РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Инновационная деятельность является посредником между научно-техническим прогрессом и потребителем. Без инновационной деятельности все новые разработки и технологии останутся на чертежах и в макетах и никогда не получат своей реализации в виде конкретного товара.

Инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства - функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предприятий и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент. Инновации, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.

Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве.

Таким образом, инновационная деятельность - это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Инновационная деятельность тесно связана с деятельностью инвестиционной, так как внедрение новых технологий и техники требует финансовых ресурсов.

Инвестиции представляют собой капитальные затраты в объекты предпринимательской деятельности для получения дохода в краткосрочном или долгосрочном периоде. Экономическая категория «инвестиции» исполь­зуется в рыночной экономике.

С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как накопление основного и оборотного капитала. С финансовой точки зрения инвестиции - это замораживание ресурсов с целью получения доходов в будущем периоде. С бухгалтерской точки зрения инвестиции - это объединение произведенных капитальных затрат в одну или несколько статей активов и пассивов баланса.

Взаимосвязь инноваций и инвестиций порождает главную проблему внедрения результатов научно-технического прогресса. Как правило, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют место проблемы, решение которых является неотъемлемой частью развития новейшего производства. В первую очередь - это отсутствие финансовых ресурсов, которые можно инвестировать в инновационную деятельность, а те финансовые институты, которые располагают данными ресурсами, занимают позицию выжидания из-за нестабильной политической и экономической ситуации и, как правило, осуществляют инвестиции в благоприятные экономические зоны, то есть, имеет место вывоз капитала за рубеж. Эта проблема известна в России, но ситуация в последнее время меняется и наблюдается обратный процесс - приток капитала в экономику.

 

1 Инновации, их экономическая сущность и значение

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия.

Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производите­лю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей.

Инновации, во-первых, должны носить рыноч­ную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический

эффект.

         Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последова­тельную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.       

         Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффек­тивном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

         Инновация может быть рассмотрена как процесс, система, изменение, результат.

         Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

         Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

     - состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

     - специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

         Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

         Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.

 

2 Структура и классификация инноваций

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:

1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);

2) формулировка целей инновации;

3) анализ существующего положения (диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);

4) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование и утверждение проекта инновации;

7) подготовка объекта к инновации;

8) внедрение инновации;

9) оценка фактической эффективности инновации;

10) устаревание.

         Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

         Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

         Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

         Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.

         Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.

         По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.

         Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

         Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

         По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

         По степени новизны инноваций выделяют:

- нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;

- улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

- модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

         По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.

         По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

         Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным.

3 Понятие и классификация инвестиций

Инвестиции - это вложения в активы предприятия с целью выпуска новой продукции, повышения ее качества, увеличения количества продаж и прибыли. Инвестиции предприятия обеспечивают простое и расширенное воспроизводство капитала, создание новых рабочих мест, при­рост зарплаты и покупательской способности населения, приток налогов в государственный и местный бюджет. Инвестиции несут в себе риск. Если прогноз прибыльности не подтвердится, то это грозит потерей вложенных в дело средств.

Классифицирутся инвестиции:

- по натурально-вещественному воплощению. Данный вид инвестиций под­разделяется на материальные, нематериальные и финансовые;

- по назначению - прямые, направленные на приобретение основных и оборотных средств, и портфельные - для покупки ценных бумаг;

- по источникам финансирования - собственные (амортизация, прибыль и выручка от реализации имущества) и заемные (кредит, лизинг и др.);

- по происхождению - национальные и иностранные;

- по цели - для получения прибыли, социальных или экологических результатов;

- по срокам осуществления - краткосрочные, среднесроч­ные и долгосрочные;

- по объекту - производственные и непроизводственные;

- по направлению производственных инвестиций - для обновления основного капитала, для прироста недвижимости и оборотного капитала, для создания новой и повышения качества выпускаемой продукции.

На предприятии важно согласовывать во времени инвестици­онные планы и финансовые возможности.

Инвестиционная деятельность предприятия включает сле­дующие составные части: инвестиционная стратегия, стратеги­ческое планирование, инвестиционное проектирование, анализ проектов и фактической эффективности инвестиций.

Инвестиционный проект может быть представлен в виде техни­ко-экономического обоснования или бизнес-плана. Технико-эко­номическое обоснование (ТЭО) инвестиционного проекта - это исследование технических, экономических, экологических и финансовых возможностей осуществления инвестиций с заданной рентабельностью. ТЭО включает геологические исследования, технические проекты зданий и сооружений, техническую подготовку производства, экологические исследования влияния на окружающую природную среду, маркетинговые исследования, расчет финансово-экономических показателей. Бизнес-план инвестиционного проекта - это стандартная форма представления инвестиций, общепринятая для всех развитых стран. Методы планирования и критерии оценки эффективности инвестиционных проектов - это экономический язык делового общения, обеспечивающий взаимопонимание собственников, предпринимателей, инвесторов, банкиров, служащих государ­ственных учреждений и международных финансовых организаций.

Для крупных инвестиционных проектов ТЭО и бизнес-план отличаются степенью детализации исследований и набором со­проводительных документов. Для небольших инвестиций ТЭО и бизнес-план можно отождествлять.

Анализ эффективности инвестиционных проектов состоит из трех частей: общеэкономический, технико-экономический и финансовый.

Общеэкономический анализ представляет собой описание благоприятной или неблагоприятной национально-экономической обстановки и критериев народнохозяйственной значимости инвестиций. Основные критерии целесообразности инвестиций в социально-рыночной экономике: насыщение национального рынка товарами и услугами (формирование конкурентной среды); создание рабочих мест и потребительского спроса населения; налоги в государственный и местный бюджеты.

Технико-эконо­мический анализ касается технической части проекта с доказа­тельством экономических преимуществ того или иного техничес­кого решения.

Финансовый анализ инвестиций построен на исследовании денежных потоков капитальной и текущей стоимости. Капитальная стоимость рассчитывается в проекте баланса инвестиций (активы и пассивы). Текущая стоимость - это выручка от реализации товаров (услуг), себестоимость и налоги. Потоки наличности и финансовый анализ отражаются в финансовой части бизнес-плана инвестиционного проекта.

 

Заключение

Инновационная деятельность является посредником между научно-техническим прогрессом и потребителем. Без инновационной деятельности все новые разработки и технологии останутся на чертежах и в макетах и никогда не получат своей реализации в виде конкретного товара.

Инновационная деятельность тесно связана с деятельностью инвестиционной, так как внедрение новых технологий и техники требует финансовых ресурсов. Взаимосвязь инноваций и инвестиций порождает главную проблему внедрения результатов научно-технического прогресса.

Особое место в инновационной деятельности предприятий принадлежит его работникам. От того, как работники предприятия воспринимают новую информацию, повышают свой профессиональный уровень, выдвигают новые конкурентоспособные идеи, находят решение нестандартных задач и новые способы решения стандартных задач, от всего этого зависит уровень инновационной активности предприятия. Вовлечение в коммуникационный процесс управления организацией работников, обладающих высоким инновационным потенциалом, повышает уровень эффективности управления. Успех деятельности организации зависит от наличия в ней новаторов, которые являются носителями научно-техническо­го и коммерческого развития организации.

Список используемых источников

1. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. / Учебник  для вузов.  М.: ЮНИТИ, 2010. - 398с.

2. Т.Л.Безрукова, В.М.Бугаков Экономическая оценка инвестиций на предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности / Учебное пособие с грифом УМО. - Воронеж: ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2007. - 228 с.

Просмотров работы: 791