ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М.Пришвин). Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть  добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?

Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.

Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии  и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

  Ребенок впервые узнает из сказок, что  вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.  Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

Свою работу мы начинали со словарей Даля В.И. и Кона И.С. в них рассматривали понятия «доброта».

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. [2, с.30]

Добрый- несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. [2, с.30]

Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела. [2, с.31]

Добрый - дружески близкий, милый. [2, с.31]

Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. [2, с.35]

Добрый -  охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый. [2, с.35]

Добрый -  свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. [2, с.35]

Добрый - выражающий расположение, сочувствие. [2, с.36]

Добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный. [4,с.45] Добрый - благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, (добро)сердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, (веро)терпимый, милосердый, ласковый; добряк, добрячок, душа-человек, золотое сердце, добрый самарянин, человек редкой души, ангел во плоти, доброта неизъяснимая; бравый, хороший; человеколюбивый, неплохой, большого сердца, добренький, предобрый, нравственный, близкий, сахарный, стоящий, большой, предобрейший, благий, основательный, славный, путный, простодушный, добрейший, добросердечный, завидный, первый сорт, участливый, важнецкий, приветливый, недурной, хоть куда, здоровый, безукоризненный, большущий, богоугодный, милостивый, порядочный, ладный, изрядный, отличный, недурственный, кроткий, мягкосердечный. [4, с.45]

 Воспитание доброты -  одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.

  Нами был  разработан    комплекс мероприятий, дающий первоначальные представления о доброте. Работа проходила поэтапно. На каждом этапе решались задачи:

  • сформировать у детей представление о доброте;
  • создать мотив быть добрым;
  • воспитывать положительное отношения к доброте;
  • формировать навыки и привычки быть добрым;
  • формировать поступки и поведение быть добрым.

Для формирования представлений о доброте мы использовали большую куклу, в красивом платье Белоснежку.  Прочитали детям  сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». «Белоснежка» находилась в группе на протяжении всего периода работы с детьми и выполняла роль персонажа олицетворяющего для детей доброту.

Мы проводили игру «В поисках добрых слов». (Детям нужно было вставить доброе слово, завершить рассказ.)

1) Оля рисовала подарок маме. Брат побежал, рисунок упал на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику...

2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось маленьким. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу сказала.... Внучка была рада. Она...

3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга?

Также на данном этапе мы использовали: чтение детям сказки «Лиса и журавль», беседовали по её содержанию.  «Как аукнется, так и откликнется», - такова идея этой сказки. Мы предлагали  детям изменить конец сказки,  исправить положение. Подумать и решить, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?

Задавали вопросы детям: Как вы думаете, почему журавль не смог съесть кашу у лисы? Почему лиса не смогла съесть окрошку у журавля? Как бы вы поступили на месте этих героев? Предлагали обыграть сказку, изменить её конец. Результатом нашей работы на первом этапе стало понимание ребенком значения слов «добрый», «доброта».

На втором этапе мы старались сформировать у детей мотив «быть добрым». Мы старались заметить каждое доброе дело, сделанное ребенком, отмечали его на панно «Наши добрые поступки».

Мы использовали чтение стихотворения  А.Барто «Вовка - добрая душа». Старались вызвать у детей  желание быть добрым, делать добрые дела.

Мы делили детей на группы. Раздавали каждой группе картинки с изображением различных ситуаций. Дети должны были охарактеризовать эти ситуации, выбрать поступки, которые можно охарактеризовать, как добрые.

Использовали творческие задания  из серии «Науки доброты». Так детям предлагали принять участие  в оказании помощи птицам зимой. Предварительно  показывали, что птицам зимой  нечего кушать, они голодают. Дети откликались и охотно участвовали в изготовлении кормушек для птиц.

На третьем этапе мы старались вызвать у детей положительное отношение к проявлению доброты. Подводили детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек. Беседовали о людях разных профессий.  Как человек в этой профессии проявляет доброту.

Мы использовали стихотворение  Г.Акулова «Доброта». Предлагали порассуждать: «Почему необходимо быть добрым?».

Мы рассматривали с детьми изображения Белоснежки, Серого волка, Красной Шапочки, Золушки, Карабаса-Барабаса и  предлагали назвать только добрых сказочных персонажей, рассказать, почему они так решили. В игре  «Больница» дети старались подражать доброму доктору Айболиту, лечили свои игрушки.

Мы  формировали  у детей  умение проявлять доброту. Проводили работу в  уголке природы, где дети ухаживали за растениями. Дети  самостоятельно определяли объекты природы, за которыми надо ухаживать. Такое задание способствовало формированию не только доброго, но и бережного отношения к природе.

Доброта - это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Проводили беседу с детьми, предлагали рассказать о своих добрых поступках. Зачем нужны добрые дела? Как можно сделать людей добрее?  

Мы постоянно стимулировали желание ребенка быть добрым. В группе было открыто «Бюро добрых дел».  Мы оформили стенд с фотографиями самых добрых детей. Каждый ребенок стремился, чтобы его фотография тоже была на этом стенде. Мы предложили детям выполнить рисунок на тему: «Я добрый». Организовали конкурс рисунков на тему «Добрые  дела». Раздавали эмблемы и дипломы «Самый добрый ребенок в группе».  

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь.   Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу.  Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых.

Список литературы:

  • 1. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5
  • 2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909
  • 3. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
  • 4. Ожегов П.И. Словарь по этике. - М.: 1981.-128 с.
Просмотров работы: 910