Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей.
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.
В последние годы, как в теории, так и на практике все больше уделяется внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности предприятий.
Цель работы - изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность предприятия»;
2) обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
3) провести оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Мебель Италии»;
4) определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия ООО «Мебель Италии».
Объектом исследования определена деятельность ООО «Мебель Италии».
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области товарного обращения, конкуренции, экономики предприятия и торговли.
Информационная база исследования сформирована на основе официальной информации, содержащейся в статистических изданиях Госкомстата РФ, статистических материалах отдельных муниципальных образований, законодательных и нормативных актах России, данных экспертных оценок анализа, работ отечественных и зарубежных ученых, а также материалов собственных исследований.
1 Понятие конкурентоспособности
Различают понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара.
Под «конкурентоспособностью предприятия» понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения. Понятно, что «рыночная сила» предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами («сильными сторонами») по сравнению с конкурентами, как-то, эффективность системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры); уровень цен на реализуемую продукцию, зависящий от себестоимости производства и реализации продукции предприятия; качественные характеристики производимой продукции и ряд других. За счет своих рыночных преимуществ предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).[1]
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
- качество продукции и услуг;
- наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
- уровень квалификации персонала и менеджмента;
- технологический уровень производства;
- налоговая среда, в которой действует предприятие;
- доступность источников финансирования.[2]
Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ.
Причины конкурентоспособности товаров надо искать в конкурентных преимуществах отдельных его характеристик.
Рассмотрим параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия:
производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
имидж предприятия - моральный капитал предприятия;
товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
инвестиционный потенциал;
трудовые ресурсы;
управленческий и информационно-аналитический потенциал;
бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) - установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
Главным элементом конкуренции на любом рынке является продукция, с помощью которой потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль, следовательно, конкурентоспособность именно продукции, а не предприятия или отрасли, является базовым понятием конкуренции. [5]
Термин «конкурентоспособность продукции (товара)» не имеет сегодня однозначного и общепринятого определения. Большинство авторов согласны с тем, что это совокупность качественных и экономических характеристик изделия. Таким образом, канонические путеводители по экономике и менеджменту рассматривают конкурентоспособность продукции в двухмерной плоскости, где главенствующее место занимает производство товара и его реализация без учета социальной психологии потребителей.
Однако теоретическое исследование рынка показывает, что на конкурентоспособность изделия влияют не только его реальное качество, которое при обилии товаров становится все менее доступным для понимания покупателей, и стоимостные показатели, но и такая характеристика, как имидж этого товара, который нельзя отнести ни к качественным, ни к стоимостным характеристикам, а также престижность владения данной продукцией.
Конкурентоспособность продукции (товара) выражается с помощью относительного показателя, определяющегося в сравнении с товарами-конкурентами (лучшим аналогом, гипотетическим образцом), как по совокупности качественных и стоимостных характеристик, так и по показателю брэнда, который мультипликативно дополняет аддитивные качественно-стоимостные характеристики и, оказывая на них непосредственное влияние, способствует созданию превосходства данного товара над товаром-конкурентом на определенном сегменте рынка в заданное время.
Превосходство товара над товарами конкурентов выражается через показатель уровня продаж данного товара на исследуемом рынке. Конкурентоспособность продукции - это также ее способность конкурировать с другими изделиями и завоевывать максимальное количество потребителей, на которых она ориентирована, с помощью взаимоувязанной совокупности условий, ограничений и рисков, составляющих ее конъюнктуру в определенное время.
С целью уточнения сущности конкурентоспособности предприятий обобщены позиции различных ученых к понятию «конкурентоспособность» и выявлено, что имеющиеся понятия конкурентоспособности не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, так как характеризуют только один из множества аспектов конкурентоспособности в определенной области исследования, автором уточнено содержание данного понятия.
Под конкурентоспособностью автор понимает способность предприятия сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию устойчивое рыночное положение, экономические преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами рынка и реализацию его приоритетных целей. [6]
Исходя из сущности конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, автор ее рассматривает в трех аспектах:
1) конкурентоспособность рассматривается относительно конкретного товарного и территориального рынка;
2) конкурентоспособность носит динамичный характер и характеризует состояние субъекта на определенном отрезке времени;
3) при оценке конкурентоспособности возникает взаимодействие трех элементов. К ним автором отнесены:
- непосредственно исследуемый субъект -организация;
- конкурент, относительно которого производится сравнение субъекта;
- теоретическая модель конкурентоспособности предприятия (абсолютно конкурентоспособное предприятие).
Все усилия в организации и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех его качеств или реализуемой им продукции, которые выгодно отличали бы фирму от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники фирмы.
Повышение конкурентоспособности - верный шаг к успеху предприятия в сфере его деятельности.
Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности к использованию ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального дохода.
В соответствии с полученными результатами собственных оценок конкурентоспособности руководители предприятий могут выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям общей деятельности фирмы. К тому же, одним из главных направлений повышения конкурентоспособности предприятия будет стратегическое управление. Хотя, появившийся подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции, позволяет провести только общий анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки - поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке.
Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.
На фоне относительно умеренных темпов развития макроэкономических показателей внутренний российский рынок развивается достаточно динамично. В перспективе структура оборота продовольственных товаров существенно не изменится, увеличится доля продовольственных товаров отечественного производства.
Увеличение доли населения среднего класса, рост совокупных доходов населения, развитие интеграционных процессов в экономике, приведет к дальнейшему развитию предприятий разных форматов.
Иностранные и отечественные субъекты будут использовать «мультиформатность» как эффективный инструмент проникновения в сложившуюся конкурентную среду и осуществления региональной экспансии.
Вступление России в ВТО принесет выгоды, прежде всего населению: цены на импортные товары и услуги понизятся за счет снижения таможенных тарифов и ставок на импорт, станут несколько дешевле товары. Одновременно усилится конкурентная борьба как между отечественными, так и зарубежными предприятиями. В результате повысится качество товаров и услуг. [11]
Обозначенные направления развития экономики рынка и торговли диктуют объективную необходимость совершенствования системного регулирования конкурентоспособности отрасли и ее субъектов на разных уровнях управления.
Конкурентоспособность предприятия достигается соответствием его совокупного потенциала условиям внешней среды. При меняющейся конъюнктуре необходимо регулярное уточнение и корректировка параметров, оказывающих влияние на конкурентоспособность, согласно выработанной стратегии.
2 Показатели конкурентоспособности ООО «Мебель Италии»
ООО «Мебель Италии» осуществляет деятельность на рынке города Воронежа с 1998 года. Магазины ООО «Мебель Италии» занимаются продажей мебели различного назначения, а именно: для жилых комнат, для кухни, для передней, для ванны. Офисная, конторская, специализированная мебель, а также торговое оборудование в исследуемом предприятии не реализуется.
Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО «Мебель Италии» в динамике за 2006-2007 гг. представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО «Мебель Италии» в динамике за 2006-2007 гг. сумма - руб. уровень - в % к обороту
Годы |
Отклонение |
Темп |
|||
Показатели |
Символы |
2006 |
2007 |
тыс. руб. |
роста, % |
Товарооборот, руб. |
Σq0p0; Σq1p1 |
3520324 |
3603093 |
82769 |
102,35 |
Валовой доход, руб. |
Σm0; Σm1 |
575324 |
653409 |
78085 |
113,57 |
Уровень, % |
m0; m1 |
16,34 |
18,13 |
1,79 |
110,96 |
Издержки обращения, руб. |
Σu0; Σu1 |
229046 |
227707 |
-1339 |
99,42 |
Уровень, % |
u0; u1 |
6,51 |
6,32 |
-0,19 |
97,13 |
Прибыль от реализации товаров, руб. |
Σr0; Σr1 |
346278 |
425702 |
79424 |
122,94 |
Уровень рентабельности, % |
r0; r1 |
9,84 |
11,81 |
1,98 |
120,11 |
Доходы от прочих видов деятельности |
Σx0; Σx1 |
436301 |
599924 |
163623 |
137,50 |
Внереализационные доходы, руб. |
ΣY0; ΣY1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внереализационные расходы, руб. |
ΣQ0; ΣQ1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прибыль всего, руб. |
ΣM0; ΣM1 |
782579 |
1025626 |
243047 |
131,06 |
Анализируя полученные результаты в 2007 году по отношению к 2006 году можно сделать следующие выводы.
Товарооборот увеличился на 82769 руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 руб., темп роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.
Уровень валового дохода составил в 2007 году 16,34%, в 2004 году 19,13%. Это означает, что в 2006 году на каждые 100 руб. товарооборота 16 руб. 34 коп., в 2007 году 18 руб. 13 коп. Уровень валового дохода в товарообороте увеличился на 1,79%. Это означает, что в 2006 году с каждых 100 руб. товарооборота организация получила валового дохода на 1 руб. 79 коп.больше, чем в 2007 году, что характеризуется положительно.
Издержки обращения в торговле характеризуют величину потребленных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Их анализ необходим главным образом для выявления резервов сокращения расходов.
Издержки обращения имеют отрицательную динамику, в 2007 году они уменьшились на 1339 тыс. руб., темп роста составил 99,42%. Таким образом, при росте товарооборота имеется динамика снижения издержек обращения, что является очень хорошим показателем. Уровень издержек, соответственно, также имеет отрицательную динамику. Если в 2006 году на каждые 100 руб. товарооборота приходилось 6 руб. 51 коп. текущих расходов, то в 2007 году расходы снизились на 19 коп. и составили на каждые 100 руб. товарооборота 6 руб. 32 коп., что свидетельствует об экономном расходовании ресурсов.
Прибыль от реализации товаров увеличилась на 79424 тыс. руб., ее темп роста составил 122,94%. Таким образом, темп роста прибыли опережает темп роста товарооборота на 20,59% (122,94-102,35). Такое положение можно назвать положительным, но следует принять во внимание следующие обстоятельства: темп роста товарооборота составил 102,35%, темп роста валового дохода 113,57%, темп роста издержек обращения 99,43%. То есть, снижение издержек составило всего 0,58% (99,42-100) и оно не могло оказать такого большого влияния на рост прибыли от продаж. Поэтому можно предположить, что ООО «Мебель Италии» существенно увеличило стоимость своих товаров, что может негативно отразиться на клиентах и привести к их оттоку, т.к. в условиях рынка можно приобрести аналогичный товар по более низкой стоимости.
Уровень рентабельности продаж увеличился на 1,98%, его темп роста составил 120,11%, что является хорошим показателем.
Существенно увеличились доходы от прочих видов деятельности на 163623 тыс. руб., темп роста составил 137,50%. С одной стороны данный факт следует назвать положительным, но с другой стороны, на мой взгляд, руководству следует задуматься об увеличении доходов от основного вида деятельности - торговли. Соответственно, прибыль до налогообложения также существенно увеличилась на 243057 тыс. руб., ее темп роста составил 131,06%, то есть превышает темп роста прибыли от реализации товаров на 8,12% (131,06-122,94).
Товарооборот увеличился на 82769 тыс. руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 тыс. руб., тем роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.
В 2007 году в ООО «Мебель Италии» произошел рост уровня валовых доходов от продаж на 1,79 пункта и одновременное снижение уровня издержек обращения на 0,19 пункта, что является положительной тенденцией в деятельности ООО«Мебель Италии».
К основным конкурентами ООО«Мебель Италии» на рынке г. Воронеже можно отнести крупные предприятия - Мебель Черноземье, Сомово Мебель, Графская кухня.
Максимально по потребительским показателям к идеальному изделию близка мебельная продукция, реализуемая ООО «Мебель Черноземье», затем ООО «Сомово Мебель», затем ООО «Мебель Италии» и «Графская кухня». ООО «Мебель Италии» уступает ООО « Мебель Черноземье» по следующим потребительским свойствам: 1) возможность блокирования изделия в функциональные группы и их разделение; 2) цвет, фактура лицевых поверхностей; 3) удобство пользования мебелью; 4) конструкторское решение, дизайн.
При сравнении изделий мебели по экономическим показателям брали за базу сравнения розничную цену на стенку «Карина», реализуемую ООО «Мебель Черноземье». И определим конкурентоспособность цен других торговых предприятий относительно цен ООО «Мебель Черноземье».
Самым конкурентоспособным изделием в рамках рассматриваемой стратегической группы является мебель, реализуемая ООО «Мебель Черноземье»: на единицу затрат потребитель получает 1,36 единиц полезного эффекта. Данное обстоятельство обеспечило как конкурентным преимуществом по потребительским показателям, так и по экономическим.
Потребители мебели «Сомово Мебель» на единицу затрат получают 1,01 единицы полезного эффекта. Конкурентное преимущество мебели «Сомово Мебель» состоит в лучших потребительских качествах по сравнению с мебелью ООО «Графская кухня». По экономическим характеристикам (цене) мебель «Сомово Мебель» проигрывает мебели ООО «Графская кухня». Однако, так как показатель конкурентоспособности «Сомово Мебель» больше 1, это означает, что преимущество сильнее недостатка, вызванного более высокой ценой.
Для оценки по показателю надежности и долговечности изделия был проведен экспертный опрос трех товароведов ООО «Мебель Черноземья». В их задачу входило проранжировать материалы, лежащие в основе изготовления мебели того или иного изготовителя по степени сохранения основных параметров изделия, их привлекательности во времени при соответствующих условиях эксплуатации, их ремонтопригодность. Показатель гарантийного срока определялся продолжительностью последнего. Результаты представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 -Определение конкурентоспособности мебели по показателям стабильности качества
Показатель |
Качественная или количественная характеристика показателя |
Балльная оценка по 3-балльной шкале[30] |
||||||
Мебель Италии |
Сомово Мебель |
Мебель Черноземья |
Графская кухня |
Мебель Италии |
Сомово Мебель |
Мебель Черноземья |
Графская кухня |
|
Число жалоб от продавцов среди опрошенных магазинов |
- |
- |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
Число рекламаций за недокомплектацию |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
1 |
1 |
3 |
Степень сохранения основных параметров во времени |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
3 |
3 |
2 |
1 |
Ремонтопригодность |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
2 |
2 |
2 |
3 |
Заключение
Оценивая вышесказанное, отметим, что под «конкурентоспособностью предприятия» понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения.
Параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия: производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени); финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала); имидж предприятия - моральный капитал предприятия; товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров); научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки); инвестиционный потенциал; трудовые ресурсы; управленческий и информационно-аналитический потенциал; бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) - установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
Оценка конкурентоспособности предприятия показала, что максимально по потребительским показателям к идеальному изделию близка мебельная продукция, реализуемая ООО «Мебель Черноземье», затем ООО «Сомово Мебель», затем ООО «Мебель Италии» и «Графская кухня». ООО «Мебель Италии»
Список использованных источников: