ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ БОДРУМ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ БОДРУМ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Во II веке нашей эры, люди путешествовали далеко и часто, даже просто в туристических целях: многим доставало радость увидеть чужие города и страны. Но, конечно же, не туризм дал начало поездкам и походам. Такой мотив мог появиться лишь тогда, когда античные государства уже стабилизировались, дороги стали доступны и безопасны, средства связи отвечали потребностям и интересам путешествующих, а уровень культуры обусловил широкое стремление к поиску и познанию чего-то нового. Ни в одной стране мы не установим какой-либо определенной даты, под которой было бы записано имя первого путешественника - человека, впервые покинувшего здешние места в поисках новых земель.

Слово tourist появилось на английском языке в начале XIX века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН турист - это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год.

Туризм - это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление. Всемирный совет по туризму и путешествиям указал на следующие характеристики современного туризма:

-         это крупнейшая индустрия мира, имеющая примерно 3,5 $ триллиона оборотного капитала и включающая в себя такие компоненты как путешествия (круизы, автобусы, самолеты, автомобили, железные дороги); проживание (отели и мотели, конференции, выставки, встречи); питание (рестораны, кафе, бары); отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы).

-         Ведущий налогоплательщик.

-         Работодатель 127 млн. людей, т.е. примерно каждого 15 из всех работающих.

-         Самая быстроразвивающаяся отрасль не только европейской, но и мировой экономики.

Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году - в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие. Новый бизнес начал приносить своим владельцам неплохие доходы, к нему стали проявлять интерес и другие предприниматели. Постепенно в разных странах образуются туристические компании, занимающиеся организацией экскурсией и путешествий во все части Света.

Достижения в области транспорта в начале XX века отразились и на развитии туризма. Для путешествий и экскурсий начали использовать пароходы, железные дороги, а уже потом и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли. На своей ранней стадии заграничные путешествия были уделом представителей аристократии и буржуазии, так как именно эти социальные группы располагали достаточными для этого доходами.

Сложные политические, экономические и социальные процессы, произошедшие в мире в XX веке (две мировые войны, революции, кризисы, научно-технический прогресс, «холодная война» и т.д.), изменили общество. Оно стало более развитым в промышленном и культурном отношении, более мобильным, демократическим. Туризм стал массовым, демократичным, рассчитанным на различные интересы, вкусы, доходы, на самый разный контингент (от школьников и студентов до военных и ветеранов).

Туризм  превратился практически в самостоятельное межотраслевое хозяйство, в индустрию. Он играет очень серьезную роль в экономике многих государств. На его развитие выделяются крупные ассигнования. Создаются специализированные туристические центры - комплексы для отдыха с широкой сетью развлечений.

Сегодня туризм получил развитие на всей планете. Кроме Европы (традиционного туристического центра), активно посещают страны Америки, Африки, Азии, Австралии и Океания.

Основные потоки русских туристов в настоящее время направлены в такие страны как, Турция, Египет и Тайланд. Но все эти направления настолько уже «захвачены» русскими, что порой сложно найти хороший вариант для отдыха, чтобы было хорошее сочетание цены и качества, так как не все могут позволить себе дорогой отдых. И все таки существует такие уголки в этих странах, где еще нет русских туристов. Одним из таких уголков является регион Бодрум в Турецкой республике.

Цель: Рассмотреть особенности развития международного туризма и ого отличительные черты в регионе Бодрум Турецкой республики.

Объектом курсовой работы выступает регион Бодрум, расположенный на Эгейском побережье Турции.

Предметом исследования является международный туризм в регионе Бодрум.

Задачи:

- дать понятие международного туризма;

- рассмотреть истоки формирования туризма;

- проанализировать развитие туризма в современном мире;

- дать краткое описание истории Турции, национальным особенностям страны и укладу жизни.

- проанализировать развитие международного туризма в стране в целом;

- дать краткую характеристику региону Бодрум;

- выявить особенности туризма в регионе Бодрум;

- сопоставить все плюсы и минусы туризма в данном регионе.

 

1.ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

 

1.1.Понятие международного туризма и истоки его формирования

Туризм занимает значительное место в международных отношениях.  Понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

  В положении о лицензировании международной туристической деятельности(от 12.12.95 №1222)  установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что "туризм- это временные выезды (путешествия)граждан РФ ,иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных , познавательных, спортивных, религиозных,  профессионально-деловых и иных  целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы [3].

    Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

    Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента [1].

    Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров - туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями,  взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.

    Одной  из первых стран , в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.

    Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне  1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом.

    В 50-70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу.Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине ХIX в.сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии.

О развитии туризма в России в то время следует сказать особо. Во второй половине XIX в. большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких, как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб. Действовавший в Одессе; Кавказское горное общество, находившееся, а Пятигорске. Начиная с 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся.

Несмотря на элитарный характер и определенную разобщенность в деятельности, эти организации сыграли важную  положительную роль в привлечении молодежи к познанию исторических, культурных и природных достопримечательностей.

   Вторая половина XIX в. в России ознаменовались распространением горного туризма. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе.

    Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг предвоенного уровня, а спустя три-четыре года превзошел его в большинстве государств.

    В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.

    Период с 1961 по 1970 г. сопровождался дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 г. достигло 168,4 млн. человек.

    Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Так,  в 1963 г. в Риме была проведена I Конференция ООН по туризму и путешествиям. На ней был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся туризма, и выработаны рекомендации, способствующие ускоренному развитию этой формы общения людей.

    Важным итогом Римской конференции явилось принятие официального определения таких понятий, как «временный посетитель», «турист», « экскурсант», что необходимо, в частности, для обеспечения определенной унификации и анализа статистического учета туризма.  Внимание в работе конференции было уделено и вопросам, которые связаны с упрощением пограничных и таможенных формальностей, процедур.

    Были затронуты и такие вопросы, как общее направление развития туризма, формирование для удовлетворения его все возрастающих запросов соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных кадров, а также помощь развивающимся странам в создании индустрии туризма. 

    В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО  была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.

    ВТО - международная организация специальной компетенции в соответствии со ст.1 своего Устава относится к категории организаций межправительственного  характера.

    Вся деятельность      ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует принципам современного права.

    Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Сейчас международный туризм развивается полным ходом. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

  Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

  В настоящее время туризм классифицируется:

По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и др.;

  по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;

  по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

 по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;

 по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

  по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;

по сезонности: активный туристский сезон,  межсезон (полусезон), несезон;

 по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;

 по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан) [1].

  Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

 

1.2. Особенности развития международного туризма

Международные туристские связи стали важной составной частью мирового процесса интернационализации социально-экономических отношений. Во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая солидной материальной базой, предоставляющая рабочие места миллионам людей и взаимодействующая практически со всеми отраслями хозяйства. По данным World Travel and Tourism Counsel (WTTC) на 1997 г., в сфере туризма в общей сложности работало 260 млн человек. В туристском бизнесе пересекаются интересы различных государственных и частных предприятий и служб, активно участвуют банки, страховые компании, торговые фирмы, клубы, акционерные общества. Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором экономического развития [1].

Туристская индустрия является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы.

В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия. Это, прежде всего, услуги:

1)    по доставке туристов в страну и по перемещению туристов по стране посещения (транспорт);

2)    по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги и т.д.);

3)    по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары и т.д.);

4)    по рекламе туристского продукта;

5)    по сбыту туристского продукта, это услуги туристских агентств (разработка маршрутов путешествия, бронирование мест на транспорте и в гостиницах);

6)    по удовлетворению культурных потребностей туристов (посещение достопримечательностей, музеев, выставок и т.д.);

7)    по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в научных конференциях, различных совещаниях);

8)    торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, буклетов, открыток, путеводителей, предметов туристского снаряжения);

9)    контрольно-административных органов (оформление документов, пограничный, таможенный контроль);

10)    служб охраны природы, памятников, музеев;

11)    информационных служб для туристов;

12)    по обеспечению туристов средствами связи (почта, телеграф, телефон, факс);

13)    средств информации (телевидение, газеты, журналы);

14)    государственных туристских органов;

15)    иностранных юридических лиц и общественных туристских организаций;

16)    страховых компаний;

17)    по удовлетворению потребностей в развлечениях (казино, аттракционы, ночные клубы и т.д.).

Для индустрии туризма присущи особые специфические свойства:

1)    ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий;

2)    сезонный цикл в производстве туристских услуг;

3)    высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры информационных сетей.

Индустрия туризма выполняет важную функцию в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как:

1)    увеличивает местные доходы;

2)    создает новые рабочие места;

3)    способствует развитию отраслей, ориентированных на производство туристских услуг;

4)    развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;

5)    увеличивает валютные поступления в бюджет страны.

Туризм является одним из немногих наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму можно объяснить рядом факторов:

1)    для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется крупных финансовых вложений;

2)    на туристском рынке, несмотря на конкуренцию, могут успешно взаимодействовать как крупные, так средние и малые компании и фирмы;

3)    туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал.

Помимо влияния на экономику международный туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. В свою очередь они влияют на туризм.

Туризм является не только источником прибыли, но и сильным фактором роста престижа страны, ее значения в глазах мирового сообщества.

В то же время рост международного туризма имеет и определенные негативные последствия: разрушение и загрязнение окружающей среды, инфляцию, нарушение традиций местного населения.

Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, но при этом наблюдаются некоторые отличия.

Так, государства с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, нередко имеют отрицательный баланс в торговле, а государства с отрицательным балансом по туризму имеют положительный торговый баланс, как, например, Германия и Япония.

Кроме того, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами. Так, товарообмен между индустриальными странами прежде всего является внутриотраслевым, т.е. осуществляется обмен продуктами одинаковой категории, например торговля продуктами питания между европейскими государствами или торговля автомобилями между США и Японией.

Что же касается туризма, то здесь обмен аналогичными продуктами также осуществляется, например, в сфере культурного туризма, но в меньших масштабах. В большинстве случаев происходят обмены традиционными видами туризма. Так, жители северных европейских государств посещают средиземноморские курорты, а жители южных стран предпочитают отдыхать на европейских курортах.

Международный туризм, как и внешняя торговля, отражает такое разделение труда, при котором в экспорте ведущее место занимают индустриально развитые страны.

По мере развития международного туризма все государства можно разделить на две категории: государства, являющиеся поставщиками туристов, и государства, принимающие туристов. К странам  поставщикам туристов относятся индустриально развитые страны, характеризующиеся высоким показателем выезда своих граждан за границу. Число выезжающих туристов, как правило, составляет 10% от общего населения страны. При этом эти страны не только отправляют, но также и принимают большое количество зарубежных туристов. Здесь следует отметить США, Германию, Францию, Великобританию, Италию, Австрию.

К принимающим туристов относятся страны со средним уровнем экономического развития (Греция, Турция, Кипр, Испания, Португалия, Египет), а также развивающиеся страны (Марокко, Тунис, Багамские острова и т.д.).

Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) следует особое внимание уделять привлечению зарубежных туристов, чтобы как можно больше денег в страну ввозилось и тратилось. Правильно продуманная, динамичная и профессионально осуществляемая политика в сфере развития национального туризма приносит государству большую экономическую выгоду.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), являющейся ведущей межправительственной организацией в области путешествий и туризма, туристская индустрия демонстрирует самый большой рост среди мировых экономических отраслей. В течение последних 16 лет доходы от международного туризма ежегодно возрастают примерно на 9%. В 2000 г. выручка от него достигла 476 млрд. долл. За этот же период число прибытий росло ежегодно в среднем на 4,6% и в 2000 г. достигло 698 миллионов.

По прогнозам Всемирной туристской организации, международные прибытия к 2010 г. достигнут уровня 1 млрд. Доходы в мировой индустрии вырастут к этому времени до 1,5 трлн. долл.

В основе туристского бума, который охватил весь мир в последние десятилетия, лежат вполне конкретные экономические, социальные и другие причины. Прежде всего, это научно-техническая революция, с которой связан совершенно новый уровень производительных сил. Это глобальный феномен урбанизации, заставляющий жителей больших городов искать отдыха в других районах и странах. Значительную роль играет и «транспортная революция» и в особенности быстрое развитие автомобилизации и авиационных перевозок. В целом в мире повышается качество и уровень жизни, увеличивается продолжительность отпусков и доходов. Наряду с этим общий рост культуры населения вызывает рост познавательных потребностей людей.

Следует отметить немаловажную роль туризма в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития туристической сферы влечет за собой повышение уровня образования, совершенствование системы медицинского обслуживания населения, внедрение новых средств распространения информации.

Туризм оказывает серьезное влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

            Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

  К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пре­бывания на ее территории иностранных граждан и др.

  Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков - Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

  Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

  Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Доходы от международного туризма в 1990 г. составили 255 006 млн. дол. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. дол.).

 Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. дол.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония ( - 21 350 млн. дол.) и Германия (-19 153 млн. дол.) (см. табл.1).

  Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание - 30%, на проезд внутри страны - 8%, прочие расходы - 22%.

 В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики´ на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

  Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.

  Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе - 7 и 11% соответственно.

 

  1.3. Организация международного туристического бизнеса

 Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

 Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.

  Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение, питание, транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

  Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.

  В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.

 Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:

 • в отличие от внешней торговли туризм основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;

 • туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;

 • в предложениях отсутствует гибкость.

 Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;

  • обладает сезонным характером;

 • относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей.

  Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов;

  • предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т. е. число стран - поставщиков туристов. Иными словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.

  Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.

  Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).

  Основными посредниками являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров,  турагенства и фирмы.

Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы :

 *                    быстрый возврат средств( 4 - 8 лет),

 *                    увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат,

 *                    увеличение занятости населения,

 *                    увеличение поступления валюты.

 Основные предлагаемые меры государственной поддержки туризма следующие:

 1.  Освобождение сферы туризма ( гостиницы, санатории, кемпинги) от уплаты таможенной пошлины за оборудование и стройматериалы, ввозимые из-за рубежа для ремонтных и строительных  работ на туристских объектах.

 2.  Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капиталовложений.

 3.   Предоставление льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование и развитие материально-технической базы туризма, отсрочку платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.

   В этом случае выиграет и государство, и турфирмы, ведь международный туризм продолжает оставаться самым доходным бизнесом в мире

 

2.РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В БОДРУМЕ

 

2.1. Роль туризма для Турецкой республике

Сфера туристических услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей турецкой экономики. Этому способствует целый ряд различных причин.

Турция отличается уникальным сочетанием различных природных, исторических и культурных ценностей.

Множество различных цивилизаций, располагавшихся на территории Анатолии, оставили сохранившиеся до наших дней исторические памятники. В Турции больше исторических памятников, чем в Италии и Греции вместе взятых, здесь расположены 2 из 7 чудес света. Разнообразны природные богатства Турции. Страна с 3 сторон омывается морями. Протяженность морской береговой линии, включая побережье Мраморного моря, проливов и островов, составляет 8333 километра, причем пляжи идеально подходят для отдыха. Климатические условия изменяются в зависимости от региона. На севере он умеренный, во внутренних районах страны климат континентальный, а на юге - средиземноморский субтропический. Богатая флора и фауна, реки, горы, термальные источники - все это способствует развитию различных видов отдыха. Среди других факторов, которые привлекают в Турцию туристов, называются богатство и разнообразие турецкой кухни, фольклора, гостеприимство населения, нетронутая по сравнению с местами массового туризма природа наряду с современной инфраструктурой. Однако кроме красивой природы, благоприятного климата, богатого культурного наследия туристов в Турции привлекает высокое качество предоставляемых услуг при сравнительно низких ценах.

Индустрия туризма начала привлекать внимание властей Турции со второй половины 20 века. С 60-х годов в Турции стали разрабатываться 5-летние планы развития. За это была ответственна образованная тогда же Организация государственного планирования.

В первых пятилетних планах развития указывалось на необходимость получения выгоды от развития сферы туризма. Планы намечали развитие инфраструктуры, увеличение мест для отдыха. Уже в 60-е годы был замечен гигантский потенциал Турции в области туризма, на развитие этой индустрии делали особый акцент в своих речах представители власти. Но нельзя сказать, что на этой начальной стадии выделялись достаточные средства или принимались все необходимые меры для развития этого сектора. Недостаток бюджетных средств и капитальных вложений послужил основным препятствием для создания туристического потенциала Турции.

Ограниченные финансовые ресурсы и разнообразие туристических ресурсов неизбежно привели к выбору приоритетных туристических районов. В начале 1970-х годов побережье от провинции Балыкесир до провинции Анталья (сюда входят такие популярные сегодня места отдыха, как Измир, Кушадасы, Бодрум, Мармарис и другие) было провозглашено приоритетным районом для привлечения инвестиций, министерством туризма совместно с другими министерствами были начаты работы по планированию развития туристического сектора в этой части Турции, чтобы сократить разрыв между планами развития и претворением проектов в жизнь.

В связи с ростом спроса на туристические услуги в мире министерство туризма Турции приступило к реализации проектов по развитию курортов. Например, одним из них был проект развития Южной Антальи, который поддержан Международным Банком Реконструкции и Развития. Однако все равно развитие туристического сектора шло медленными темпами. Не последнюю роль в этом играло малое финансирование.

Новый этап в развитии туризма в Турции наметился с середины 80-х годов. Именно тогда тезис о приоритетности индустрии туризма, выраженный в программах развития, начал получать реальное воплощение. Во-первых, в 1982 году был принят Закон о поощрении туризма № 2634, заменивший закон № 6086, действовавший с начала 1960-х годов. В этом законе содержалось больше стимулов для развития отрасли, больше полномочий получало министерство туризма. Среди стимулов можно выделить льготные тарифы на электричество, воду и газ в приоритетных районах, освобождение от некоторых налогов и пошлин, льготное кредитование для тех, кто действовал в этой отрасли. Министерство туризма получало большую свободу выбора в определении районов для развития туризма и планирования.

Во-вторых, в 1983 году к власти пришло правительство Т. Озала. Оно взяло курс на приватизацию, отказ от регулирования цен, либерализацию импорта, развитие частного сектора и другие меры для перехода к свободной рыночной экономике. Это дало свои положительные результаты. Особенно активизировался частный сектор. В рамках проводимой политики в Турции началось создание свободных экономических зон, которые сыграли колоссальную роль в развитии сферы туризма.

Свободные зоны создавались в соответствии с Законом о свободных зонах № 3218 от июня 1985 г. Целями их создания были интенсификация капиталовложений, увеличение производства в экспортных отраслях, активизация поступления в страну новых технологий. В пределах зон свободной торговли не действуют положения законодательства, касающиеся налогов и других видов обязательных сборов, в том числе комиссионных, при продаже и покупке валют. Доходы от деятельности в свободной зоне физических и юридических лиц, проживающих в Турции, освобождаются от подоходного и корпоративного налога. При въезде в зону и выезде из нее действует таможенное законодательство, но на товары, ввозимые в зону или экспортируемые из нее в другие страны, не начисляются таможенные пошлины и другие сборы. Существуют лишь отчисления в Фонд учреждения и развития зоны, составляющие 0,5% от стоимости ввозимых и вывозимых товаров. Однако и эти отчисления не производятся с инвестиционных и других товаров, импортируемых в зону на стадии создания или ремонта промышленного предприятия.

Ориентация на внешние связи в период реформ, создание конкурентной обстановки во всей экономике и в сфере услуг, в частности, обеспечение в целом социально-экономической стабильности в стране активизировали развитие туризма. За короткий промежуток времени в Турции, не без использования иностранных инвестиций, в первую очередь немецких, была создана разветвленная сеть отелей, кемпингов, построены отличные дороги, началась подготовка собственных высококвалифицированных гидов со знанием основных европейских языков. Большое внимание стало уделяться реконструкции старых достопримечательностей. Например, Анталья (одна из первых свободных зон), которая раньше была труднодоступной из-за отсутствия даже железной дороги, обладавшая маленьким портом, совершенно преобразилась. Здесь был построен аэропорт международного класса, морской порт модернизировали. Появилась сеть пятизвездочных отелей. Сегодня Анталья - наиболее посещаемый летний курорт страны.

Сфера туризма играет важную роль в экономике современной Турции. Для того чтобы проиллюстрировать это, можно подсчитать, что доходы от туризма в 2001 г. составили 5,5% ВВП. В 1988 году эта доля равнялась всего 2,1%.

Растет доля доходов от туризма в общей структуре экспорта товаров и услуг.

Таким образом, доля доходов от туризма в общем экспорте товаров и услуг выросла с 11,8% в 1999 году до 16,6% в 2001 году, а в коммерческом экспорте - с 19,5% до 26% за тот же период.

В отчете за 2001 год Центральный банк Турции приводит следующие данные, касающиеся основных показателей индустрии туризма.

Анализируя итоги туризма в 2000 и 2001 гг., можно отметить, что оба года были достаточно успешными. Доходы, которые принес туризм, в 2000 г. выросли на 46,8%, а количество туристов, посетивших Турцию, увеличилось на 39,3%. Такой рост объясняется и тем, что сезон 1999 г. был испорчен последствиями землетрясения. Доходы от туризма в 2001 г. по сравнению с 2000 годом выросли на 5,9%, а количество туристов - на 11,4%. Падение курса турецкой лиры после кризиса в феврале 2001 г. сделало туризм в Турции более привлекательным для иностранцев. Только за период с января по август 2001 г. по сравнению с этим же периодом 2000 г. доходы от туризма выросли на 14,5%, число иностранных туристов - на 18,7%. Однако атаки террористов на США в сентябре 2001 г. и их последствия отрицательно сказались на положении туристического сектора. Конечно же, в первую очередь это отразилось на числе туристов из США. Если в первые восемь месяцев 2001 г. количество прибывших из США увеличилось на 3,6% по сравнению с предыдущим годом, то после сентября наблюдалось серьезное падение этого показателя. Количество туристов из Европы начало медленно снижаться с октября.

Наиболее перспективными туристическими рынками Турции уже не один год остаются страны ЕС и СНГ. Из всех стран ЕС пальму первенства держит Германия - 2 875 446 чел. (2001 г.), а из стран СНГ - Россия - более 762 000 чел. (2001 г.). Вот как выглядит список стран, туристы из которых больше всего посещают Турцию.

Как видим, Турция добилась впечатляющих результатов в сфере туризма и не собирается останавливаться на достигнутом. Так, в восьмом пятилетнем плане развития (2001-2005 гг.) предусматривается принятие мер для продления туристического сезона на весь год путем создания новых туристических районов с учетом предпочтений потребителей и предполагается задействовать районы, обладающие туристическим потенциалом, который используется не в полной мере. При этом должна оберегаться окружающая среда и памятники истории и культуры. Также среди обозначенных целей называется улучшение качества подготовки работающих в сфере туризма. Предполагается, что в 2005 г. доходы от туризма достигнут 11,6 млрд. долл., а количество туристов, приезжающих в Турцию, возрастет до 13,6 млн. человек.

В 2001 г. в Турции насчитывалось 600 тыс. официальных и 400 тыс. неофициальных гостиничных мест и их число продолжает увеличиваться.

Наиболее развит летний туризм в регионах Средиземного и Эгейского морей. Выделяются такие города, как Анталья, Аланья, Мармарис, Кушадасы, Бодрум, Фетхие и Каш. Растет роль высокогорного туризма в районах Трабзон, Гиресун, Ризе. Центрами горнолыжного спорта считаются комплекс на горе Улудаг в г. Бурса (полтора десятка отелей, десяток подъемников) и гора Паландокен в окрестностях г. Эрзурум.

Первое место по посещаемости среди турецких городов держит Анталья. Важную роль в этом играют аэропорт, бухты для яхт, сеть дорог, достаточное количество гостиничных мест. На втором месте стоит Стамбул, за ним идут Мугла, Эдирне, Измир, Анкара. В последнее время большое внимание уделяется развитию туризма на черноморском побережье Турции, для чего туристический бизнес в черноморских районах был выведен из-под налогообложения. Министерство туризма Турции видит большой туристический потенциал и в Юго-Восточной Анатолии. Развитие туризма в этом регионе включено в планы проекта Юго-Восточной Анатолии.

Чтобы увеличить доходы от туризма, Турция старается не только подключать к его развитию новые регионы, но и продвигать различные виды туризма, увеличивая разнообразие предоставляемых услуг.

Во-первых, Турция развивает сегодня «конгрессный» туризм. Для этого в Стамбуле, Анталье и Измире были созданы центры, предназначенные для проведения конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров. Эти центры оборудованы современной техникой и располагают необходимой площадью для приема большого числа гостей.

Оздоровительный (термальный) туризм основывается на использовании термальных источников, которых в Турции насчитывается более 1000. В Турции действует свыше 200 термальных центров, большинство из которых расположено в районах Эгейского и Мраморного морей.

Религиозный туризм, развитие которого началось с 90-х годов, привлекателен тем, что в Турции получили распространение 3 мировые религии, и страна богата памятниками архитектуры и культуры, способными заинтересовать людей разных вероисповеданий.

Молодежный туризм также динамично развивается благодаря тому, что в стране много курортных зон, принадлежащих вузам. В молодежных лагерях по приемлемым ценам могут отдохнуть студенты из разных стран мира.

Получают развитие в Турции охотничий туризм, путешествия на яхте, «пещерный» туризм, посещение достопримечательностей вдоль маршрута проходившего по территории Анатолии Шелкового пути, подводное погружение, рафтинг, ботанический и орнитологический туризм.

Для продвижения всех этих видов услуг используется хорошо продуманная рекламная кампания. Для Турции, являющейся одной из самых конкурентоспособных туристических зон Средиземноморья, характерна интенсивная, яркая реклама. Согласно результатам исследований, эта страна в последнее время скорректировала свою рекламную стратегию. Если в 1999-2000 гг. лидировала имиджевая реклама страны, то в 2001 г. сокращение затрат на этом направлении составило более 8%. Высвободившиеся средства были направлены прежде всего на рекламу отелей, репутацию которых поднимали именно на уровне массового туризма.

На рекламу своей страны в 2002 г. министерство туризма Турции объявило 50-миллионный тендер, рассчитывая рекламировать Турцию на 50 рынках, покрывающих 11 регионов.

Теперь более подробно перейдем к описанию особенностей международного туризма в Эгейском регионе, а именно регионе Бодрум.

 

 

 

2.2. Особенности туризма в Бодруме и его отличие от Средиземного побережья.

Бодрум (тур.Bodrum) - это широко известный и довольно разрекламированный курорт Турции, который на своей территории удачно сочетает и впечатляющие руины древних цивилизаций, и великолепные пейзажи природы, усеянные туристической инфраструктурой нынешних дней!

Уютные гостевые домики, приморские деревушки с великолепием своих заливов и бухт, величественные скалы и подводные пещеры с рифами, полупрозрачные и бирюзовые воды тёплого средиземного моря с красивейшими морскими организмами в нём, береговая линия покрытая лесом, который переливается всеми оттенками зелёного цвета, и многое многое другое встречает здесь любого кто пересекает эту неповторимую курортную зону Бодрум ( см.Прил.1)!

Бодрум это тот курорт, который довольно давно уже предлагает своим посетителям широкий выбор достопримечательностей, но стоит отметить, что в последнее время большим интересом и спросом здесь стали пользоваться приморские деревушки, лежащие в тихих или полутихих окрестностях Бодрума, каждая из которых имеет свой шарм, свою особенность и неповторимость благодаря которым многие из них уже успели получить даже всемирную известность!

 Двумя из таких известных деревушек и при этом самых маленьких из деревушек полуострова Бодрум являются деревня Гюмюшлюк и деревня Ялыкавак.

Деревня Гюмюшлюк имеет подлинную атмосферу рыбацкой деревушки с тихими, уютными, а временами и почти безлюдными улочками, многие из которых весной и летом утопают в зелени фруктовых садов и оливковых рощах! Но наряду с этим в деревне можно увидеть уже и белоснежные виллы внушительных размеров, раскинутые вдоль береговой линии, то тут, то там, принадлежащие богатым слоям населения, но по сути своей никак не угнетающие, а наоборот только дополняющие эту уникальную природную местность! Очень примечательно, что эта деревня была построена на вершине древнего города Миндос, практически целиком затонувшего в свое время, но который частично ещё и в наши дни может быть увиден, если совершить погружение под воду! Благодаря такому историческому памятнику эта местность давно является охраняемой! Ещё, деревня благодаря своей рыбацкой мощи славится изумительными рыбными блюдами, которые можно встретить не только в прибрежных ресторанах, но и в каждом доме!

Деревня  Ялыкавак же известна своими панорамными сельскими просторами, чайными садами, ветряными мельницами, водными видами спорта и средиземноморскими тюленями, частенько выплывающими из моря в малолюдных местах (См. прил.15).

Другим поселком, находящимся в окрестностях курортной зоны Бодрум, но уже стремительно перерастающим в город есть так называемый посёлок Ортакент. Именно здесь можно увидеть первоклассный пляж огромной протяжённости который за удивительно чистую воду был награждён Голубым флагом. Именно здесь можно увидеть долину, щедро покрытую цитрусовыми садами, создающую уникальные пейзажи для фотографов и художников! именно здесь археологические раскопки обнаружили ценные исторические Византийские памятники - бронзовые изделия, большое количество ваз, кувшинов и др., хранящихся сейчас в Музее подводной археологии, в Бодруме. И именно здесь расположен городок "Арпранга" состоящий из старинных греческих двухэтажных домов, взятых под охрану, и удивительным образом вписывающихся в общую природную панораму. (См. прил. 16)!

И наконец, посёлок городского типа под названием Тургутрейс, являющийся вторым по величине городком после города Бодрум, и наверное, самым красивым местом на полуострове Бодрум! Надо отдать должное местным властям и архитекторам, которые идеально сохранили здесь природное богатство и вместе с этим вписали в него целый ряд красивых пристаней, неповторимо обустроенных пляжей и заливов! Ещё десять лет назад Тургутрейс был настоящей деревней, о которой мало кто слышал, но сейчас приобрёл известность целого туристического центра и хорошую альтернативу самому Бодруму. Базар, который находится в Тургутрейсе очень большой, сюда свозят продукты и товары со всех ближайших окрестностей! Береговая линия этой местности состоит из нескольких бухт с крутыми горами и очень красива. А в морских просторах этого городка до сих пор лежат затонувшие корабли, часть из которых являются источником артефактов выставленных в музее подводной археологии в Бодруме! Вокруг Тургутрейс есть 14 Турецких островов и два греческих, и все они являются той уникальной и неотъемлемой частью природной красоты, которая создаётся при виде Тургутрейс с высоты птичьего полёта! Другой такой неотъемлемой частью являются ошеломляющие закаты, которые здесь очень многими ожидаются и вечерами с изумлением наблюдаются..( См.прил.5)

 Курорт очень молодой - ему едва 30 лет, но это не мешает ему привлекать не меньшее количество гостей, чем знаменитые Мармарис и Фетхие. А вид набережных и отелей напоминает Лазурный берег Франции (хотя колорит совсем другой). Даже сами турки соглашаются, что Бодрум - это не совсем Турция. Его избирают для отдыха самые богатые граждане страны вместо поиска чего-то более шикарного за границей.

Бодрум тяжело спутать с чем-нибудь другим: домики преимущественно белые с голубыми окошечками. Чтобы сохранить дух старины и неповторимый колорит, в городе запретили строить здания, выше 2-3 этажей.

 Каждое лето курорт превращается в столицу отдыха для огромного количества европейцев и не только. Ведь Бодрум - это и спокойные тихие пляжи, и известные на весь мир дискотеки, и конечно, глубокая и хорошо сохраненная старина.

 Именно в Бодруме родился «отец истории» - Геродот. Здесь же находится одно из первых "Семи чудес света" - гробница наместника персидского царя Мавсола (ІV ст. до н.э.), от названия которого происходит хорошо известное нам слово «мавзолей». Правда, от античных надгробий остался только фундамент. Камни из Чуда света использовали рыцари с острова Родос для своей крепости, которая стала для них последним приютом. А та, в свою очередь, - замком святого Петра и до XVІ столетия была в состоянии противостоять туркам-османам. До сих пор твердыня предохраняет вход в залив Бодрум и является главным украшением города. (См. прил.2). А сама эта невыразимо красивая бухта считается местом слияния Эгейского и Средиземного морей. Чем не достопримечательность? История и море объединяются в Бодруме в наибольшем в мире Музее подводной археологии. Город славится неплохо сохраненным античным театром времен славного Мавсола. К той эпохе принадлежит и оборонительный мур Галикарнаса вместе с воротами Миндос, сквозь которую так и не смог триумфально пройти Александр Македонский.

 Особенно колоритно выглядят многочисленные концерты, карнавалы и фестивали, которыми мерцает Бодрум в туристический сезон. Известные группы со всей Европы приезжают обогатить туристов впечатлениями. Ночью глаза разбегаются от яркого разнообразия развлекательных центров и ресторанов. Известнейшая дискотека Бодрума - «Галикарнас». По размерам она вторая в Европе и шестая в мире. Говорят, кто не видел этого чуда музыки и света, может считать, что Бодрума он так и не познал.

 Днем море подарило не меньшее удовлетворение. Пляжи в Бодруме - чудесно оборудованные, уютные и красивые. Хотя вода чуточку холоднее, чем на других турецких курортах. Какое удовлетворение нырять с жары в теплое молоко? Подводный мир заселяют рыбы, осьминоги и губки разнообразных размеров и форм.

 В Бодруме никто не виснет на туристах, агитируя что-нибудь приобрести. Курорт ориентирован на европейцев, и коренные жители ведут себя соответственно. Бодрум известен фирменными магазинами, в которых представлены мировые бренды, а в небольших магазинах предлагают кожаные изделия, натуральные губки, ковры, колоритные украшения, мед...

Бодрум, ворота Турции в мировой туризм, уникальное место. С незапамятных времен, часто вместе, здесь жили разные расы с различными культурами, религиями и языками. Высказывание «живи и позволь жить другим» присуще жителям Бодрума с их терпимостью, широким взглядом на жизнь и теплым гостеприимством.

Теперь все выше сказанное соединим воедино и выделим «В чем же особенность курорта?» :

Бодрум расположен на полуострове, омываемым Эгейским морем (перелет до аэропорта Милас, далее трансфер до отеля; из аэропорта Даламана добраться можно примерно за 4 часа). Наличие собственного аэропорта, это огромный плюс, так как от него до самого дальнего района Акъярлар можно добраться всего за 1 час и 30 минут., дорога же до самого Бодрума занимает менее получаса.

Бодрум - своеобразный курорт, обладающий неповторимым стилем. Это холмистая местность, не везде поросшая растительностью. Все дома построены в едином стиле - одно-, двухэтажные домики белого цвета. Выше нельзя строить по законодательству Турции, поэтому все деревни построены в одном стиле, что создает великолепную атмосферу.

Бодрум - место отдыха состоятельных турков, многие из них имеют здесь виллы, так же много европейцев. Турки здесь ведут себя гораздо сдержанней, во многих местах даже не принято торговаться.

Еще одно неоспоримое преимущество этого места - климат. Во-первых, Эгейское море немного прохладней Средиземного, что немаловажно в пик сезона. А во-вторых, с моря дует постоянный бриз, и благодаря этому нет такой удушливой жары как на Анталийском побережье.

Кто едет?

  • В первую очередь в Бодрум едет молодежь, жаждущая ночных развлечений, семьи с детьми, огромное количество семейных отелей.
  • Те, кто плохо переносит влажный и жаркий климат Анталийского побережья.
  • Курорт привлекателен для поклонников серфинга и водных видов спорта (на побережье всегда дует легкий бриз с Эгейского моря).

 

Как выбрать отель?

Береговая линия полуострова изрезанна бухтами, в которых располагаются отели.

На это стоит обратить внимание при выборе отеля. От того, в какой бухте стоит отель, зависит, что будет на пляже - песок, платформа, галька, и сколько по времени придется добираться до центра города.

Наиболее популярные и близко расположенные к городу - бухта Битез (6 км. до центра) и бухта Гюмбет (3-4км до центра). В бухте Битез песчаные пляжи, но в некоторых отелях глубина начинается не сразу и надо некоторое время идти по колено в воде.

В бухте Гюмбет много кафе, ресторанчиков и дискотек.

Бухта Кайнар расположена на расстоянии 10 км от города и пляжи там преимущественно платформенные.

Чем можно занять себя на отдыхе в Бодруме?

«Визитная карточка» Бодрума - это, безусловно, ночная жизнь.

Здесь две самые популярные дискотеки - «Галикарнас» и «Катамаран».

«Галикарнас» -это дискотека с пенным шоу на несколько тысяч человек, вторая по величине в Европе. Ночью небо над ним подсвечено лазерными лучами, чтобы никто из спешащих на дискотеку туристов не промахнулся.

«Катамаран» - это танцы все ночь до рассвета на корабле с прозрачным дном, который около часа ночи отправляется в море. Если вдруг устанете или захочется спать, то добраться до берега можно на лодочках, которых курсируют каждые полчаса. (См.прил.6).

Также в городе постоянно открыто множество баров, клубов, ресторанов.

Днем можно отправиться к достопримечательностям, самые известные из которых мавзолей античного Галикарнасса и единственный музей подводной археологии Турции, где собрано множество интересных находок с морского дна.

В Бодруме довольно большой аквапарк «Дедеман», куда специально приезжают даже туристы из Мармариса. ( См.прил.7).

Основными плюсами отдыха в Бодруме являются:

  • Мягкий климат, с моря - постоянный бриз. Летом температура достигает максимум +35 градусов и нет влажности, поэтому очень комфортно как взрослым, так и детям.
  • Разнообразная и насыщенная ночная жизнь. Огромное количество баров и дискотек располагается по всему побережью.
  • Бодрум, пожалуй, самый «европейский» курорт Турции. Этому соответствует как сам сервис региона, так и отношение местного населения к иностранцам. Особенное отличие могут заметить представительницы прекрасного пола!
  • Большой аквапарк. Аквапарк «Дедеман», второй по величине в Турции. Самый крупный располагается в Измире.
  • Отсюда легко добраться до таких известных достопримечательностей, как Эфес. [1]Дорога до Эфеса составляет всего 2 часа, так же в 3 часовой дороге располагаются экскурсии Памуккале,[2] Дальян Каунос[3] и остров Клеопатры.[4] Причем последние 2 экскурсии осуществляются только с Эгейского побережья.

Но среди многочисленных плюсов, конечно же найдутся и минусы:

  • В начале июня может быть не очень теплое море. С конца мая и до середины июня море максимум прогревается до +22 градусов.
  • В отличие от Анталийского побережья, здесь не очень богатый выбор отелей. На побережье представлено огромное количество апартаментов и не больших отелей. Здесь вы не найдете той помпезности как на Анталийском побережье.
  • Количество рейсов в Милос (ближайший к Бодруму аэропорт) меньше , чем в Анталию, соответственно цены на билеты немного выше и не так богат выбор вариантов перелета. Из России летают самолеты только из Москвы и Санкт-Петербурга, и регулярность рейсов низкая. Из Москвы самолеты прилетают только 3 раза в неделю. Все самые крупные туроператоры страны предлагают путевки в Бодрум, а именно КоралТревел, Санмар, Пегас, Мост ревел, Тезтур и Интурист.
  • В целом, отдых в Бодруме (цены на путевки и отдых на самом курорте) чуть дороже, чем в других регионах. Так как курорт расположен ближе к Европе, следовательно и цены будут выше.
  • Во многих отелях полоса пляжей узкая, встречаются пляжи- платформы.
  • Зелени на курорте не очень много.

И конечно же существует ряд нюансов:

  • Маршрутки в пик сезона ходят до поздней ночи даже в удаленные бухты часов до 3-4 ночи, чем ближе конец сезона (чем меньше народу) тем раньше они заканчивают работать.
  • Стоимость билетов на «Галикарнас» и «Катамаран» зависит от дня недели.

Побывав раз в этом небольшом городке, с населением 31 тысяча жителей, человек навсегда сохранит воспоминания о нем в своем сердце. Бодрум меняет людей, хотят они того и нет...

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства.

Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

В настоящее время на промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

Для российских туристов Турция является самым массовым направлением отдыха. За последние 20 лет страна значительно развила свой рынок туристических услуг и сейчас сфера туристических услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей турецкой экономики.

Турция отличается уникальным сочетанием различных природных, исторических и культурных ценностей.

Множество различных цивилизаций, располагавшихся на территории Анатолии, оставили сохранившиеся до наших дней исторические памятники. В Турции больше исторических памятников, чем в Италии и Греции вместе взятых, здесь расположены 2 из 7 чудес света. Разнообразны природные богатства Турции. Страна с 3 сторон омывается морями.. Климатические условия изменяются в зависимости от региона. Богатая флора и фауна, реки, горы, термальные источники - все это способствует развитию различных видов отдыха. Среди других факторов, которые привлекают в Турцию туристов, называются богатство и разнообразие турецкой кухни, фольклора, гостеприимство населения, нетронутая по сравнению с местами массового туризма природа наряду с современной инфраструктурой. Однако кроме красивой природы, благоприятного климата, богатого культурного наследия туристов в Турции привлекает высокое качество предоставляемых услуг при сравнительно низких ценах.

Наиболее развит летний туризм в регионах Средиземного и Эгейского морей. Выделяются такие города, как Анталья, Аланья, Мармарис, Кушадасы, Бодрум, Фетхие и Каш. Растет роль высокогорного туризма в районах Трабзон, Гиресун, Ризе. Центрами горнолыжного спорта считаются комплекс на горе Улудаг в г. Бурса (полтора десятка отелей, десяток подъемников) и гора Паландокен в окрестностях г. Эрзурум.

Первое место по посещаемости среди турецких городов держит Анталья. Важную роль в этом играют аэропорт, бухты для яхт, сеть дорог, достаточное количество гостиничных мест. На втором месте стоит Стамбул, за ним идут Мугла, Эдирне, Измир, Анкара. В последнее время большое внимание уделяется развитию туризма на черноморском побережье Турции, для чего туристический бизнес в черноморских районах был выведен из-под налогообложения. Министерство туризма Турции видит большой туристический потенциал и в Юго-Восточной Анатолии. Развитие туризма в этом регионе включено в планы проекта Юго-Восточной Анатолии.

Чтобы увеличить доходы от туризма, Турция старается не только подключать к его развитию новые регионы, но и продвигать различные виды туризма, увеличивая разнообразие предоставляемых услуг.

Турция развивает сегодня «конгрессный» туризм. Для этого в Стамбуле, Анталье и Измире были созданы центры, предназначенные для проведения конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров. Оздоровительный (термальный) туризм основывается на использовании термальных источников, которых в Турции насчитывается более 1000. В Турции действует свыше 200 термальных центров, большинство из которых расположено в районах Эгейского и Мраморного морей.

Религиозный туризм, развитие которого началось с 90-х годов, привлекателен тем, что в Турции получили распространение 3 мировые религии, и страна богата памятниками архитектуры и культуры, способными заинтересовать людей разных вероисповеданий.

Молодежный туризм также динамично развивается благодаря тому, что в стране много курортных зон, принадлежащих вузам. В молодежных лагерях по приемлемым ценам могут отдохнуть студенты из разных стран мира.

Получают развитие в Турции охотничий туризм, путешествия на яхте, «пещерный» туризм, посещение достопримечательностей вдоль маршрута проходившего по территории Анатолии Шелкового пути, подводное погружение, рафтинг, ботанический туризм.

Но большинство русских туристов предпочитают пляжный отдых на курортах Турции, выбирая для этого Анталийское побережье. И не каждый турист знает, что в Турции есть еще более привлекательное Эгейское побережье, с такими курортами как Мармарис и Бодрум.

Бодрум -это самый европеизированный курорт Эгейского побережья Турции, который именно ориентирован для европейского туриста. А именно, отельная база курорта подстроена под европейца, нет той роскоши какую привыкли видеть русские туристы в Анталии или Кемере, но сервис в Бодруме будет гораздо выше и отношение к туристам будет на должном уровне.

Самое большое достоинство региона - это конечно же его природа и климат. Ни в одном другом курортном районе страны вы не найдете такого мягкого климата. Что же касается природы, то здесь вы попадаете в уголок Европы, маленькой Греции...маленькие улочки и белые дома, романтика окружает вас на каждом шагу.

Также большим плюс является близость ко всем главным достопримечательностям страны, таким как Эфес, Памуккале, Измир и конечно же близость к Стамбулу, время полета всего 50 минут из аэропорта Милос, рейсы регулярные по 4-5 раз в день в зависимости от сезона.

Побывав один раз в Бодруме, турист больше не захочет менять свое место отдыха. Бодрум влюбляет в себя навсегда!!!

Но как и в любом регионе в Бодруме есть свои минусы, а именно:

- продолжительность сезона, начинается сезон в середине мая и заканчивается уже в начале октября;

- регулярность рейсов из России, 3 раза в неделю прилетает Москва и один раз в 12 дней Санкт-Петербург, из других регионов рейсов нет;

- цена на путевки немного выше, чем в другие регионы.

И даже эти минусы настолько незначительны для туриста, ведь влюбленный человек, пусть и в город, преодолеет все проблемы и трудности, чтоб вновь оказаться в самом любимом месте на планете!!!

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Богатство Турции прирастает туризмом // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2002, № 8

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.,1996

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Под редакцией Е.Ф. Жукова, ЮНИТИ, 2003 г.

Просмотров работы: 123