Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного предприятия - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного предприятия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Введение

Внешнеэкономическая деятельность является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности предприятий, фирм, всех участников рыночных отношений. Произошедшая в современном обществе переоценка принципов и модельных характеристик экономического развития изменила представления о международном сотрудничестве.

Актуальность темы в том, что внешнеэкономическую деятельность необходимо рассматривать в качестве существенного фактора повышения эффективности хозяйственной деятельности как на уровне отдельных предпринимательских структур, так и в масштабах страны, который, вместе с тем, не может не соответствовать общему состоянию и особенностям развития всей воспроизводственной сферы.

Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение для российских предпринимателей. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - организации, производственного отделения. Практическое использование такого опыта в отечественных компаниях является одной из первоочерёдных задач совершенствования управления. Во-вторых, выход российских фирм на мировые рынки обуславливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.

1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

1.1 Понятие и сущность ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Цели внешнеэкономической деятельности: ознакомление с различными аспектами внешнеэкономической деятельности предприятий с зарубежными организациями и фирмами, а так же рассмотрение приемов исследования и оценки перспективных аспектов внешнеэкономической деятельности предприятия [1].

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:

  • расширение сбыта;
  • приобретение ресурсов;
  • диверсификация источников снабжения и сбыта.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

1) государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);

2) встать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;

3) получить в установленном порядке печать, штамп;

4) зарегистрироваться в государственном реестре;

5) рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке.

Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке, а также со станами СНГ.

 

1.2 Планирование внешнеэкономической деятельности

Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

В основе любой формы внешнеэкономических связей лежит идея взаимовыгодного международного обмена. В принципе международный обмен всегда выгоден. Это справедливо в отношении промышленно развитых и слаборазвитых стран.

Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта).

Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортную продукцию (изделия) валюту, обеспечить себе возможность импорта продукции (изделий). Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции (изделий), которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать ту продукцию (изделия), собственное производство которой потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции (изделий). В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40 % международного товарооборота приходится на сырьевую продукцию, 60 % - на готовую промышленную продукцию (изделия). В структуре же экспорта РФ сложилось обратное соотношение - 70 % и 30 %.

Такое состояние внешнеэкономических связей, естественно, никого не устраивает, а учитывая их потенциально высокую рентабельность, задача совершенствования внешнеэкономической деятельности становится одной из первоочередных. И не случайно перестройка хозяйственного механизма России началась с совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Начало реформирования внешнеэкономической деятельности в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономических связей, как прямые связи, совместное предпринимательство.

Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявили о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы - этап либерализации внешнеэкономической деятельности.

В России началом третьего этапа можно считать указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным приказом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической деятельности.

Основные правила осуществления внешнеэкономической деятельности в России предусматривают следующее: внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на территории России предприятиям независимо от форм собственности; разрешена посредническая деятельность; значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий); введена аукционная продажа квот и лицензий; сняты ограничения на открытие валютных счетов; разрешено проведение валютных операций, при этом курс рубля к иностранным валютам определяется спросом и предложением. Введено понятие коммерческого курса рубля; введена и система обязательных валютных отчислений; введены экспортные тарифы (пошлины) на отдельные группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в иностранной валюте подлежит пересчету по рыночному курсу рубля, устанавливаемому ЦБ РФ на момент уплаты пошлины.

В отношении экспортных операций, по которым в соответствии с действующим законодательством не требуется обязательная продажа части валютной выручки в валютный резерв России, устанавливается надбавка к экспортной пошлине.

Правительством России намечена стратегия развития внешнеэкономической деятельности, включающая в себя четыре этапа, причем первый (подготовительный) считается пройденным. Важнейшим этапом стратегии является второй, предусматривающий мероприятия, закладывающие каркас всей модели внешнеэкономической деятельности на ближайшие годы. Основные из них - изменение практики лицензирования и контроля за экспортом и введение единого валютного курса рубля.

На этом этапе сокращен перечень квотируемой экспортной продукции (изделий) при одновременном расширении конкурсной продажи остающихся квот. Отменен специальный коммерческий курс рубля. При этом обязательную продажу валютной выручки предусмотрено производить по рыночному курсу.

Стратегия предусматривает также поддержание плавающего по текущим операциям, а затем и фиксированного рыночного курса рубля по инвестиционным операциям с постепенным их выравниванием.

1.3 Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном счете получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции.

Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая деятельность предприятия, содержание которой - кооперация в сферах производства и обращения, в инновационной, внедренческой и сервисной областях, может осуществляться с использованием ассоциаций делового сотрудничества (дома делового сотрудничества), производственно-сбытовых предприятий (торговые дела), концессий, консорциумов, акционерных обществ, совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, предоставления услуг (сервисные организации, рекламные бюро, лизинговые организации, технические центры и др.), совместных объектов производственного и инфраструктурного назначения, открытых городов и районов, международных экономических организаций и других форм.

Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели:

  • привлечение передовой зарубежной технологии и управленческого опыта;
  • насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией;
  • привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов;
  • замещение импорта;
  • развитие экспортного потенциала;
  • обучение национальных кадров.

При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической деятельности предприятия детализируются в зависимости от его общих целей (табл. 1) [1].

Таблица 1 - Цели экспортно-импортных операций предприятия

Цели экспорта

Цели импорта

  • 1. Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых рынков.
  • 2. Получение экономии на масштабах производства.
  • 3. Повышение или поддержание технико-экономического уровня производства под воздействием международной конкуренции.
  • 4. Увеличение валютных ресурсов предприятия.
  • 5. Диверсификация производства.
  • 1. Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых внутренних рынков.
  • 2. Модернизация и расширение производственного потенциала.
  • 3. Экономия на замене сырья и оборудования более эффективной зарубежной продукцией.
  • 4. Расширение ассортимента на национальном потребительском рынке.

Выработка эффективных целей внешнеэкономической деятельности усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие стандарты и долгосрочные ориентиры работы. Руководители высшего звена определяют стратегические цели, направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом. Они должны охватывать следующие основные области:

  • рынок;
  • нововведения;
  • человеческие, материальные и финансовые ресурсы;
  • производительность;
  • социальная ответственность;
  • прибыль.

Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на решение проблем подразделений и описывающие результаты, необходимые для достижения стратегических целей предприятия.

Менеджеры низшего уровня устанавливают оперативные цели, связанные с решением текущих задач и характеризирующие результаты, необходимые для достижения тактических и стратегических целей организации.

После определения целей внешнеэкономической деятельности создание совместного предприятия осуществляется в следующей последовательности:

  • поиск и выбор иностранного партнера;
  • подготовка протокола о намерениях;
  • разработка технико-экономического обоснования;
  • согласование учредительных документов и регистрация совместного предприятия.

Планирование внешнеэкономической деятельности должно учитывать функционирующую систему международных рынков и специальных экономических зон.

Планирование ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) капитала может быть предусмотрено в двух формах: ссудной и предпринимательской.

Ссудный ввоз (вывоз) капитала может быть в денежной (международные кредиты и займы) и товарной формах (машины, оборудование, патенты и ноу-хау, если они ввозятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемого или покупаемого предприятия).

Предпринимательская форма ввоза (вывоза) капитала - это международное инвестирование, то есть создание совместных предприятий и их филиалов. Импорт капитала в предпринимательской форме может быть в виде прямых и портфельных инвестиций. Характерная черта прямых инвестиций в том, что инвестор имеет право управленческого контроля над объектом вложения: филиалом предприятия, дочерним или зависимым хозяйственным обществом, совместным предприятием.

Портфельные инвестиции такого контроля не дают и обычно существуют в виде пакета акций, на которые приходится менее 10-25 % собственного капитала предприятия.

Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом, имущество ему выделяет материнское предприятие.

Решения, принимаемые дочерним хозяйственным обществом, определяются основным предприятием в связи с преобладающей долей в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.

В зависимом хозяйственном обществе родительское предприятие имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества (20 % уставного капитала). Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставном капитале друг друга устанавливаются законом. Через ввоз (вывоз) прямых инвестиций утверждают новые фирмы (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей организации, поглощают ее полностью.

В совместном предприятии правом собственности на прямые инвестиции обладают две или более организаций разных стран. Смешанное предприятие характеризуется участием государственных органов в частной организации.

Основные характеристики прямых инвестиций [3]:

  • контроль над ними;
  • высокий уровень обязательств в части вложенного капитала, персонала и технологии;
  • доступ к внешним рынкам;
  • преобладание продаж от производства за границей над экспортом отечественной продукции;
  • частичное право собственности.

При привлечении иностранного капитала предприятия, вывозящие капитал за границу, преследуют следующие цели:

  • обход тарифных и нетарифных протекционистских барьеров;
  • использование разницы в стоимости ресурсов, включая рабочую силу;
  • повышение конкурентоспособности, внедрение на рынок изнутри;
  • получение некоторых льгот и финансового выигрыша при использовании завышенных трансфертных (внутрифирменных) цен, позволяющих легко превратить филиал фирмы в «убыточный», а прибыль перекачать за границу без выплаты налогов.

Основные преимущества иностранного инвестирования [3]:

  • долгосрочная гарантия сбыта продукции;
  • участие в получении прибыли;
  • снижение издержек производства и обращения;
  • распределение риска;
  • доступ к освоению достижений научно-технического прогресса.

Портфельные инвестиции тесно связаны с торговлей технологиями, то есть покупкой не товара, а технологии производства. Патент на открытие или изобретение предприятие может продать, получив разовую прибыль, или продавать право на временное пользование патентом или ноу-хау.

Для использования патента надо предусмотреть покупку лицензии.

Лицензионная торговля - это торговля специфическим товаром - технологией, имеющей свою цену.

При планировании купли-продажи валюты необходимо учитывать валютный курс и его воздействие на интересы экспортеров (импортеров) товаров и капитала (табл. 2) [2].

Таблица 2. Влияние изменений валютных курсов на внешнеэкономическую деятельность

Показатель

Повышение курса

Понижение курса

Своей национальной валюты

Выгодно

Импортеру товаров

Экспортеру товаров

Экспортеру товаров

Импортеру товаров

Невыгодно

Экспортеру товаров

Импортеру товаров

Импортеру товаров

Экспортеру товаров

1.4  Планирование сферы внешнеэкономической деятельности

В зависимости от целей предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий. Если предприятие уже контролирует часть рынка по определенной группе товаров, оно может с учетом конкретных обстоятельств принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка.

При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития.

Стратегии внешнеэкономической деятельности могут изменяться в течение жизненного цикла товара (табл. 3). Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество - это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.

Таблица 3 - Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия по стадиям жизненного цикла товара

Элемент

Стадии жизненного цикла

Внедрение

Рост

Зрелость

Упадок

1. Размещение производства

  • в стране нововведения
  • в развитых странах
  • во многих странах
  • в основном в развивающихся странах

2. Размещение рынка

  • в основном в стране нововведения
  • попытки выхода на международные рынки
  • в основном в промышленно развитых странах
  • смещение на экспортные рынки
  • рост спроса
  • рост в развивающихся странах
  • спад в промышленно развитых странах
  • стабилизация спроса

 • в основном в развивающихся странах

  • экспорт развивающихся стран
  • общий спад спроса

3. Конкурентные факторы

  • почти монопольное положение
  • сбыт основан не на цене, а на уникальности
  • развитие качеств товара
  • рост числа конкурентов
  • снижение цен конкурентами
  • большая стандартизирован

ность товара

  • число конкурентов уменьшается
  • повышение роли цены
  • цена - решающее условие
  • число производителей уменьшается

4. Технология производства

  • мелкосерийное
  • меры по улучшению качества товара
  • высокая трудоемкость и капиталоемкость
  • увеличение затрат капитала
  • более стандартизированные методы
  • крупносерийное производство с высокими затратами капитала
  • высокая стандартизация
  • требуется менее квалифицирован-ная рабочая сила
  • низкоквалифици-рованная рабочая сила при крупносерийном механизирован-ном производстве

В зависимости от того, какой товар - индивидуального потребления (ИП) или производственного назначения (ПН) - выпускает и продает предприятие, стратегический план экспорта содержит существенные особенности (табл. 4) [2].

Таблица 4 - Параметры рынков различных товаров, учитываемых при планировании внешнеэкономической деятельности предприятия

Параметр

Товар ИП

Товар ПН

Структура рынка

Географическая децентрализация

Географическая концентрация

Тип потребителя

Массовый

Небольшое число

Конкуренция

Множественная

Монополистическая

Тип товаров

Относительно простой, стандартизированный

Технически сложный, часто по индивидуальному заказу

Потребности, удовлетворяемые товаром

Личные и семейные

Производственные

Решение о покупке

Принимается лично, часто спонтанно

Принимается осторожно, коллективно

Мотивы покупки

В основном эмоциональные

В основном рациональные

Влияние рекламы

Значительное

Незначительное

Каналы товародвижения и сбыта

Многоступенчатые, заканчиваются розничным продавцом

Короткие, часто прямые: «продавец - покупатель»

Требования к сервису

Не всегда решающие для покупки

Очень существенные и решающие для покупки

Планирование эффективной внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Поскольку товар определяет судьбу внешнеэкономической деятельности, то и вся система мер, связанная с товаром, - создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п., - занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода.

1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.

2. Частичное приспособление имеющегося товара к внешнему рынку, его доработка и улучшение, модернизация.

3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.

Для внедрения нового товара на рынке предусматривается формирование спроса и стимулирование сбыта (табл. 5) [2].

Таблица 5 - Планирование формирования спроса и сбыта

Параметр рекламы

Товар индивидуального

потребления

Товар промышленного назначения

1. Воздействие

Комплексное и многоаспектное на многих людей

Одноплановое, на одного человека или семью

2. Роль в обеспечении продажи

Вспомогательная

Решающая

3. Время для принятия решения о покупке

До 2 лет

Незначительное, минуты

4. Пробные продажи

Редко проводятся, в малом объеме

Обязательны в большом объеме

5. Связь покупки с рекламой

Трудно проследить

Легко заметить

6. Главный элемент рекламы

Содержательность текста, информативность, правдивость

Эмоциональность текста, простота для восприятия, образ товара мало связан с его потребительскими свойствами

7. Каналы распространения

Специальные издания, адресная прямая рассылка

Средства массовой информации, наружная реклама и др.

Весь процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия включает в себя семь основных блоков (табл. 6) [2].

Таблица 6 - Процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия

№ блока

Функции и их последовательность

Краткое содержание

1

Выбор долгосрочных целей

Рост сбыта, снижение риска и издержек и т.д.

2

Оценка собственных возможностей

Финансовых, производственных, ресурсных, сбытовых, научно-технических и др.

3

Изучение рынка

Характер конкуренции, емкость, динамика, регулирование цен, реклама, налогообложение и др.

4

Выбор альтернатив (стратегий)

Определение методов достижения целей, выработка товарной, сбытовой, ценовой, научно-технической и иных стратегий

5

Разработка тактики

Выбор средств достижения целей на отдельных этапах внешнеэкономической деятельности

6

Формирование спроса и стимулирование сбыта

Система введения на рынок новых товаров

7

Анализ и контроль

Оценка полученных результатов, учет отклонений от целей, корректировка действий, план действий в непредвиденных условиях

2 Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Сегежский ЦБК»

В России сейчас функционирует 22 завода, выпускающих целлюлозу разных видов. Серьезными предприятиями можно считать только половину: это Группа «Илим» в городах: Усть-Илимске, Коряжме и Братске, Архангельский ЦБК, Соломбальский ЦБК, «Монди Сыктывкар ЛПК», «Интернешнл Пейпер», Сегежский ЦБК, Соломбальский ЦБК, ОАО «Кондопога» и Марийский ЦБК. В таблице 7 приведены данные по объемам производства всех действующих и выбывших предприятий.

Таблица 7 - Объемы выпуска всех видов целлюлозы российскими производителями, тыс. т 

 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Адыгея, Республика

21 254

26 188

27 613

30 959

34 791

ЗАО «Картонтара»

21 254

26 188

27 613

30 959

34 791

Архангельская область

2 058 620

2 053 145

2 043 063

2 094 683

1 891 215

«Илим Палп» в Коряжме

1 000 042

1 023 329

1 024 058

1 066 853

940 304

Архангельский ЦБК

826 606

834 478

803 947

830 155

810 206

Соломбальский ЦБК

231 971

195 150

214 189

197 675

140 705

Волошский завод

0

188

868

0

0

Бурятия, Республика

90 314

96 980

99 439

104 115

100 045

Селенгинский ЦКК

90 314

96 980

99 439

104 115

100 045

Вологодская область

36 182

21 240

30 999

29 088

12 188

Сокольский ЦБК

36 182

21 240

30 999

29 088

12 188

Иркутская область

1 632 619

1 695 367

1 789 365

1 676 913

1 576 710

«Илим Палп» в Усть-Илимске

702 320

713 122

775 378

752 352

773 939

«Илим Палп» в Братске

770 148

780 270

797 672

769 541

802 735

Байкальский ЦБК

160 151

201 975

216 315

155 020

36

Калининградская область

188 709

132 345

89 370

51 758

2 848

Неманский ЦБК

46 180

40 618

48 218

32 208

2 848

Советский ЦБЗ

80 009

64 270

41 152

19 550

0

ЗАО «Цепрусс»

62 519

27 457

0

0

0

Карелия, Республика

484 699

496 673

508 180

478 574

451 728

Питкяранта

84 732

91 112

95 485

102 036

91 100

Сегежский ЦБК

288 090

293 645

301 573

266 218

248 600

ОАО «Кондопога»

111 877

111 916

111 121

110 320

112 028

Коми, Республика

544 981

551 486

550 267

545 869

563 713

«Монди Сыктывкарский ЛПК»

544 981

551 486

550 267

545 869

563 713

Красноярский край

78 324

103 171

118 145

104 074

88 388

Енисейский ЦБК

78 324

103 171

118 145

104 074

88 388

Ленинградская область

531 618

533 230

505 794

535 989

515 759

«Интернешнл Пейпер»

369 300

372 870

359 820

392 727

381 286

Выборгская целлюлоза

60 519

66 717

70 967

71 932

68 092

Сясьский ЦБК

101 799

93 643

75 008

71 330

66 381

Марий Эл, Республика

104 291

111 130

104 710

107 940

112 545

Марийский ЦБК

104 291

111 130

104 710

107 940

112 545

Нижегородская область

6 819

6 230

3970

0

0

ОАО «Полиграфкартон»

6 819

6 230

3 970

0

0

Пермский край

154 533

125 273

59 713

114 571

103 900

ОАО «Соликамскбумпром»

67 504

61 099

17 352

34 603

49 300

ООО «Пермский картон»

23 788

0

0

66 751

54 600

Камский ЦБК

63 241

64 174

42 361

13 217

0

Свердловская область

45 060

42 884

41 849

38 482

32 865

Туринский завод

22 069

21 537

22 644

23 280

23 930

Новолялинский завод

22 991

21 347

19 205

15 202

8 935

Итого по России в целом

5 978 023

5 995 342

5 972 478

5 913 015

5 486 695

 

Рассмотрим ОАО «Сегежский целлюлозно - бумажный комбинат», одно из старейших российских предприятий в своей отрасли. Комбинат находится на расстоянии 700 км. к северу от Санкт-Петербурга в городе Сегежа.

Комбинат был основан в 1939 году на берегу озера Выг, в центре республики Карелия приз ж.д. станции Сегежа. Вокруг комбината вырос город, с красивым названием Сегежа. В те годы комбинат производил крафт бумагу на самом мощном в Европе оборудовании. Сегежский комбинат стал крупнейшим производителем мешочной бумаги и бумажных мешков в России.

В 1948 году он был награжден орденом Ленина, одной из высочайших наград СССР. Комбинат постоянно совершенствовался, 1960-ые годы на нем была проведена крупная техническая реконструкция. В 1992 году предприятие стало акционерным обществом.

С 2006 года Сегежский ЦБК вошел в состав холдинга Инвестлеспром.

Основное производство: крафт бумага, мешочная стандартная и мешочная микрокрепированная, крафт-лайнера (картон) для плоских слоев, бумажные мешки, сумочки бумажные, пакеты и продукция лесохимии: дистиллированное масло талловое, канифоль талловая, скипидар-сырец, жирные кислоты, бумага мешочная микрокрепированная, картон КС, мешки бумажные и другое.

Сегодня комбинат способен производить до 414 тыс. тонн сульфатной целлюлозы, 330 тыс. тонн крафт-бумаги и крафт-лайнера и более 582 млн. шт. бумажных мешков. Основные страны экспорта: Австралия, Бангладеш, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Камерун, Китай, Кения, КНДР, Ливан, Малайзия, Марокко, Нигерия, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Португалия, Республика Корея, Сингапур, Сирия, США, Тунис, Турция, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Шри-Ланка, Югославия.

Внешнеторговый оборот через Карельскую таможню в 2010 году вырос до 1,6 миллиарда $, это на 36,4% больше 2009 года, благодаря росту экспортных производств республики. Объем экспорта в 2010 году стал больше на 42%, в первую очередь за счет Сегежского ЦБК.

Вырос экспорт такой продукции как древесина и бумага. На рост экспорта оказало влияние увеличение поставок электрооборудования, изготавливаемое Карелией из иностранных материалов. Импорт в 2010 увеличился на 11% по сравнению с 2009. Основную долу которого составили Финляндия и Нидерланды.

Заключение

В заключение всего вышесказанного хотелось бы отметить, что в настоящее время, когда российская экономика все глубже интегрируется в мировое хозяйство, становится неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий, капиталов, особое внимание необходимо уделить ее внешнеэкономическим связям. С внешним рынком тесно связаны основные отрасли промышленности, банки, страховые компании, научные и культурные, спортивные и туристические организации. От их успехов на мировой арене во многом зависит экономическое положение страны, благосостояние ее народа.

И хотя в последние годы достигнут несомненный прогресс в освоении предпринимателями основ работы на мировом рынке, многое им еще предстоит узнать. Конечно, практика - лучший учитель. Набивая шишки на конкретных ошибках, пока еще проигрывая западным бизнесменам в умении использовать законы и традиции рынка в интересах дела, российский предприниматель постепенно познает премудрости внешнеэкономического бизнеса.

К сожалению, в российской практике внешнеэкономических связей до сих пор преобладают чисто торговые сделки. Между тем в мировой практике торговля, как правило, лишь опосредствует более глубокие производственные связи, формирующиеся между странами. Примеров успешных связей российских предприятий с зарубежными фирмами на базе специализации и кооперации, компенсационных сделок, лизинга и других современных форм пока мало. Медленно мы включаемся и в растущую в мире торговлю услугами.

Список используемых источников

1. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинке-ля, В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2002. - 718 с.

2. Экономика предприятия [Текст]: Учебник: Рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов вузов по эконом. спец./ Под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 502 с.

3. Т.Л.Безрукова, В.М.Бугаков Экономическая оценка инвестиций на предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности / Учебное пособие с грифом УМО. - Воронеж: ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2007. - 228 с.

4. http://lesopromyshlennik.ru/

5. http://www.scbk.ru/

6. http://www.promvest.info/

Просмотров работы: 40