ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рост и благосостояние народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и выражается она от материального недостатка, от бедности.

 Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребёнка не только необходимая и удобная одежда, но ещё и много лишней, которая в основном тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребёнок не будет её беречь, а главное он всегда будет хотеть чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что, отдыхая летом на даче, с детским садом, в лагере, многие дети не берегут свои вещи, теряют их и при этом, не огорчаются, часто просто не зная своих вещей.

 И этот же ребёнок, увидев что-то понравившиеся ему в магазине, тут же будет требовать от родителей этой вещи, капризничать, обижаться, если его даже неразумное желание не будет сразу же удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один - лишь бы ребёнок не был хуже других. Так постепенно воспитывается расточительность. А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым не будет с уважением относиться к общественным ценностям.

 Необходимо воспитывать бережное отношение к вещам: к бумаге, к тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Всё это доступно и стоит дёшево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают незаконченные альбомы, карандаши, теряют игрушки. И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к вещам. В беседе с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей. Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.

 Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают лишнее количество калорий, от чего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением. В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к еде является примером для детей.

 Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребёнок должен знать режим дня, время утреннего подъёма, занятий в детском саду, прогулок, игр.

 Конечно, 6-летнему ребёнку трудно самостоятельно контролировать расход времени, родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей, необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.

 С раннего возраста ребёнок привыкает любоваться природой, уже малышу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребёнок должен быть защитником и другом природы. Такой ребёнок не ломает зелёные насаждения, не разрушает птичьи гнёзда, не рвёт бездушно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьёв, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых. Значит, первое, чему надо научить ребёнка - это не разрушать природу. Научить быть её защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.

 Воспитание бережливости длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детские «хочу» с родительским «нельзя». И родители должны проявлять твёрдость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (отношение к собственности). Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности [1,с.11]

Бережливость - экономность, расчётливость [1,с.11]

Бережливость - это умение разумно распоряжаться своим имуществом и своими душевными силами [2,с.14]

Бережливость - качество характера человека, которое помогает путём сохранения малого достичь большего [2,с.15]

Бережливость - это внутренний сторож человеческого достоинства [1,с.12]

Бережливость - это понимание достаточности необходимого и избыточности роскошного [2,с.14]

Бережливость - это уважение человека не только к собственному имуществу и внутреннему миру, но и к имуществу и внутреннему миру окружающих [1,с.13]

Воспитание бережливости - одна из существенных сторон в воспитании ребенка. Легкомысленное отношение к деньгам у взрослых будет препятствовать воспитанию разумных потребностей у ребенка. Ребенок не научится определять, что ему действительно нужно, а без чего можно пока обойтись. И таким образом, у него никогда не сформируется экономическое мышление. Не существует каких-то специфических педагогических приемов воспитания бережливости. Бережливость можно воспитать только из реальностей жизни самой семьи. Чтобы воспитать у ребенка бережливое отношение к деньгам и научить его разумно управлять денежными средствами, необходимо сначала этому научиться самим родителям. Родители сами должны научиться планировать свой семейный бюджет и распределять деньги, и только потом этому можно будет научить своего ребенка. Ребенка нужно привлекать к обсуждению семейных трат уже с пяти или шести лет. В этом возрасте ему нужно рассказывать, откуда берутся деньги. Он также должен уяснить, что существуют "неприятные" и "приятные" траты.

"Неприятные" траты - это такие траты, которые необходимы. Это может быть оплата коммунальных услуг, оплата автостоянки, земельный налог, оплата занятий с репетитором, оплата всевозможных штрафов. И только после оплаты всех неинтересных, но необходимых трат, можно планировать "приятные" расходы. На этом этапе как раз и придется учить ребенка отказываться от чего-то одного в пользу другого, так как денег в семейном бюджете может не хватить на все "приятные" траты. Ребенок должен учиться пересиливать себя, и делать выбор. Так же необходимо учить его подчинять личные интересы общественным. Если в этом месяце, к примеру, важнее что-то купить отцу или младшей сестре, то ребенок должен это понять и не обижаться.

Нами был  разработан  комплекс мероприятий, дающий первоначальные знания о бережливости. Мы использовали чтение  детям сказки «Васин ранец» Л. Лопатина  и беседу по ней.  «Прыг-дзинь, - монетка выкатилась из ранца и покатилась по мостовой. Прощай, монетка, - крикнул ранец ей вслед и грустно вздохнул. Сегодня у меня опять потеря. Снова мой хозяин будет меня ругать. А в чем я виноват? Невозможно все сберечь, если тебя постоянно швыряют куда попало. То на гвоздь напорешься в заборе, то угол прожжешь возле костра. Мама, - я просто умираю от голода, - этот ранец потерял мою монетку, и я ничего не смог купить себе на завтрак! - закричал Вася, вернувшись, домой. Мама внимательно посмотрела на ранец: Да, вид у него отвратительный! Весь в пятнах и дырах,  и работает хуже некуда. Вчера ручку твою потерял, позавчера - перочинный ножик, а сегодня последнюю монетку. Плохо он служит тебе - видно, придется его уволить».

Задавались вопросы и задания к сказке. Представьте, что вы оказались на месте тех или иных Васиных вещей: ранца, тетради, книги и т.д. Что вы предприняли бы, чтобы помочь Васе измениться? Перечислите инструменты, которыми пользовался Вася, когда чинил разные вещи. Какие из этих инструментов есть у вас в группе? Умеете ли вы пользоваться ими? Есть ли у вас в доме вещи, к которым может прийти мастер сломанных вещей, и почему? Что необходимо предпринять, чтобы это не произошло?

Мы предлагали детям поочередно найти 2 -3 игрушки  в коробке с игрушками, сложенными «как попало». Затем сложили игрушки аккуратно и предложить выполнить то же самое задание. Обратили  внимание  детей на то, что искать было легче, когда игрушки были сложены аккуратно. Затем  перенесли это задание в бытовые условия. И объяснили детям, что в детской комнате намного легче найти одежду и игрушки, если всё сложено аккуратно.

Также  мы играли в игру «Ненужные вещи». Предлагали  детям коробку с разными предметами и игрушками, среди которых есть вещи, необходимые для того, чтобы быть бережливым. В коробке находились: зубная щетка, мячик, полотенце, салфетки, бублик и т.д.

Мы читали детям стихотворение  «Я сама» И.Муравейко. Здесь автор пишет о девочке, которая хочет делать всё сама, и не разрешает маме ей помогать. Проводили с детьми беседу по содержанию данного стихотворения.

Читали детям пословицу: «Жизнь не мука, коль бережливость - наука», разбирали её смысл. Рассматиривали с детьми новые вещи, и вещи, прослужившие уже многие годы, но очень хорошо сбережённые. Перечисляли преимущества этих вещей. Рассматривали сломанные, порванные и потрепанные вещи. Решали, как и чем можно помочь этим вещам и приводили в порядок все эти вещи.

Играли с детьми в игру «Лечим Книжку». Все вместе «лечили» потрепанные и порванные книжки.

Чилали стихотворение Агния Барто «О бережливости»

Бережливый был он парень,

Он друзей своих берег,

Был друзьям он благодарен,

Им не раз в беде помог.

Бережливость есть другая:

Сам себя оберегая,

Проживешь и без тревог.

Проводили беседу с детьми по содержанию  стихотворения.

Воспитание в ребенке бережливости проходило не только в детском саду,  но и в домашних условиях. Совместно с родителями  мы организовали встречу детей с героями сказки «С улицы Басенной» Самуила Яковлевича Маршака.  (Роли исполнили воспитатели и родители).

Таким образом, после проведённой нами работы, дети стали внимательнее относиться к своим и  к чужим вещам, к окружающей среде, что в дальнейшем станет основой для воспитания у детей бережного отношения  к природе, к стране.

Список литературы:

  • 1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909
  • 2. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
  • 3. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников.-М.: Педагогическое общество России. - 2005
Просмотров работы: 474