ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому мы стараемся  привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Для того чтобы понять в чем же проблема сначала выделим определение «Вежливый».

«Вежливый» в словаре В.И. Даля - 1) соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный. 2) выражающий учтивость, исполненный предупредительности.[1]

«Вежливый» в словаре П.И. Ожегова  - соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.[3].

«Вежливый» в словаре русских синонимов - внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, корректный, уважительный, галантный, светский, тонкий, (благо)воспитанный, приличный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный; субтильный, благовоспитанный, бонтонный, милый, галантерейный, обычливый, куртуазный, мил, пристойный.

Вежливость - нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

Поскольку вежливость - культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.

Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорят так, как с приятелями); надо с уважением относиться к имуществу (потому что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит).

Нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на воспитание вежливости у детей дошкольного возраста. Сначала мы подобрали слова, которые использует вежливый человек и познакомили с ними детей. Нашли их значение.

«Пожалуйста». Буквально это значит «Подари, если любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это... если захочет.

«Спасибо». Другой, у которого есть свои собственные желания, не обязан был делать то, что сделал. Таким образом мы ему говорим, что признаем его заслугу в этом поступке и желаем ему спасения («спаси Бог») или в свою очередь желаем подарить ему что-то хорошее («благодарю»).

«Добрый день». Пожелание доброго дня не просто признак симпатии. Оно означает: «Я признаю твое существование. Ты значим, ты присутствуешь здесь, и я уважаю твою личность. Поэтому я тебя приветствую».

«До свидания». Прощание означает: «Я провел с тобой какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что я надеюсь... свидеться с тобой снова!»[1].

В приемной мы разместили «Волшебное солнышко», которое каждое утро встречало детей, а вечером провожало и дарило им свои вежливые лучики. А в группе мы создали «Лестницу вежливости», и каждый ребенок мог принять участие в конкурсах на знание вежливых слов.

Вместе с детьми мы подбирали книги, журналы, картинки о вежливости, например, Б.Заходер «Очень вежливый индюк», И.Пивоварова «Вежливый ослик» и др. В группе подготовили выставку книг. Сюда вошли книги  Н. Чуб «Азбука вежливости», С.Я. Маршака «О вежливости», Л. В. Гангнус « Азбука вежливости», А.Усачева «Уроки вежливости», А. Житинского «Визит вежливости», В.Осеевой «Волшебное слово».

Мы ввели сказочный персонаж «Фею вежливости»,  которая посещала занятия, беседы, прогулки, участвовала во всех режимных процессах, награждала добрым словом вежливого ребенка. Показывала детям слайды о вежливости, устраивала совместные просмотры фильмов.

На данном этапе  проводилась  беседа «Быть вежливым, что это значит?» с целью, обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость». Устраивалось чтение и обсуждение рассказа «Вежливый кролик». Вместе с детьми  мы выделили главных героев, их действия, отмечали, кто оказался самым вежливым. Каждый ребенок высказывал свое мнение, рассуждал, почему кролика можно назвать самым вежливым.

Мы рассматривали сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации: мальчик уступает место бабушке; дети дарят цветы мамам; мальчик помогает маленькому ребенку построить горку. Вместе подбирали вежливые слова, которые использовали в этих сюжетах дети.

Во время прогулки проводила подвижную игру «Вежливый паровозик». Цель: продолжать развивать умение использовать вежливые слова в игровой деятельности.

Устраивали просмотр мультфильма «Крошка енот», отмечали проявления  вежливости, выделяли  слова, которые использовали герои мультфильма.  Разбирались различные ситуации и на основе их составлялись правила вежливости.

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Правило 1.

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Правило 2.

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в группу, закричал: «Привет, Серый!  Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»

Правило 3.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

Правило 4.

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,    выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

Правило 5.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно[2].

Мы оформили стенд на тему «Самый вежливый ребенок в группе». На стенд помещалось фото ребенка, который чаще всего употребляет вежливые слова (иногда это могут быть несколько детей). Детям, которые употребляли вежливые слова, мы раздавались эмблемы «Вежливый котенок».

Также в приемной, для родителей мы поместили стенд «Вежливая неделя». На него вывешивались вежливые слова, стихи, рассказы,  с которыми мы знакомили детей.

Чтобы стимулировать у детей желание быть вежливыми мы провели беседу «Почему нужно быть вежливым человеком». Также детям предлагались иллюстрации из серии «Почему хорошо быть вежливым?».

Проигрывали  некоторые ситуации, например, по рассказу «Волшебное слово»:  «Как Павлик вежливо просил у сестры краски». Также разыгрывали ситуацию, где дети должны «Помочь ребятам перейти на другой берег». Дети предлагали  различные варианты, после все вместе отбирают самые лучшие.

В группе мы создали «Чудо - полку» для детей, куда выставляются подделки детей, рисунки, фотографии, отражающие вежливое поведение детей.

Мы предлагаем детям поиграть в сюжетную игру «Ждем гостей».

Проводили праздник «Вежливые дошколята. На празднике присутствовала Фея вежливости. Большое внимание  мы уделяли знакомству детей с  поговорками, пословицами о вежливости:

В просьбе поклон не в потерю.

На всякие приветы надобно иметь ответы.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Не спеши хватать: оботри руки.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Ласковое слово - что весенний день.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Поклониться - вперёд пригодится.

Таким образом, проведенная нами работы способствовала воспитанию вежливости у детей. Дети стали  здороваться со знакомыми людьми не только дома, но и в гостях,  благодарить за оказанную помощь, употребляет вежливые слова.

Список литературы

  1. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.-СПб.-М., 1903-1909
  2. Николева Н.И. Ябеда-корябеда//Дошкольное воспитание. - 2006.- №10.
  3. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1989.-750 с.
Просмотров работы: 414