Управление персоналом в любой организации является на столько эффективным, на сколько ее сотрудники умело и полно используют свой трудовой потенциал, все свои умственные, физические и предпринимательские способности в осуществлении главных экономических и организационных целей, стоящих перед предприятием.
Между трудовым потенциалом, результатом труда и уровнем жизни человека существует прямая зависимость: рост одних факторов вызывает соответствующее изменение всех остальных. Трудовой потенциал человека имеет свои границы, определяемые его умственными и физическими способностями, нравственными и интеллектуальными качествами, и другими личными характеристиками.
Когда мы ведем речь об эффективности управления персоналом мы неизбежно сталкиваемся с эффективностью трудовой деятельности персонала и с оценкой трудового потенциала. В общем виде трудовой потенциал может быть представлен сочетанием набора компонентов
К компонентам мы относим: здоровье, образование, возраст, стаж работы, профессионализм, нравственность, удовлетворенность работой. Выделенные компоненты следует увязать с конечными целями предприятия (рентабельность труда, удовлетворенность работой, стремление к труду), которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Система показателей.
№ |
Компонент |
Показатель |
1 |
Здоровье |
Потери рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев на производстве |
2 |
Образование |
Данные об уровне образования работников |
3 |
Возраст |
Средняя выработка работника возрастной группы |
4 |
Стаж работы |
Коэффицент текучести |
5 |
Профессионализм |
Средний тарифный разряд работников |
6 |
Нравственность |
Проценты потерь рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины |
7 |
Удовлетворение работой |
Наличие (отсутствие) стремления покинуть свое место работы |
В сводной таблице представлена тенденция изменения компонентов, где по каждому из компонентов тенденция изменения обозначена знаком «+» или знаком «-». Графа «Динамика изменения» характеризует общую тенденцию.
Таблица 2 - Сводная таблица тенденций изменения компонентов
№ |
Компонент |
Изменения по годам |
Динамика изменений |
1 |
Здоровье |
+++ |
Улучшение |
2 |
Образование |
+++ |
Ухудшение |
3 |
Возраст |
- - - |
Ухудшение |
4 |
Стаж работы |
+++ |
Улучшение |
5 |
Профессионализм |
+++ |
Улучшение |
6 |
Нравственность |
+++ |
Улучшение |
7 |
Творческий потенциал |
- - + |
Ухудшение |
8 |
Опыт |
- - - |
Ухудшение |
9 |
Ответственность |
+++ |
Улучшение |
1 |
Симпатия |
- - - |
Ухудшение |
Некоторые исследователи выделяют в трудовом потенциале две стороны: производственно - квалификационную и психологическую. В качестве психологической составляющей потенциала рассматриваем интеллект и динамику личности. Однако для практики управления более значимой представляется система показателей, с помощью которой можно количественно охарактеризовать ту или иную сторону потенциала.