Древнейшее японское искусство создания катаны - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Древнейшее японское искусство создания катаны

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  Введение.

В 710 г. нашей эры человек-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впервые применил в бою меч с изогнутым лезвием, который был выкован из нескольких разнородных железных пластинок. Этот меч отличался «сабельным профилем» и с XII по середину XIX просуществовал в такой форме почти без изменений. 

С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии.

Катана. Что это?

Классификация оружия на основе катаны.

Сегодня любое японское оружие, что и катана, классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название. К основным типам относятся:

  1. Нодати - двуручный меч с длиной клинка более 84 см;
  2. Тати - придворная сабля самурая с клинком как у катаны, но более пышным декоративным убранством (для красоты);
  3. Тинса-катана - придворная сабля длиной до 61 см;
  4. Вакидзаси - являлась парой к катане или тати, длиной до 51см;
  5. Танто - боевой нож, который часто носили вместо вакидзаси, с клинком в 28-40 см;
  6. Кайкен - женский нож с прямым клинком 8-16 см.

Внешний вид и украшения.

Катана существенно отличается от любых других мечей, изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты, не говоря уже о европейских мечах. Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим клинком в мире.

По японской традиции, оружейник, сковавший клинок, никогда не стал бы заниматься изготовлением фурнитуры (украшений) - для этого у него был целый штат производственников. На самом деле, катана представляет собой целый конструктор как результат труда многих человек, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов фурнитуры для своего меча. Клинок передавался по наследству из века в век, и в зависимости от разных обстоятельств облик катаны менялся. Например, на войне нужно было придать мечу аскетичный облик, а на свидание с дамой самурай мог явиться с богато украшенной катаной Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления.   

Процесс создания и свойства катаны.

Самое основное в любой катане - это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная  руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Прутки закапывали в болото на 8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу.

Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющивалась - в результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла.

Немаловажен факт, что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул - достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие.

Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля.

Последний этап в производстве - это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска - якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись. По окончании ковки и закалки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа считалась законченной.

Обычно мастер создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт. Процесс изготовления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказывал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч «по спецзаказу».

Сечения японского клинка.

Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ (фибровидный узор, соответствующий узору "дикого" европейского Дамаска), справа - масамэ (представляет собой практически параллельные и непрерывные линии по всей длине клинка. Такая параллельность достигалась за счет расковки в положении "на ребро" заготовок обкладок.).

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300°С и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв

Для изготовления заготовки клинка кузнец выковывает как минимум два бруска, из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ, не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ. Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700-1100°С длину заготовки до размеров меча.

Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм. Самый кончик меча ковкой подгибается, в результате чего обеспечивается ударная прочность клинка не ломая его.

Закалка и термообработка.

Перед закалкой клинок покрывается смесью из глины и угольного порошка (могут содержаться и другие ингредиенты), но точный состав держался у мастера в секрете. На лезвие наносится более тонкий слой, чем на другие участки клинка (т.к. закалка могла нанести большой вред основанию меча, находящейся выше чем кромка лезвия). Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем задняя часть. При этом важно, чтобы, несмотря на разницу температур (например, 750-850 °C), клинок в поперечном сечении и обратная сторона нагревались равномерно. Во время охлаждения в теплой воде лезвие, нагретое сильнее остальных частей, остывает быстрее. Обязательно требовалось опускать клинок в воду лезвием вниз, т.к. резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие, во избежания микротрещин внутри самого клинка. Образовывалась полоска на металле - якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись. Затем клинок повторно нагревается до 160°С и снова охлаждается

Полировка и окончание работы над изделием.

Самым последним этапом изготовления катаны была его полировка, которая обычно занимала не менее двух недель. Этим занимался ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния. После полирования меч приобретал зеркальный блеск, что свидетельствовало о его «рождении».

«Оружие души»

Для японцев катана была не просто оружием - она отражала дух японской нации и являлась символом сословий, вершивших историю в течение веков. Клинок также был отличительным признаком общественного положения воина, символом чистоты, и естественно - лучшим драгоценным подарком.

Катану преподносили знатным людям, клинок вносили в храмы по поводу особых торжеств, дарили послам иных государств в знак уважения.

Если самурай пришел в гости к давнему другу, то он снимал даже короткий клинок вакидзаси, вешая его под правую руку рукоятью к себе. Обернутая к собеседнику рукоять могла трактоваться как оскорбление, ибо такой жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве оппонента. Если же собеседник случайно касался клинка своего гостя, это воспринималось последним как угроза его чести, и могло даже привести друзей к поединку. Если же хозяин дома искренне восхищался красотой клинка и просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую ткань, то это, напротив, считалось большой честью для его владельца.

 С точки зрения японских мастеров кузнечного дела, клинок по-настоящему чего-то стоил, если в него была вложена душа кузнеца.

В историю вошел один очень интересный поединок, в котором соперничали величайшие оружейники XIV века Муромасой и Масамуне. Кузнецы вонзили свои катаны в дно небольшого ручья, повернув лезвия клинков против течения. В то время была осень, и все листья, попавшие на лезвие клинка Муромасы, рассекались пополам, а листья, что приближались к клинку Масамуне, огибали его, не касаясь. Муромаса в этом поединке признал себя побежденным, т.к. японская «мифология меча» гласит, что клинок есть не оружие агрессии, но оружие мира, и его истинное назначение - предотвращать и прекращать войны.

Список использованной литературы.

  1. Баженов А. Г. «История японского меча». 2001 г. 264 стр.
  2. К.С Носов «Вооружение самураев». Изд.: АСТ/Полигон.2003г. 256 стр.
  3. В. Хорев «Японский меч. Десять веков совершенства». Изд.: Феникс, Ростов-на-Дону. 2006г. 205 стр.
  4. Интернет - сайта: http://katanasword.ru
Просмотров работы: 256