ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  Введение

Пожалуй, ни одна отрасль российской экономики не имеет сейчас столь широкого круга острых проблем, как лесной комплекс. В принципе болевые точки отечественного ЛПК хорошо известны и уже несколько лет обсуждаются и в правительстве, и в деловых кругах. Однако серьезных изменений к лучшему в отрасли так и не произошло. Напротив, ситуация имеет тенденцию к ухудшению.

Суть вопроса не в том, что стоящие перед ЛПК трудности непреодолимы или сил, прилагаемых для их решения, недостаточно. Дело в том, что проблемы, стоящие перед ЛПК, тесно взаимосвязаны, а их масштаб требует системного подхода к решению на государственном уровне. Лесному комплексу как никогда ранее необходима своего рода конституция, отражающая стратегию государства в отрасли. Причем основанная на истинных интересах страны, а не на тактических задачах в рамках текущего курса правительства.

Только после того, как государство сформулирует предельно ясную позицию по вопросам в сфере ЛПК, можно переходить к решению важнейших, но все же более локальных задач: к разработке конкретных мер по улучшению лесопользования, формированию таможенной политики, налоговому стимулированию. В противном случае, российский ЛПК будет лишен базы для долговременного развития.

Решение практически любой проблемы, стоящей перед отечественным ЛПК, неизбежно упирается в нехватку инвестиционных ресурсов, необходимых для развития отрасли.

Костяк российской целлюлозно-бумажной промышленности формировался
в 60-70-е годы прошлого века. Последний крупный ЦБК был введен во второй половине 80-х годов. С тех пор никаких серьезных капиталовложений в лесопромышленный комплекс не производилось. На сегодняшний день основные средства предприятий отрасли изношены на 60%-80%. Не более 5%-6% оборудования имеют срок службы менее 5 лет, тогда как более половины техники эксплуатируется свыше 25 лет. При этом выбытие основных фондов идет более быстрыми темпами, чем их обновление. В результате доля основных фондов отрасли относительно их общего объема в целом по промышленности сократилась с 5% в 1990 году до менее чем 3% в настоящее время.

1 Государственные инвестиции в период 1998-2003 года

В период с 1998 по 2003 года государственные инвестиции в лесопромышленный комплекс  России сократились в 1,8 раза из-за ухудшения финансово-экономического состояния предприятий, недостатка собственных средств на проведение реконструкции и технического перевооружения действующих производств. Объемы инвестирования показывают значительный рост вложений в 1999-2000 гг., а затем их снижение. В 2002 г. инвестиции составили 18,2 млрд. руб. или 92% от уровня 2001 г. Позитивным моментом здесь стал рост доли привлеченных инвестиций с 14 до 39% в 2002 г., которые достигли 7,1 млрд. руб. Причем внутри отраслей наблюдается явная диспропорция в росте привлеченных инвестиций. Так, в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности они выросли более чем в 4 раза, а в целлюлозно-бумажной роста практически нет. Более того. Самое капиталоемкое производство - ЦБП - в 2002 г. получило в 3,5 раза меньше инвестиционных ресурсов, чем деревообрабатывающая промышленность. Снижаются и объемы иностранных инвестиций. Так, если в 2000 году они составляли 257 млн долларов, то в следующем году инвестиции сократились до 241 млн долларов.

Отмечается, что государственная политика в сфере управления лесопромышленным комплексом в 2000-2001 годах не носила последовательного характера и выражалась в основном в виде выделения бюджетных ссуд для создания запасов древесины, сырья и топлива.

Выделение бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и государственные инвестиции в отрасль за последние 3 года неуклонно сокращались. Износ основных фондов ЛПК составляет 45,7 проц.

Также были выявлены факты, когда многочисленные посредники по низким ценам скупали лесопродукцию у предприятий с тяжелым финансовым положением и сбывали ее за рубеж по заниженным ценам. "С учетом того, что средняя мировая цена на необработанные лесоматериалы составляет 77 долларов, а в России - всего 47 долларов за кубометр, происходит потеря валютной выручки и снижение налоговых платежей",- подчеркнули в Счетной палате.

Кроме того, представители государства на предприятиях ЛПК зачастую не несут ответственности за результаты деятельности предприятий и не принимают достаточного участия в решении поставленных перед ними задач.

Так например, на ОАО "Братсккомплексхолдинг" представитель государства не восприпятствовал выведению из состава Общества производства по выпуску целлюлозно-бумажной продукции, являвшегося основным видом его деятельности. В результате некогда социально значимое для Братска предприятие перестало функционировать.

Если в период с 1998 по 2000 год отрасли удавалось наращивать объем инвестиций в основной капитал, то в 2001 и 2002 годах этот показатель оставался практически неизменным, застыв на уровне около 0,6 млрд долларов (рис. 1). За первое полугодие 2003 года в основной капитал предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности было направлено 9,5 млрд рублей, что эквивалентно 0,3 млрд долларов. Таким образом, нет оснований считать, что в текущем году положение существенно изменится. Рис.1

Рисунок 1 - Инвестиции лесопромышленный комплекс в 1998-2002 гг.

Источник: "Эксперт РА"

По объемам капиталовложений лесопромышленный комплекс по-прежнему является аутсайдером среди значимых сегментов российской промышленности (табл. 1). На долю лесной промышленности приходится лишь 3% суммарных капиталовложений в российскую индустрию (табл.1)

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал по отраслям промышленности в 2001-2002 гг.

 

2001

2002.

Объем инвестиций

Структура, %

Объем инвестиций

Структура, %

Динамика, % к итогам 2001 г

млрд руб.

млрд долл*

млрд руб.

млрд долл.*

в рубле-вом исчислении

в долла-ровом эквиваленте

Промышленность, всего

585,1

20,1

100,0

580,6

18,5

100,0

99,2

92,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

топливная промышленность

304,6

10,4

52,1

280,2

8,9

48,3

92,0

85,6

электроэнергетика

56,7

1,9

9,7

66,0

2,1

11,4

116,4

108,3

черная металлургия

31,4

1,1

5,4

43,6

1,4

7,5

138,9

129,2

цветная металлургия

43,8

1,5

7,5

42,9

1,4

7,4

97,9

91,1

машиностроение

40,6

1,4

6,9

27,1

0,9

4,7

66,7

62,1

химическая промышленность

24,6

0,8

4,2

25,8

0,8

4,4

104,9

97,6

лесная промышленность

16,2

0,555

2,8

17,6

0,561

3,0

108,6

101,1

прочие

67,2

2,3

11,4

77,4

2,5

13,3

115,2

107,2

* пересчет осуществлялся последующему среднему курсу рубля к доллару США:
за 2001 г. 29,18 руб./ долл. США,
за 2002 г. 31,36 руб./ долл. США

Источник: "Эксперт РА"

Некоторые позитивные тенденции в 2002 г. все-таки обозначились. Так, инвестиции в ЛПК из за рубежа в 2002 году увеличились почти на треть, составив
312 млн долл. (табл. 2). Однако эта динамика полностью соответствует средним темпам роста иностранных инвестиций в российскую промышленность. Да и достигнутый объем слишком мал в сравнении со средствами, в которых нуждается отрасль.

Таблица 2 - Иностранные инвестиции по отраслям промышленности в 2001-2002 гг.

 

2001

2002

Динамика, %

Поступило, млн долл.

Доля, %

Поступило, млн долл.

Доля, %

Промышленность, всего

5662,0

100,0

7332,0

100,0

129,5

в том числе:

 

 

 

 

 

топливная промышленность

1023,0

18,1

1943,0

26,5

189,9

цветная металлургия

475,0

8,4

1282,0

17,5

269,9

черная металлургия

1072,0

18,9

1187,0

16,2

110,7

машиностроение

703,0

12,4

490,0

6,7

69,7

химическая промышленность

275,0

4,9

334,0

4,6

121,5

лесная промышленность

241,0

4,3

312,0

4,3

129,5

электроэнергетика

13,0

0,2

64,0

0,9

492,3

прочие

1860,0

32,9

1720,0

23,5

92,5

 Источник: "Эксперт РА"

На данный период основным источником инвестиций являются финансовые ресурсы, привлеченные предприятиями. По оценкам, на их долю приходится около 75% суммарных капиталовложений в отрасль. Фактически даже крупнейшие лесопромышленные компании сейчас имеют возможность вкладывать средства только в поддержание в рабочем состоянии имеющихся мощностей. В лучшем случае речь может идти о строительстве сравнительно небольших новых производств. Так, компания "Титан", управляющая Архангельским ЦБК, ввела в эксплуатацию производство по изготовлению гофротары в Подольске, планирует организацию производства мелованной бумаги на площадке Архангельского ЦБК, мощности по производству картона на Северо-Западе России строит группа "Илим Палп". О коренном переоснащении предприятий новым оборудованием и технологиями речь не идет.

Для кардинального изменения ситуации в отечественном ЛПК и максимального использования его потенциала требуются совершенно другие масштабы инвестиций. По оценке, их объем должен составлять не менее чем 2 млрд долл. в год. Вложение таких средств позволит отрасли развиваться со среднегодовым темпом, вдвое опережающим мировую динамику. Таких средств у предприятий ЛПК нет. Конечно, крупные компании сейчас проводят политику активных заимствований не только у кредитных организаций, но и на рынке. В 2003 г. облигационные займы выпустили и группа "Илим Палп", и "Архбум", и "ГОТЭК". Однако даже привлечение долгового капитала в обозримой перспективе не способно обеспечить потребности отрасли.

Единственным возможным инструментом привлечения крупных инвестиций в отрасль в настоящее время, на наш взгляд, может стать повышение капитализации российских лесопромышленных компаний, рост их акционерного капитала. Вряд ли это возможно в ближайшем будущем. Но даже для того, чтобы рассчитывать на увеличение стоимости российских компаний хотя бы в среднесрочной перспективе необходимо выполнение нескольких принципиальных условий, требующих усилий и от государства и, в значительно большей степени, от самих компаний.

Первым шагом в формировании приемлемого инвестиционного климата в отрасли должно стать завершение корпоративных войн в российском ЛПК. Пока их масштаб и характер применяемых средств способны охладить пыл самых ретивых инвесторов.

Во-вторых, объектом для серьезных инвестиций в том числе и со стороны портфельных западных инвесторов, может стать лишь крупная даже по мировым меркам и устойчивая компания. Из российских производителей пока только группа "Илим Палп" вошла в список 100 крупнейших лесопромышленных корпораций (67-я позиция), подготовленный фирмой PricewaterhouseCoopers. Следовательно, ликвидация фрагментированности отрасли за счет интеграции компаний представляется весьма целесообразной.

И наконец, бизнес российских компаний должен стать абсолютно понятным для инвесторов. И поэтому вопросы информационной прозрачности, корпоративного управления, формирования благоприятного имиджа для пока достаточно закрытых лесопромышленных компаний России приобретают особую актуальность.

Также отмечена возрастающая роль регионов в развитии российской экономики и необходимость содействия приоритетным региональным инвестиционным проектам. Данная необходимость основывается на том, что российский лесопромышленный комплекс, наряду с нефтегазовой промышленностью, должен стать одним из "приводных ремней роста экономики": это связано и с сопоставимостью сырьевых баз в отраслях, и с лидерством России по большинству показателей, характеризующих обеспеченность лесными ресурсами, и по числу специалистов, занятых в отрасли.

Подходы к привлечению инвестиций в ЛПК

Решение практически любой проблемы, стоящей перед отечественным ЛПК, неизбежно упирается в нехватку инвестиционных ресурсов, необходимых для развития отрасли. Привлечение инвестиций, будучи ключевым звеном в развитии лесной промышленности, позволит не только удовлетворить потребности внутреннего рынка, но и значительно увеличить экспорт. Нельзя не признать, что существующий в стране лесосырьевой потенциал используется крайне слабо. Так, в России объем лесозаготовок в 2007 г. составляет 0,18% общего запаса леса, а в развитых лесопромышленных странах он в 4-18 раз больше. Большинство стран ориентируется на экспорт продукции глубокой переработки древесины и, к сожалению, широкое использование лесосырьевого потенциала России (особенно Финляндия, Швеция, Германия, Австрия, Япония, Китай и Прибалтийские государства).

Анализ мировых рынков до 2015 г., по прогнозным исследованиям ФАО (Европейская экономическая комиссия при ООН), показывает, что потребление основных видов лесобумажной продукции в мире по сравнению с 2000 г. увеличится по деловой древесине на 12%, пиломатериалам - на 10%, фанере и плитным материалам - в 2,1 раза, бумаге и картону - в 1,6 раза. Также ожидается рост объема емкости внутреннего рынка более чем в 4 раза. 

Главной причиной отставания отечественного ЛПК является неудовлетворительное состояние производственных фондов, их недостаточность, особенно по производству продукции глубокой переработки древесины, что вызвано низкой инвестиционной активностью.

Инвестиции в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность за период с 1999 по 2008 гг. снизились в 5 раз из-за ухудшения финансово-экономического состояния предприятий, недостатка собственных средств на проведение реконструкции и технического перевооружения действующих производств. Объемы инвестирования за последние 10 лет показывают значительный рост вложений в 1999-2009 гг., а затем их снижение. В 2007 г. инвестиции составили 18,2 млрд. р. или 92 % от уровня 2001 г. в сопоставимых ценах 2007 года. Позитивным моментом здесь стал рост доли привлеченных инвестиций с 14 до 39 % в 2008 г., которые достигли 7,1 млрд. р. Причем внутри отраслей наблюдается явная диспропорция в росте привлеченных инвестиций. Так, в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности они выросли более чем в 4 раза, а в целлюлозно-бумажной роста практически нет. Более того. Самое капиталоемкое производство - ЦБП - в 2008 г. получило в 3,5 раза меньше инвестиционных ресурсов, чем деревообрабатывающая промышленность.

Правда, в последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону. В 2008 году капиталовложения в ЛПК превысили 29 млрд. р. (более 1 млрд. долл.), что на 22,6% больше, чем в предыдущем году (табл. 3). Однако для коренного изменения ситуации в отрасли этих средств недостаточно. По оценке отраслевых экспертов, для проведения модернизации действующих производств и строительства мощностей по выпуску новой продукции в отрасль необходимо в течение ближайших десяти лет вкладывать около 2 млрд. долл. ежегодно.

Таблица 3 - Объём инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности в 2007-2008 гг., млрд. р

Отрасль

Объём инвестиций

Структура, проценты

2007/

2008,проц.

2007

2008

2007

2008

1

2

3

4

5

6

Промышленность всего

752,1

873,4

100

100

116,1

в том числе:

 

 

 

 

 

электроэнергетика

92,7

119,3

12,3

13,6

128,7

топливная промышленность

363

379,2

48,2

43,4

104,5

химия и нефтехимия

31,4

38,3

4,1

4,3

122

черная металлургия

34,1

74,6

4,5

8,5

218,8

цветная металлургия

52,3

59,6

6,9

6,8

114

Машиностроение

59,2

63,9

7,8

7,3

107,9

лесопромышленный комплекс

24,3

29,8

3,2

3,4

122,6

производство строительных материалов

11,8

14,9

1,5

1,7

126,3

пищевая промышленность

64,1

66

8,5

7,5

103

Прочие

19,2

27,8

2,5

3,2

144,8

3 Государственные инвестиции в настоящее время

О незначительности инвестиций в лесопромышленный комплекс России свидетельствует такой пример. Для строительства одного целлюлозно-бумажного комбината требуется не менее 60 млрд. руб., а все инвестиции в развитие производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них в 2009 г. составили всего 11,7 млрд. руб.

Приведённые цифры господдержки предприятий «впечатляют». В 2009 г. возмещение экспортёрам промышленной продукции на уплату процентов по кредитам российских банков составило всего - 184 млн. руб.; на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива - 325 млн. руб.; на уплату процентов по кредитам на техническое перевооружение - аж 10 млн. руб.

Индекс промышленного производства по итогам 3-х кварталов 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. составил 108,9%. Всего за девять месяцев 2010 года экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий вырос по сравнению с январем-августом 2009 г. на 18,5%.

В большинстве лесоизбыточных регионов (Республиках Коми, Башкортостан, Бурятия, Костромской, Вологодской, Кировской, Тверской, Пермской областях, Хабаровском и Красноярском краях, Ханты-Мансийском АО и др.) разработаны программы развития ЛПК на период до 2010-2015 гг., в которых предусмотрено создание мощностей по глубокой переработке древесины. Сейчас эти проекты уже реализуются.

Вместе с тем, сегодняшняя ситуация не позволяет привлекать инвестиции в объемах, достаточных для реализации этих программ как составной части основных направлений развития лесопромышленного комплекса.

С целью более эффективного и устойчивого развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации следует на наш взгляд, осуществить следующие мероприятия:

- утвердить Правительством и обеспечить реализацию основных направлений Стратегии развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020г., направленных на повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья и инфраструктуры в районах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов.

-  развивать внутренний рынок пиломатериалов, фанеры, древесных плит.

- совершенствовать лесное законодательство, с целью улучшения экономических взаимоотношений государства и лесопромышленных предприятий, занятых заготовкой и переработкой древесины.

- развивать заводское деревянное домостроение на основе внедрения прогрессивных материалосберегающих технологий строительства одноуровневых и многоуровневых деревянных домов.

- обеспечить полный и достоверный учет объемов заготовленной древесины и ее потребления в различных сферах экономики.

- снижать энергоемкость лесопромышленного производства за счет получения энергии из возобновляемых древесных источников, развивать производство биотоплива.

О низкой инвестиционной деятельности свидетельствуют и данные о реализации приоритетных проектов, одобренных Минпромторгом России. 

В сегодняшней России, мы наблюдаем не столько процесс адаптации условий инвестирования к мировым стандартам, сколько продолжающийся разношерстный и бюрократический подход к решению этой важной проблемы. Новым явлением для сегодняшней России стало обострение конкуренции за инвестиции. Состоявшийся недавно в Торгово-промышленной палате РФ форум под девизом "Конкуренция за инвестиции" (см. Торгово-промышленные ведомости № 9, май 2010) отметил, что для реализации крупных проектов и концессионных соглашений необходимо внедрение норм государственно-частного партнёрства. Таким путём можно было бы решить многие вопросы федеральной и региональной компетенции с целью привлечения инвестиций. Объединение сил бизнеса и государства необходимо по следующим причинам. 

Во-первых, рост рисков капиталовложений, процентных ставок и ужесточение условий долгосрочного кредитования (при одновременном сокращении бюджетных возможностей) во многом обескровил инвестиционный процесс.

Во-вторых, до сих пор нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиции в субъектах федерации, нередко противоречат федеральному законодательству, которое к тому же неполно и разрознено.

В-третьих, до сих пор практически не удалось продвинуться в таких важных для инвесторов направлениях, как снятие административных барьеров при проектировании, оформлении разрешительной документации, подключении и сооружении инженерных сетей, выделении земельных участков, а также предоставлении госгарантий. Так, применение "дедушкиной оговорки" т.е. сохранение неизменного режима налогообложения (сегодня - до 7 лет), следовало бы расширить на весь фактический срок окупаемости проекта. Это особенно важно для крупных проектов. Пора также наполнить более серьёзным содержание понятие "приоритетный проект" т.к. присвоение Минпромторгом этого статуса сегодня практически мало чего даёт.

В-четвёртых, сегодня российские банки предлагают инвестиционные кредиты на срок до 5-7 лет, при годовых начиная с 13%. При сооружении новых, тем более крупных производств типа ЦБК, такие кредиты оказались обременительными. Процентная ставка не должна превышать 6% (международная практика). 100% получение иностранного кредита - редкий случай. Зарубежные инвесторы сегодня требуют софинансирования со стороны российских банков, в т.ч. как гарантии от возможных потерь.

В-пятых, следовало бы ограничить рост тарифов на тепловую, электрическую энергию и газ, водоснабжение, транспорт, улучшить методику формирования тарифов на услуги.

Негативной тенденцией является закрепление роли России как поставщика дешевого сырья. На мировом рынке Россия является крупнейшим экспортером необработанной древесины, которая в структуре российского экспорта лесной продукции занимает около трети.

Доля российского круглого леса в сырьевом балансе Китая составляет 17%, Японии - 21%, Кореи - 16%, Финляндии - 22%. Российский круглый лес служит основой производства целлюлозно-бумажной продукции в Финляндии и Китае, строительных материалов (LVL-клееные конструкции) в Японии и Корее, отделочных материалов (шпон, фанера) в Японии, Китае и Корее.

В Китае за 10 лет было построено 4 целлюлозно-бумажных комбината, во многом ориентированных на поставки сырья из России, в то время как  в России за 20 лет - ни одного. Аналогичная ситуация - в деревообработке (в приграничных с Китаем районах).

Для модернизации существующих и создания новых предприятий по глубокой переработке древесины необходимы инвестиции в деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, в том числе с участием иностранных инвесторов. Однако существует риск, что растущий спрос на лесобумажную продукцию может стимулировать соответствующий рост импорта и создаст дополнительные барьеры инвестициям в лесопереработку.

В этой связи необходимо обеспечить эффективную реализацию утвержденных мер государственной поддержки лесопромышленного комплекса (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», ряд постановлений Правительства Российской Федерации в сфере таможенно-тарифного регулирования, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007-р), которая позволит обеспечить импортозамещение наиболее востребованной на внутреннем рынке продукции.

В настоящее время разработаны крупномасштабные инвестиционные проекты по переработке древесины. Создаются предприятия по выпуску новых высокотехнологичных продуктов: древесноволокнистые плиты средней плотности (MDF), широкоформатная фанера (Архангельская область, Ханты-Мансийский Автономный Округ).

4 Механизм привлечения инвестиций

По экспертным оценкам существует мнение, что только отмена таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины позволит предприятиям с учетом прогнозируемых объемов производства направлять дополнительно оставшуюся в их распоряжении прибыль на инвестиции в объеме 179 млрд. р., или 22,5% всего от необходимого объема инвестиций для развития отрасли до 2015 г.

Увеличение ставок экспортных пошлин на круглые лесоматериалы хвойных пород обеспечит привлечение инвестиций для развития на территории России производств по глубокой переработке древесины странами-импортерами круглых лесоматериалов и дополнительный годовой доход в федеральный бюджет в размере до 130-150 млн. долл.

Внедрение лизинговых операций помогает решить проблемы по привлечению инвестиционных ресурсов к обновлению парка машин и оборудования в ЛПК и, особенно, в лесозаготовительной промышленности. Для чего необходимо ежегодно выделять средства из федерального бюджета на возмещение лесопромышленным организациям части затрат на уплату авансовых лизинговых платежей (до 20% контрактной стоимости). При среднем сроке договоров лизинга на 5 лет и условии выделения из бюджетов всех уровней 300 млн. р. организации ЛПК получат в аренду продукцию лесного машиностроения (трелевочные тракторы, лесовозные автомобили и т. д.) на сумму 1,5 млрд. р. Это позволит дополнительно заготовить 10 млн. м3 древесины, произвести из нее продукции в объеме свыше 20 млрд. р. и перечислить в бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды платежей и отчислений на сумму около 3 млрд. р. При этом инвестиционные средства предприятий увеличатся не менее чем на 40 млн. долл. в год.

Создание работоспособной системы по ипотечному кредитованию, а также реализация федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 г." существенно оживит рынок малоэтажного деревянного домостроения. В производство поступит дополнительно около 5 млн. м3 пиломатериалов, 15 млн. м2 древесноволокнистых плит, 50 тыс. м3 фанеры ежегодно.

Одним из важнейших направлений инвестиций должна стать также научно-техническая сфера и, в первую очередь, в нишах по созданию конкурентоспособной продукции. В свою очередь, требует решения вопрос о сохранении уровня бюджетного финансирования приоритетных НИОКР в сфере ЛПК на уровне 150 млн. р. ежегодно.

Что же касается повышения импортозамещения, то, например, учитывая доступность значительных запасов низкокачественной древесины, наличие теплоэнергетических мощностей, водных ресурсов, развитость транспортных систем, обеспеченность трудовыми ресурсами Центральной части России, намечено приступить к реализации пилотного проекта по строительству ЦБК в п. Нея Костромской области производительностью 500 тыс. т целлюлозы и 410 тыс. т высококачественных печатных видов бумаги. Это позволит обеспечивать импортозамещение на 320-350 млн. долл.

Стимулированию разработки и внедрению в лесной промышленности инвестиционных проектов будет способствовать и осуществление концессии участков лесного фонда в соответствии с новым Лесным кодексом РФ. Это относится к условиям и порядку осуществления концессии на участки лесного фонда без разработки специальных нормативных актов.

Для ускорения обновления оборудования ставится задача снижения ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование, запасные части, узлы и механизмы для лесопромышленного комплекса, аналоги которых не выпускаются в России. Данная мера позволит ускорить импортозамещение ввозимой лесобумажной продукции.

Что же реально получит лесопромышленный комплекс от реализации предлагаемых мер? Эффективность их осуществления можно реально оценить в размере до 40% инвестиций, необходимых отрасли до 2015 г. К тому же до 25-30% инвестиций будет обеспечено только за счет поэтапного повышения таможенных пошлин на круглые лесоматериалы.

В большинстве лесоизбыточных регионов (Республиках Коми, Башкортостан, Бурятия, Костромской, Вологодской, Кировской, Тверской, Пермской областях, Хабаровском и Красноярском краях, Ханты-Мансийском АО и др.) разработаны программы развития ЛПК на период до 2010-2015 гг., в которых предусмотрено создание мощностей по глубокой переработке древесины. Сейчас эти проекты уже реализуются.

В других регионах также разрабатываются аналогичные программы. Так, уже разработаны ТЭО по Удорскому целлюлозно-бумажному комбинату (Республика Коми) производительностью 500 тыс. т сульфатной целлюлозы в год; по созданию производства товарной термомехнической древесной массы в объеме 130 тыс. т в год, офисных бумаг - 70 тыс. т в год на ОАО "Светогорск" (компания "Интернэшнл Пейпер") (стоимость объектов - 140-150 млн. долл.); по реконструкции ОАО "Сегежский ЦБК" и вводу в эксплуатацию новых мощностей (кредит 130 млн. долл., выделенный северо-западным отделением Сбербанка России); по строительству в подмосковном Егорьевске австрийской компанией "Кроношпан" деревообрабатывающего предприятия по выпуску 240 тыс. м3 древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ) в год для мебельной промышленности и организация производства ДСП (100-150 тыс. м3 в год), ламинированного паркета и пиломатериалов. Общий объем инвестиций до 2010 г. составит 400-450 млн. евро.

Вместе с тем, сегодняшняя ситуация не позволяет привлекать инвестиции в объемах, достаточных для реализации этих программ как составной части основных направлений развития лесопромышленного комплекса.

Как сказано в выводах экспертных оценках, для реализации же основных направлений развития отрасли необходимо за период до 2015 г. обеспечить ввод новых мощностей:

  • по производству 4,9 млн. т целлюлозы товарной. Это 5 крупных ЦБК мощностью до 1 500 тыс. т. На это потребуется более 5 млрд. долл. Также необходимо предусмотреть строительство 10 целлюлозно-бумажных заводов мощностью до 250 тыс. т с объемом инвестиций более 3 млрд. долл.;
  • по производству более 8 млн. т в год бумаги. Для чего необходимо построить более 20 бумажных фабрик мощностью от 200 до 550 тыс. т каждая, что потребует примерно 7 млрд. долл.;
  • по производству 4,9 млн. т картона, что потребует строительства более 20 ЦКП с объемом инвестиций в 3 млрд. долл.

Кроме того, на развитие лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности потребность в инвестициях составит до 7,5 млрд. долл. при росте объемов производства по лесозаготовкам в 2,4 раза, по деревообработке мощности должны возрасти в 3,5 раза.

Исходя из задач роста объемов производства, изменения структуры производства и экспорта, потребность в инвестициях на период 2001-2015 гг. составит 795 млрд. р., в том числе на развитие целлюлозно-бумажной промышленности - 564 млрд. р. При этом доля привлеченных средств должна возрасти с 39 в 2004 г. до 63% в 2015 г. На сегодняшний день основным источником инвестиций являются финансовые ресурсы, привлеченные предприятиями. По оценкам, на их долю приходится более 60% суммарных капиталовложений в отрасль. Фактически даже крупнейшие лесопромышленные компании сейчас имеют возможность вкладывать средства только в поддержание в рабочем состоянии имеющихся мощностей. В лучшем случае речь может идти о строительстве сравнительно небольших новых производств. Так, компания "Титан", управляющая Архангельским ЦБК, ввела в эксплуатацию производство по изготовлению гофротары в Подольске, планирует организацию производства мелованной бумаги на площадке Архангельского ЦБК, мощности по производству картона на Северо-Западе России вводит группа "Илим Палп". О коренном переоснащении предприятий новым оборудованием и технологиями речь не идет.

В целом, объём инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса в 2007 г. составил 47,4 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом на треть.

Таблица 4 - Структура инвестиций в ЛПК по видам производств

 

2000г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006г

2007г.

2007к 2006,%

ЛПК всего, (в текущих ценах):

млрд.руб

16.59

17.29

18.19

24.83

31.07

39.57

36,31

47,4

130,5

%

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесозаготовительная промышленность

млрд.руб

2,02

2,11

2,69

3,14

4,09

6,13

3,68

5,33

144,8

%

12,2

12,2

14,8

12,7

13,2

15,5

10,1

11,2

 

Деревообрабатывающая промышленность

млрд.руб

3,30

3,68

7,53

11,63

16,63

21,29

17,4

22,0

126,4

%

19,9

21,3

41,4

46,8

53,5

53,8

47,9

46,4

 

Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность

млрд.руб

11,27

11,50

7,97

10,06

10,35

12,15

15,23

20,07

131,8

%

67,9

66,5

43,8

40,5

33,3

30,7

42,0

42,4

 

При этом 80% инвестиций в ЛПК приходится на Северо-Западный и Центральный федеральные округи и лишь около 15% на Сибирский и Дальневосточный. Причем, половина от общего объема инвестиций в ЛПК вкладывается в развитие деревообрабатывающих производств в силу сравнительно невысокой капиталоемкости производства и быстрой окупаемости, а также принятых правительством Российской Федерации мер тарифного регулирования по ограничению экспорта необработанного круглого леса.

В общем объеме инвестиций в последние годы наметилась положительная тенденция увеличения доли заемных средств.

Последнее приведет к тому, что через год, практически, будет остановлен экспорт круглого леса и необходимо будет переработать около 35 млн.м3 пиловочника, что требует около 100 млрд.руб. инвестиций только на лесопиление. А с учетом производств по переработке отходов лесопиления, объем необходимых инвестиций увеличится до 200 млрд.руб.. При этом усилится воздействие таких отрицательных факторов, как : слабая развитость внутреннего рынка и проблема использования отходов производства.

Поэтому в условиях наличия таких положительных факторов усиления инвестиционных процессов в ЛПК, таких как:  обширная лесосырьевая база качественных древостоев; растущий внутренний рынок;  формирование законодательной базы лесопользования;  наличие понимания государственными  органами власти приоритетного развития ЛПК и др.

Имеются значительные трудности: недостаточная развитость инфраструктуры на землях лесного фонда; текущее состояние спроса на лесопродукцию диктует  необходимость ориентации на экспорт; недостаточно сформированная нормативно-правовая база лесопользования; отсутствие в ряде регионов программ развития ЛПК; отсутствие надежной правовой защиты собственности; отсутствие специализированной машиностроительной базы; административные ограничения;  низкий уровень финансирования отраслевых НИОКР и др.

Предоставление государственной поддержки могло бы осуществляться в следующих формах:  софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ;  направление средств в уставный капитал юридических лиц;  предоставление государственных гарантий под обеспечение обязательств коммерческих организаций перед кредитными организациями. При этом размер государственных гарантий составляет до 60% фактически предоставленных кредитных средств для реализации проектов.

Направления участия государства в развитии ЛПК на принципах частно-государственного партнерства следующие:

а) софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры:

б) субсидирование процентных ставок за пользование кредитными ресурсами финансово-кредитных институтов для финансирования инвестиционных проектов;

в) финансирование разработки проектов строительства ЦБК, лесоперерабатывающих комплексов;

г) предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты на получение инвестиционных ресурсов от кредитно-финансовых институтов.

Кроме того, участие государства в развитии ЛПК может быть без привлечения финансовых ресурсов: опубликование Проекта программы развития ЛПК России и регионов, где определены приоритетные направления развития ЛПК и государственной поддержки;  государственные гарантии обеспечения лесным фондом под реализацию инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины; создание условий наибольшего благоприятствования со стороны администраций регионов, местного населения для реализации проектов по глубокой переработке древесины; беспрепятственное получение земельных участков под строительство производств по глубокой переработке древесины и др.

Следует сказать о необходимости развития частно-государственного партнерства в области финансирования НИОКР в ЛПК, так как в настоящее время отраслевая наука переживает не лучшие времена.

За последние 10-15 лет сократилось количество отраслевых НИИ в 5 раз, а количество научных работников - более чем в 50 раз. Это явилось одним из основных отрицательных факторов, тормозящих  инновационное развитие ЛПК.

Заключение

Лесная промышленность всегда являлась одной из важных отраслей экономики и определяла развитие социально-экономической составляющей регионов, увеличивая валютные резервы государства благодаря экспорту древесины.

Не занимаясь серьёзно промышленной политикой в сфере ЛПК сегодня, мы завтра можем остаться без одной из главных составляющих промышленного производства, тем более, когда наши углеводородные энергетические ресурсы иссякнут или будут заменены другими, возобновляемыми источниками энергии.

Для проведения координированной государственной инвестиционной политики необходимо существенным образом упростить процедуру предоставления государственных гарантий по привлечению инвестиций на устойчиво работающие предприятия, зарекомендовавшие себя надежными партнерами на рынках лесобумажной продукции, решить вопросы по совершенствованию на уровне государства кредитно-финансовой политики, обеспечивающей наиболее благоприятные условия вложения средств в долговременные капиталоемкие проекты, особенно в целлюлозно-бумажной промышленности и др.

В этих целях для реализации важнейших инвестиционных проектов считаем целесообразным создание внебюджетного инвестиционного отраслевого фонда развития лесопромышленного комплекса.

Необходимо активизировать работу и по другим вариан­там привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс, в том числе в рамках деятельности межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, по расширению сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития (МБРР).

Не менее важным является возрастание роли государства, как собственника, за счет участия в приоритетных инвестиционных проектах при дополнительной эмиссии акций путем капитализации государством просроченной налоговой задолженности предприятия или головной компании интегрированной структуры и увеличения уставного капитала на размер этой задолженности.

Возможна также капитализация просроченной налоговой задолженности государству или субъекту РФ в ликвидные акции и увеличение уставного капитала предприятия с дальнейшей реализацией дополнительно эмитированных акций на вторичном рынке ценных бумаг.

По словам Ответственного секретаря Совета заместителя главы Минпромторга РФ Андрея Дементьева, "объем инвестиций в лесопромышленный комплекс составит в 2008-2020 гг 2286 млрд. рублей". Предлагаемая Стратегия придаст мощный импульс для повышения эффективности лесного комплекса, улучшения структуры производства и реализации лесобумажной продукции, сохранения и повышения ресурсного и экологического потенциала, удовлетворения потребностей внутреннего рынка в качественной и конкурентоспособной отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Также было отмечено, что в настоящий момент "начинается фаза принятия бизнес-решений и реализация конкретных инвестиционных проектов".

Список используемых источников информации

  1. Журнал Сибирский лес, вып.1/2007.
  2. Т.Л.Безрукова, В.М.Бугаков Экономическая оценка инвестиций на предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности / Учебное пособие с грифом УМО. - Воронеж: ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2007. - 228 с.
  3. Кузнецов Г.Г. Использование древесных ресурсов в России в первой половине XX века // М., ВНИИЦлесресурс, Лесохозяйственная информация, вып. 12,2004.
  4. Лесной кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства РФ. М., 2007.
  5. Тихонов А.С. Слагаемые стратегии отрасли // Ж. Лесное хозяйство, 1995, № 6, с. 6-8.
  6. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=433815, Рейтинговое агентство «Эксперт Ра»
Просмотров работы: 1