ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В условиях мирового экономического кризиса одним из приоритетных направлений поддержания уровня развития экономической эффективности России, является выработка действенных мер для нормального функционирования деревообрабатывающей промышленности, занимающей немалую долю в ВВП страны и бюджетных поступлений.

Экономическая эффективность охватывает все стадии общественного производства, является основой построения количественных и качественных критериев деятельности предприятия и используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристик процессов расширенного воспроизводства. Категория эффективности обладает такими имманентными свойствами как целостность, динамичность, многомерность и взаимосвязанность ее различных сторон.

Исследуемую категорию можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения планирования объема производства, формирования затрат, получения прибыли, выработки ценовой и ассортиментной политики, оценки конкурентоспособности продукции и инвестиционной привлекательности предприятия.

Сущность проблемы повышения экономической эффективности деятельности предприятия состоит в увеличении экономических результатов на единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Повышение эффективности деятельности предприятия может достигаться за счет улучшения использования основных фондов предприятия, ускорения оборачиваемости оборотных средств, роста производительности труда [1].

К объемным показателям, позволяющим оценить эффективность производственного потенциала предприятий в целом, можно отнести обеспечение и использование ресурсов. В качестве индикаторов рекомендуется использовать удельный вес имеющихся и переквалифицированных рабочих кадров, исходя из показателей безработицы в регионе; производительность и интенсивность труда, трудоемкость продукции; индикаторы состояния рынка средств производства; фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность; оборачиваемость активов; соотношение объемов производства и сбыта продукции в разрезе каналов реализации; уровень рентабельности.

Для оценки конкурентоспособности мебельной продукции в качестве таких индикаторов можно использовать их целую систему: соотношение цен на завозимую продукцию и производимую в регионе; соотношение темпов роста себестоимости и цены продукции; соотношение общего индекса потребительских цен и цен на продукцию; изменение удельного веса стоимости продукции в потребительском бюджете; соотношение темпов роста стоимости продукции и темпов инфляции; изменение показателя конкурентоспособности по цене.

Формирование рынков мебельной промышленности и управление потоками товаров на них осуществляется именно за счет конкуренции и конкурентоспособности предлагаемой продукции. Конкурентоспособная продукция пользуется активным спросом у значительного количества потребителей за счет оптимизации соотношения «цена - качество», что способствует продлению ее жизненного цикла и обеспечению получения стабильной прибыли.

На современном этапе приоритетную роль играет неценовая конкуренция, что обусловлено рядом обстоятельств:

  • усложнились запросы потребителей, что обусловило необходимость и создало возможность повышения качества продукции;
  • затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе ниже расходов на ценовую конкуренцию;
  • законодательные ограничения ценовой конкуренции.

Применительно к рынку деревообрабатывающей продукции заметим, что ее конкурентоспособность на стадии производства не уступает импортируемой ни по потребительским качествам, ни по товарным свойствам.

Тем не менее, следует отметить и эффективность использования ценовых методов в российской экономике, поскольку предприятия еще не в полной мере освоили приемы неценовой конкуренции, а потребитель весьма чувствителен к уровню цен. В сложившихся условиях следует акцентировать внимание на ценовых методах конкуренции [2].

Общеэкономической основой возникновения и функционирования рынка и формирования рыночных цен является товарное производство. Рынок как форма проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий является первичным, а под ценой предлагаемой на рынке продукции понимают денежное выражение её стоимости. Цены изменяются под воздействием спроса и предложения. Спрос - это количество товара, которое потребители могут и желают купить по данной цене в определенное время и в определенном месте. Полный спрос на товар есть совокупность спросов на него по различным ценам. В установлении рыночной цены не менее важное значение имеет и предложение, определяемое как потенциальную возможность производителя товара продать покупателю по определенной цене за определенный период времени и в конкретном месте.

Рыночная цена, или равновесная цена товара, устанавливается при соответствии спроса и предложения. На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Сущность равновесия спроса и предложения состоит в определении состояния общего экономического равновесия рынка, когда товары находят своих покупателей через механизм рыночного ценообразования. Именно взаимосвязь цен конкурентного равновесия и создает общее равновесие рынка. Цена предложения - это денежная форма выражения стоимости товара со стороны продавца. Цена спроса есть денежная форма выражения потребительной стоимости товара со стороны покупателя. Следовательно, цена товара выступает как денежная форма единства стоимости и потребительной стоимости товара.

Рассматриваемые оценочные показатели эффективности функционирования предприятия подвергаются воздействию определенной совокупности факторов. Экономические факторы можно систематизировать по различным классификационным признакам. Так, факторы могут быть общими, т. е. влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для данного показателя. Обобщающий характер многих факторов объясняется связью и взаимной обусловленностью, которые существуют между отдельными показателями. От объективно обусловленных факторов надо отличать субъективные пути воздействия на показатели, т. е. возможные организационно-технические мероприятия, с помощью которых можно воздействовать на факторы, определяющие данный показатель. Факторы могут быть также внешними и внутренними, основными и не основными, прямого и косвенного воздействия [3].

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но количественно определяют уровень использования всех видов ресурсов. К внешним факторам прямого действия относятся: государственно-административные (государственная поддержка, государственное регулирование, регулирование и поддержка со стороны органов местного самоуправления); научно-технические (технологические, технические, организационно-экономические); конъюнктурные (изменение спроса и предложения во взаимосвязи с ценой в условиях конкуренции). К внешним факторам косвенного воздействия необходимо отнести общеэкономические, социально-политические и естественные.

В группу социально-экономических входят демографические, политическая ситуация в стране, уровень доходов населения. Естественные факторы включают природно-климатические, территориально-географические. На внутренние факторы оказывает непосредственное воздействие деятельность предприятия и трудового коллектива. Они могут быть как основными, так и неосновными [4].

Основные внутренние факторы непосредственно связаны с сущностью показателей эффективности и определяют результаты работы предприятия. Внутренние не основные факторы не связаны напрямую с сущностью показателей эффективности, хотя также определяют конечные результаты. Внутренние основные производственные факторы включают четыре группы: организационные, технологические, финансово-экономические и рыночные.

Приведенная классификация позволяет моделировать хозяйственную деятельность на основе выявленных внутрихозяйственных резервов повышения экономической эффективности как в результате экстенсивных факторов, так и за счет интенсификации воспроизводственных процессов. К первой группе можно отнести резервные запасы, обеспечивающие непрерывность развития производства. Вторая группа включает не использованные возможности роста производства, улучшение его качественных показателей при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.

Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат - это один путь использования резервов. Другой путь связан с большими возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства.

Таким образом, количественной мерой резервов в полном объеме является разрыв между фактическим уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, определяемым производственным потенциалом.

 

Библиографический список

  1. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Добросоцкий М.К. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов промышленных предприятий // Воронеж: ВГЛТА, 2010. - 190 с.
  2. Борисов А.Н., Овсянников С.В. Предотвращение банкротства промышленных предприятий на основе методики комплексного экономического оздоровления (статья). // Воронеж: журнал «Вестник Воронежской государственной технологической академии», 2010, № 4. - С. 19-24.
  3. Безрукова Т.Л., Воронина В.Ф., Морковина С.С. Производственный менеджмент и маркетинг в отраслях лесопромышленного комплекса (учебное пособие). // Пенза: журнал «Успехи современного естествознания», 2010, №2. - С. 144-145.
  4. Шанин И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период (статья). // Воронеж: «Вестник Воронежского государственного технического университета», 2011, том 7, № 10. - с.155-158.
Просмотров работы: 165