывает мочалку, после чего угрожает мальчику, что проглотит и его, если тот не умоется. Мальчик бежит умываться к радости Мойдодыра, после чего вещи возвращаются к нему. Заканчивается стихотворение гимном чистоте.

В произведении «Федорино горе» от бабушки Федоры сбежала вся посуда, кухонная утварь, столовые приборы и прочие необходимые в хозяйстве вещи. Причиной бегству послужило крайне небрежное отношение Федоры к чистоте. По пути в лес посуда замечает, что Федора идёт за ними по пятам и обещает исправиться. После этого обещания посуда соглашается вернуться.

В результатен у детей были сформированы представления об аккуратности. Для создания мотива быть аккуратным мы использовали игру «Мы - дизайнеры». Мы стремились вызвать у детей желание сделать комнату уютнее. Читали стихотворения на тему аккуратности  «Я сама» И.Муравейко. Здесь автор пишет о девочке, каторая хочет делать всё сама, и не разрешает маме ей помогать. Проводили беседу с детьми по содержанию данного стихотворения.

Чтобы закрепить представления о том как сервировать стол, мы лепили из пластилина посуду. Отмечали, что должно быть на столе во время обеда. Учились красиво располагать посуду на столе. При этом мы обращали внимание на аккуратность в работе с пластилином.

Мы использовали игру «Тренируем наши ручки». Учили аккуратно переливать воду из кувшина в стакан, из чашки в кувшинне проливать воду мимо. Проводили соревнование «Кто аккуратнее». Детям предлагалось выполнить задание:  аккуратно пронести стакан, до краев наполненный водой, не разливая.  

Вместе с детьми обсуждали правила, что нужно делать, чтобы быть аккуратным. Беседовали о том, как надо ухаживать за ногтями, как часто их стричь. Использовали стихотворение «О ногтях» А.Усачова

Кто ногтей не чистит,

И не подстригает,

Тот своих знакомых

Здорово пугает.

Ведь с ногтями грязными,

Длинными и острыми,

Могут очень просто вас

Перепутать с монстрами.

Мы учили детей аккуратно есть, убирать за собой рабочее место, книги, игрушки, следить за своим внешним видом. Рассуждали, почему    «аккуратность красит человека». Любовь к порядку, и умение соблюдать его, напрямую связаны с самостоятельностью, самоконтролем и умением управлять своим эмоциональным состоянием. Кто содержит свои вещи в порядке, тот, скорее всего, отличается самодисциплиной, выдержкой, целеустремленностью. Не нужно жалеть времени на обучение ребенка складывать белье, красиво и разумно расставлять предметы, книги, игрушки. Это не только привитие трудовых навыков, но и развитие личностных качеств: терпения, настойчивости, способности доводить дело до конца...

 А. С Макаренко говорил, что иногда для воспитания правильно вбитый гвоздь значит больше, чем тысяча нотаций. В нашем случае это значит, что приучить ребенка к порядку нам удастся только тогда, когда мы сможем так организовать пространство помещения, что без лишних инструкций станет понятно, что где должно находиться.

Список литературы

  • 1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909
  • 2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: 1990. - 1992
  • 3. Скребцова М., Лопатина А. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1999. - №2
Просмотров работы: 205