РАЗРАБОТКА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СНЕГОХОДНОГО ТУРА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗРАБОТКА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СНЕГОХОДНОГО ТУРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Существуют четыре взгляда на туризм как явление современного мира. Чаще всего эти взгляды предстают перед нами в виде сложившихся штампов, отличия между которыми трудно заметить. Туризм как отрасль хозяйства - это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов. Среди немногих, не согласных с этим взглядом на туризм, наиболее распространено мнение, что туризм - это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» туризм подается как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. Между тем, сами туристы твердо уверены, что туризм - это их (туристов) деятельность во время отдыха. Увлечение людей экстремальным туризмом растет с каждым годом. По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом [1].

К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Современный человек, привыкший к стабильному образу жизни и техническому прогрессу, испытывает потребности в адреналиновом всплеске. Экстремальный туризм является одним из способов легального удовлетворения данной потребности, чем завоёвывает с каждым годом все большую популярность среди жителей современного мира. Они становятся своеобразным товаром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в самые дальние края доступны для многих, «сливки общества» стремятся выделиться, подняться над массой любым путем. В том числе и таким.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире экстремальный туризм становиться все более популярным видом проведения свободного времени. Сплавы по бурным рекам, лыжные путешествия, погружения в глубины океанов и «парение» в облаках - так теперь выгладит отдых, заменивший собой предшествующий ему «пляжно - отельный» туризм. Туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально - экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.

Целью работы является изучение и анализ проблем и перспективы развития экстремального туризма в России и за рубежом.

Для достижения цели выделяются следующие задачи:

1. раскрыть понятие экстремальный туризм;

2. Рассмотреть виды экстремального туризма;

3. выявить особенности развития экстремального туризма;

4. Проанализировать особенности развития экстремального туризма в России;

5. Изучить зарубежный опыт экстремального туризма.

Степень разработанности проблемы. Существующая литература, посвященная туризму и его экстремальным видам, во всех деталях и мелочах подошла к изучению данной проблемы. Имеющиеся источники содержат описание зарубежного и отечественного подхода, направленного на изучение данной темы. Отечественная практика базируется на научных работах широкого круга авторов (Карпов Г.А., Сенин В.С., Гуляев В.Г., и другие), из зарубежных авторов выделяется Том Мэйрис и часто рассматривается в периодических специализированных изданиях.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА

 

1.1. Экстремальный туризм: история возникновения и сущность

Экстрим - выдающиеся, экстраординарные действия, как правило, связанные с опасностью для жизни. Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х годов XX века, постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся ВМХ, триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом [14, с. 11-33].

Экстремальный туризм - один из видов туристского отдыха, в той или иной степени связанный с риском [14, 11-48].

В последнее время активно развивается приключенческий туризм - вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов. Экстремальный туризм относится к наиболее опасным видам туризма, его цель и заключается в том, чтобы почувствовать опасность. Все виды опасностей в экстремальном туризме можно классифицировать по природе явления и роли туристов в возникновении опасной ситуации. История экстремального туризма тесно связана с историей развития экстремальных видов спорта, среди которых скайсерфинг, трекинг, хели-ски, фри-райд, рафтинг и т.д. В настоящее время экстремальный туризм включает разные спортивные виды отдыха, связанные с риском, и представляет собой весьма пестрое явление.

 


1.2. Виды экстремального туризма

Активные виды отдыха завоевывают все большую популярность среди простых туристов. Экстремальный туризм делиться на ряд видов: воздушный, наземный, водный, горный и экзотический. Рассмотрим каждый в отдельности.

Воздушные виды

Прыжки с парашютом - один из видов авиационного спорта. Подразделяется на подвиды: классика, групповая акробатика, купольная акробатика, фрифлай, скайсерфинг, фристайл, свуп, парашютно-атлетическое многоборье, пара-ски и др.

- Классический парашютизм включает в себя два упражнения. Первое - прыжки на точность приземления. Задача состоит в поражении мишени размером 3 см. Второе упражнение - комплекс фигур в свободном падении. Соревнования ведутся на время. Достаточно консервативный вид спорта: сам комплекс фигур не претерпевает изменений уже много лет. Требует отточенного мастерства и постоянства в результатах.

Групповая акробатика. Данная дисциплина преследует цель построения максимального количества разных фигур командой из нескольких парашютистов. Классическое количество парашютистов в команде - 4 или 8. Бывают также команды из 16 спортсменов. Команда из четырех человек может построить за время свободного падения около 30 фигур.

Купольная акробатика заключается в построении формаций из куполов раскрытых парашютистов. Этим кардинально отличается от других видов парашютного спорта, где работа над результатом идет до раскрытия парашюта (кроме прыжков на точность приземления). При выполнении фигур купольной акробатики парашюты входят в непосредственный контакт с парашютами других спортсменов, при этом часто происходят завалы куполов. Поэтому парашютистам, занимающимся купольной акробатикой, нужно особенное оборудование. После того как все фигуры построены, наступает этап, когда парашютисты должны отделятся друг от друга и делать заход на посадку. Это наиболее сложная и опасная часть упражнения. Если купола зацепились друг за друга, даже приведение в действие замков отцепления купола может не помочь, и купол не отойдет. Раскрытие же запасного парашюта в такой ситуации достаточно опасно. Это делает купольную акробатику одним из самых рискованных видов парашютизма.

Полёт на воздушном шаре зависит от силы ветра, при средней силе ветра - это 20 - 30 км. Место приземления полностью зависит от метеоусловий.

Дельтапланеризм входит в число быстроразвивающихся всемирно известных видов спорта. Сегодня насчитывается около 90 тыс. дельтапланеристов по всему миру, плюс каждый год в небо поднимается около тысячи новоиспеченных дельпланеристов. Современные аппараты невероятно устойчивые, прочные, и полеты на них могут быть ограничены лишь погодными условиями и опытностью самого пилота.

Наземные виды

Наземный вид экстремального туризма включает в себя широкий спектор развлечений таких как мото, авто и пешие путешествие, посещение пещерных комплексов, вело прогулки.

- пешеходные путешествия включают в себя передвижение группы из пункта А в пункт Б за определенный промежуток времени, и преодоление препятствий. Данный путешествия могут иметь категорию сложности (I.II.III. или IV). Требуется физическая подготовка и определенная выносливость.

- мото и авто путешествия в экстремальном путешествии подразумевают преодолении «непроходимых» участков (пустыни, заболоченности, горные склоны) при помощи техники.

- конные путешествия. Предусматривают длительное нахождение в седле и преодоление тяжелых участков путешествия, представленных узкими тропами.

- вело прогулки наиболее тяжелый из наземных видов. Данный тур составляет преодоление не менее 500 км., в которые входят как равнины, так и горные возвышенности, чащобные участки. маунтинбайкинг становится все более популярным,несмотряна свою дороговизну. Чтобы серьезно заниматься маунтинбайкингом, придется потратить немало денег. Так, велосипед для новичка стоит от 300 до 500 долл., есть горные велосипеды с задним амортизатором ценой до 10 тыс. долл. Конечно, нужно потратить деньги на амуницию и различные запчасти, а это больше 800 долл. Такая сумма - для новичка, профессиональный байкер тратит значительно больше денег.

Пешеходные походы, мото и авто, конные путешествия, а так же вело прогулки являются наиболее популярными в данном виде экстремального туризма [15, с 10].

- Спелеология. Спелеологи - это люди, которые в свободное время отправляются в пещеры с огромными рюкзаками, то это туризм. Но в то же время спелеология - это наука. Дословно: «наука о пещерах», раздел геологии, а именно картоведения и гидрогеологии. А главное, пещеры - это последние белые пятна на карте мира, последняя возможность пройти там, где не только не ступала нога человека, но и куда не падал взгляд его глаз или фотокамер. Исследованием этого загадочного подземного мира и занимаются спелеологи. Чтобы заниматься спелеологией, надо иметь серьезную подготовку, причем не только физическую, но и техническую, а также психологическую. Спелестология - это увлекательная смесь туризма и науки, изучающая полости искусственного происхождения. В широком смысле слова спелестология - это наука об искусственных подземных сооружениях. Спелестология тесно связана со спелеологией, только спелестологов не интересуют пещеры. Им интересно проникновение в какие - либо подземные городские структуры, недоступные либо не интересные для остальных.

X гонки - это когда экстремальные туристы настолько хорошо и универсально подготовлены, что могут лезть на скалы, скакать на лошади, сплавляться на каяке или плоту по порогам, нестись по горам на велосипеде и спускаться по веревкам под водопадом. Эти люди объединяются в команды и участвуют в соревнованиях, цель которых - как можно быстрее пройти дистанцию в 3 - 4 сотни километров, используя свои навыки. Это называется мультиспорт, или экстремальные (чаще даже приключенческие) гонки. На Западе ежегодно проводится более 200 экстремальных гонок. Например, крупнейшие гонки в Великобритании, организованные Ассоциацией экстремальных гонок Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Водные виды

- Дайвинг - это подводное плавание со специальным снаряжением. Это достаточно дорогая разновидность экстремального туризма. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до 1000 долл., дополнительно придется оплачивать стоимость турпакета. Если не покупать снаряжение, то стоимость подготовки к первому туру сократиться до 250 долларов. Но все же придется платить по 30 - 40 долларов, чтобы арендовать костюмы, акваланги и другие необходимые на глубине вещи. Чтобы заниматься подводным плаванием, необходимо иметь набор навыков, позволяющих решать подавляющее большинство проблем при погружении (запотевание маски, потерю регулятора, регулирование плавучести и так далее). Эти навыки и знания приобретаются в процессе обучения и подтверждаются сертификатом одной из ассоциаций подводного плавания. Людей, занимающихся дайвингом, называют дайверами или аквалангистами.

- Вейкбординг представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и сёрфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30 - 40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Особенно динамично вейкбординг стал развиваться в начале 1990 х гг. Он совершил революцию в водном спорте так же, как в свое время сноуборд в горных лыжах. Из увлечения небольшой группы энтузиастов он превратился в популярный спорт со своей философией и культурой. Множество трюков пришло в вейкбординг из родственных «досочных» видов спорта сноубординга, скейтбординга, что дает вейкбордисту возможность прогрессировать круглый год. Всё, что нужно - просто поменять доску. Стоимость полного комплекта «вейкбордингского» снаряжения - от 400 долл. Для вейкбординга нужен специальный катер, но такие катера стоят дорого, оттого в России появляются редко. Следовательно, в нашей стране этот вид отдыха почти не развит по причине высокой стоимости турпродукта.

- Водные лыжи - один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Водные лыжи впервые появились в 1922 г., когда американец Ральф Самуэльсон, житель штата Миннесота, экспериментируя с обычными зимними лыжами, решил испробовать их на воде. Две широкие сосновые доски он оснастил крепежом для ног. После чего изобретатель успешно опробовал лыжи на водах озера в Лейк Сити. Этот вид спорта постоянно прогрессировал и сегодня он стал настолько зрелищным и популярным, что в 1998 г. Олимпийский комитет Греции рекомендовал ввести водные лыжи в программу Олимпиады 2004 г. в Афинах. Правда, окончательное решение МОК по этому вопросу так и не принял. Ну а для занятий водными лыжами потребуется четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм.

Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долл., плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) - примерно 150 долл. Водные лыжи в настоящее время активно практикуются на Черноморском побережье.

- Виндсёрфинг - разновидность парусного спорта; гонки на специальной овальной доске из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости, с плавниками стабилизаторами на нижней плоскости и небольшим парусом, который крепится к доске. Виндсёрфинг зародился в США (1968 г.).

- Сёрфинг - то же самое, только без паруса. Собственно, виндсёрфинг и произошел от сёрфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10- 12 м/с. Ну а рекорд на сегодняшний день - более 70 км/ч. Стоимость комплекта снаряжения достаточно высока. Виндсёрф в комплекте - 1000 долл., запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) - 500, гидрокостюм - 200, итого - 1700 долл.

- Каякинг - популярный за рубежом вид отдыха, набирающий всё наибольшую популярность в России. Это спорт одиночек, хотя и не лишен командного духа. Он даёт возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развивается три основных направления - гребной слалом, родео и сплав.

- Слаломный каякинг - это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.

- Родео, в отличие от слалома - это не только виртуозная техника, но и элемент игры. Фристайл на каяке - это выполнение различных трюков на лодке за счет особенностей рельефа реки. На каяке можно отправиться в водный поход по реке любой сложности или проводить игровые сплавы на небольшом отрезке горной реки, выбирая отдельные препятствия в виде бочек, валов и водопадов и проходя их налегке. Естественно, чтобы чувствовать себя уверенно во время сплавов, необходимо владеть базовой техникой слалома и родео. В состав экипировки каякера входят: лодка, шлем, спасательный жилет, юбка (препятствует попаданию воды в лодку), прорезиненные тапочки и весло.

- Рафтинг - это увлекательный спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах. Рафтинг - один из наиболее посещаемых туров, совершенно безопасный даже для самых юных туристов. В последние годы он вызывает такой громадный интерес со стороны любителей экстремального отдыха, что большинство пригодных для этого туризма горных рек были освоены профессионалами, которые теперь предлагают рафтинг туры практически в любую точку мира. Рафт туры в основном бывают следующих видов: поездки на день (от 60 до 150 долл.) или полдня (в районе 25- 75 долл.) и многодневные путешествия. Во время многодневных туров туристы попадают в отдаленные уголки гор с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт туров - от 1000- 1500 долларов.

Горные виды

- Альпинизм - вид спорта и активного отдыха, возникший в Альпах, имеющий целью восхождение на вершины гор с последующим спуском по пути подъёма или другим путём. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерно развивается и популяризируется. Как правило, для восхождения принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной вершины. Однако любители острых ощущений не останавливаются и зимой, а сложные погодные условия и сходы лавин только добавляют остроты путешествию. В горы идут, чтобы испытать себя, рискнуть, преодолеть все и добраться до вершины. Вкус победы сладок, даже если альпинист покорил не Эльбрус, а всего лишь стенку на местном скалодроме. Альпинистское оснащение стоит дорого, полный комплект качественного снаряжения обойдется экстремальному туристу в 1500- 2000 долл. Впрочем, если хочется просто раз в жизни подняться на Эльбрус, можно взять снаряжение и в аренду. Стоить такой 10 дневный тур будет около 200 долл. Главной проблемой альпинизма в России, помимо своей дороговизны, является малое количество опытных инструкторов.

- Горнолыжный туризм - разновидность горного туризма, спуск с гор по естественным снежным склонам или специально подготовленным трассам на лыжах. В отличие от горнолыжного спорта в горнолыжном туризме время спуска не фиксируется. С течением лет количество желающих кататься на горных лыжах не уменьшилось, а скорее, увеличилось. К тому же сейчас горнолыжный сервис гораздо качественнее и разнообразнее, чем лет 10 назад, не говоря уже о 1980- х, 1970- х гг. Почти на любом горнолыжном курорте есть спуски как для профессионалов, так и для новичков. Снаряжение - комплект: лыжи, крепления, палки, ботинки, костюм, шлем, маска, перчатки обойдется в среднем в 700 - 800 долл., аренда - примерно 30- 40 долл. в день.

- Сноубординг - спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске. Это более агрессивный, активный и экстремальный вид, нежели горные лыжи. Сноубординг как отдельный вид спорта появился в Америке в 60-х г. XX в.. Яростными поклонниками новомодного увлечения стали по большей части серферы, не желавшие сидеть без дела в ожидании летних дней. В нашей стране сноубординг массовое признание получил в середине 1990-х гг.

Экстремальные увлечения, связанные с горными лыжами и сноубордом, можно разделить на несколько групп:

1. Фрискинг (frisking, или Freddie) - спуск по крутым неподготовленным склонам со сложным рельефом;

2. Хелискинг (heliskiing) - то же самое, но с использованием вертолета в качестве средства доставки на гору;

3. Скитур (ski touring) - скитур, горный туризм с использованием лыж и специальных креплений для подъема в гору;

4. Лыжный альпинизм - восхождение на гору с целью спуститься на лыжах или сноуборде (использование страховки или какого либо дополнительного снаряжения, кроме лыж, на спуске нарушает «чистоту» такого восхождения);

5. «New school» - нечто вроде сноубордического фристайла [12, с. 12].

Экзотические виды

- Космический туризм - оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики. Самый дорогой и, пожалуй, самый экзотический вид экстремального туризма - путешествие на орбиту Земли. Пока космических туристов можно пересчитать по пальцам одной руки. Первопроходцами были американский миллионер, Деннис Тито, и гражданин ЮАР, Марк Шаттлворт. Каждому из них недельное пребывание на Международной космической станции обошлось не менее чем в 20 млн. долл. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз на Российский сегмент МКС. Организацией полетов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов (данные на конец 2009 года).

- Кайтсёрфинг - вид экстремального туризма основой, которого является движение по поверхности под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым воздушным змеем (кайтом). Заниматься кайтсёрфингом можно как в горах, так и на равнинной местности, обязательным условием является ветер. Можно даже кататься по любым полям, сколь угодно плоским или бугристым. Но особым шиком считается прокатиться на доске по водоемам, покрытым ледяной коркой и запорошенным снегом. К тому же русла рек или озер, как правило, являются самыми ветреными местами. Удивительная внесезонная универсальность позволяет использовать воздушных змеев и зимой, и летом. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза.

- Джайлоо туризм - один из видов экзотического экстремального отдыха - жизнь в первобытном племени со всеми прелестями кочевого быта. Этот увлекательный вид туризма успешно развивается на высокогорных пастбищах Кыргызстана. Предлагается сон прямо на полу юрты чабана, рядом с дымом очага, свежая баранина и кумыс, а также верховые прогулки в горах и на пастбищах. Прекрасная возможность отдохнуть от большого города.

Рассмотрев экстремальные виды туризма и туризм в целом можно сделать вывод, что любой вид туризма несет в себе экстрим. Передвигаетесь ли вы на определенном транспорте или пешком, соблюдение правила безопасности важны в любом случае.

 

1.3. Безопасность в экстремальном туризме

В природной среде ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни человека, угроза его здоровью и психическому состоянию может сложиться как в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине (или желанию). Но бывают ситуации другого рода, которые возникают не по зависящим от нас причинам:

1. различные аварии в безлюдной местности;

2. потеря ориентирования в лесу;

3. отстал от группы на маршруте;

4. встретил хищных животных;

5. провалился в топкое болото;

6. перевернулась лодка на водоеме [10, с. 279].

В результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза. Основа успеха выживания в условиях вынужденной автономии в природе это умение выжить, желание выстоять. Главное - это воля и стремление к жизни. Решающее значение имеют действия, совершенные впервые минуты экстремальной ситуации. Боль она причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания. Переутомление и усталость - опасные враги. Они притупляют волю и делают человека уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и восстановить силы, можно правильно и равномерно распределяя физические нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом. Холод оказывает отрицательное воздействие на психику и организм человека. Поэтому необходимо обеспечить защиту от него: строительство укрытия, разведение костра. Жара вызывает изменения в организме, так как перегрев нарушает работу многих органов, воздействует на физическое и психическое состояние человека. Облегчить положение может строительство укрытия от солнца, экономное расходование воды. Жажда - это сигнал на нехватку жидкости в организме. Но неразумное потребление воды в жару может привести к неуправляемой жажде: пить хочется тем сильнее, чем больше человек пьет. Голод не так страшен, как жажда. Человек может обходиться без пищи длительное время, сохраняя при этом работоспособность и ясность ума. Но при недостатке воды голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к холоду, боли, физическим нагрузкам. С наступлением сложной, лично значимой, а тем более опасной, экстремальной ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, снижаются восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое. В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

1. резкое понижение организованности (аффективная дезорганизация) поведения;

2. резкое торможение активных действий;

3. повышение эффективности действий;

4. действий, форм реагирования [8, с. 16].

Факторы риска в экстремальном туризме классифицируются по их природе:

1. травмоопасность - результат перемещения механизмов и предметов (камнепады, сходы лавин и т. д.), неблагоприятных эргономических характеристик снаряжения, опасных атмосферных явлений;

2. воздействие окружающей среды - опасность проявления неблагоприятных погодных условий, пожароопасность;

4. биологическое воздействие - риск укусов животных, ядовитых насекомых, переносчиков инфекций, попадания в человеческий организм ядовитых микроорганизмов;

5. психофизиологические нагрузки - риск возникновения физических и нервно психических перегрузок у туристов при прохождении трудных, опасных участков маршрута;

6. опасность ультрафиолетового и радиационного излучения, химическое воздействие, токсическое, раздражающее, сенсибилизирующее воздействие;

8. специфические факторы риска - возможность возникновения на маршруте природных и техногенных катастроф, плохое техническое состояние объектов, низкий уровень подготовки обслуживающего персонала, инструкторов, недостаточное информационное обеспечение на маршруте [11, с. 76].

Вывод: Экстремальный туризм имеет ряд определенных видов, каждый из которых разнообразен и несет в себе помимо удовольствия, весьма реальную опасность. С экономической же точки зрения, экстремальный туризм является самым дорогим источником адреналина. С каждым годом тур операторы «выдумывают» и разрабатывают все новые экстремальные туристические маршруты. Сейчас огромной популярностью пользуются посещения Южного и Северного полюсов, Чернобыль, космический туризм и еще ряд «не совсем обычных», если можно данный термин применить к экстриму, видов туризма. Экстрим подразумевает выброс адреналина, а по заключению ученых, постоянный выброс большого количества адреналин в кровь (именно это происходит при занятии любым видом экстремального туризма), ведет к привыканию и не редко заболеваниям сердца.

2.  ПРОЕКТИРОВАНИЕ СНЕГОХОДНОГО ТУРА ОТ  ТУРАГЕНСТВА

«КРАСОТЫ УРАЛА»

 

2.1. Организация и особенности планирования снегоходных маршрутов на Урале

 Тур фирма «Красоты Урала» представляет широкий спектр услуг и туры по направлениям Урала. Клиентам предоставляются услуги  - сплавы по рекам, походы в горы, рыбалка, охота и т.д. Фирма активно существует на протяжении 15 лет. Сегодня, основательно подготовившись и приобретя солидную материальную базу и опытных инструкторов-проводников, фирма сама выступает в качестве туроператора ( реестровый номер ВНТ 004518). Северный Урал - это, по-настоящему, уникальное место, наполненное загадками природы и неописуемыми пейзажами.  Фирма предоставляет туры на все сезоны, наиболее активен сейчас - зимний спорт.

Снегоходы стали неотъемлемой составляющей зимнего активного отдыха на Урале Многочисленные пансионаты и лесные отели все чаще предлагают разнообразить программу пребывания катанием на снегоходах. Их используют на горнолыжных курортах для доставки лыжников на трассы и при организации зимней рыбалки, применяют для перевозки снаряжения и продуктов во время лыжных походов. На Урале, где зимой нет недостатка снега, популярность снегоходов вызвала к жизни новый вид туризма - путешествия на снегоходах - снежные сафари. Уральские горы особенно манят туристов зимой.

Разработка снегоходных маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.

При разработке снегоходного тура существуют этапы:

-                     изучение трассы маршрута и ее особенностей;

-                     определение цели, вида и категории (степени) сложности;

-                     определение суммы расходов затрат;

-                     расчет продолжительности похода в днях;

-                     разработка мероприятий по безопасности, заблаговременно поставить в известность контрольно-спасательную службу, в зоне действия которой проходит маршрут, о проведении похода;

-                     комплектация и испытание необходимого снаряжения;

-                     заготовка продуктов питания;

-                     разработка плана графика по срокам и мероприятиям;

-                     подбор состава участников и распределение обязанностей;

-                     оформление туристской документации;

-                     медицинской освидетельствование участников;

-                     практическая и теоретическая подготовка участников к походу;

-                     упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и др. [5]

Снегоход - удивительная машина. Она привносит в наш зимний отдых свободу, скорость, приключения в походах - все то, что без снегоходов возможно только летом. Снегоход стал надежным другом охотников и рыболовов, с ним и охота и рыбалка приобретают новые качества. На снегоходе вам доступны самые отдаленные, недостижимые другим способом уголки дикой природы.

Если говорить о географии организации сафари на снегоходах, то наибольшее количество путешествий на снегоходах проводится на приполярном Урале (горы Неройка, Народная, Маньпупунер, Косвенский камень, Конжаковский камень, есть интересные туры и на Южном Урале (гора Ялангас, парк Таганай, горы Нургуш, Иремель. Существуют снегоходные туры для любителей охоты, это Соликамский район. Обилие программ в северной части Урала обусловлено, прежде всего, насыщенностью региона уникальными природными и историческими достопримечательностями, а в целом снегоходные туры на Урале привлекательны особенностями рельефа местности, чудесной красотой природы и наличием большого количества снега.

Время большинства сафари на снегоходах - с начала декабря по конец марта. Однако если путешествия предполагают движение по замерзшим водоемам, то сроки их проведения полностью зависят от толщины льда и погодных условий. По времени сафари на снегоходах могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и различаются по сложности маршрута. Продолжительность и протяженность маршрута являются основными критериями для выбора тура на снегоходах. Свое приобщение к сафари на снегоходах следует строить по принципу постепенного перехода от простого к сложному. С одной стороны, снегоходы просты в управлении. Оно вынесено на рукоятки руля: нажал большим пальцем правой руки на рычаг газа - поехал, левой - остановился. С другой стороны, туристу во время сафари так или иначе приходится преодолевать всевозможные естественные препятствия, уметь двигаться по лесу, по колее, преодолевать крутые подъемы и спуски, и даже оценивать лавинную безопасность склонов. Все это требует определенной тренировки и навыков.

Существуют простые маршруты, как правило, двух или трехдневные, которые проходят по специально подготовленным трассам и льду озер, и многодневные экспедиции, которые предполагают участие в расчистке лесных дорог, движение по пересеченной местности на приличной скорости и в темное время суток, с ночевками в охотничьих домиках. Для того, чтобы принять участие в экстремальном туре, необходимо иметь опыт прохождения предварительных тренировочных маршрутов, хорошо освоить технику управления снегоходом. Маршруты, которые не являются «продуктом общего пользования», турфирмы оговаривают отдельно, нередко для таких маршрутов действуют ограничения по возрасту (от 25 до 50 лет). Такие маршруты обычно технически трудно проходимы, имеют много естественных препятствий (камни, буреломы, болота, реки) и планируются с особой тщательностью и хорошей технической оснащенностью.

Большое внимание во время туров на снегоходах уделяется вопросам безопасности туристов. Общим для всех сафари на снегоходах является присутствие на маршруте инструктора, который показывает путь или прокладывает дорогу, проводит необходимое обучение, и следит за соблюдением правил безопасности, а, главное, за скоростным режимом. Как правило, в многодневных путешествиях туристов сопровождают два инструктора, следующих в начале и в конце колонны. Инструктор во главе колонны регулирует движение. Немаловажным фактором в обеспечении безопасности туристов является экипировка. Для турфирм правилом хорошего тона стало предоставление теплых комбинезонов, специальной обуви, защитных масок и перчаток, защищающих от ветра и обморожения.

Главный критерий, по которому оценивают пригодность для снегоходных поездок той или иной наружной одежды - она должна поставить надежный препон проникновению холодного воздуха внутрь. И, кроме того, не должна продуваться, и еще хорошо бы при всем этом иметь некоторую степень вентиляции. И совсем супер, если она не будет промокать. Эти, казалось бы противоречивые требования достигаются применяемыми материалами и различными конструктивными ухищрениями. К последним, например, относятся «мембраны», запашные элементы на «липучках», регулируемые манжеты и проч.

Обязательным атрибутом снаряжения является защитный шлем. Поскольку туры проходят на технике, обязательно в каждом снегоходе присутствует рем. набор. Инструктором, дополнительно берутся буксировочные веревки, снежные лопаты, пилы, моторное масло, бензин. В целях безопасности и сохранности техники, стандартные туры на снегоходах не проводятся при температуре ниже -25 С и выше 0 С, для экспедиций нижний порог может быть отодвинут до -30-35 С. Турфирма, которая уважает своих клиентов, также обязательно снабдит группу, выходящую на маршрут, GPS-навигатором и спутниковым телефоном.

Снегоходные походы и особенно длительные путешествия с преодолением сложных и трудоемких препятствий (реки, горные местности, непроходимые леса, болота) в условиях низких температур, сильного ветра и снегопадов, а если еще и с ночевками в лесу требуют от участников затрат большого количества энергии, которые в простом и средней сложности походе составляют 3500-4000 ккал, а в длительном и сложном возрастают до 5000-6000 ккал. Кроме высокой калорийности рациона питания туристов при планировании похода, большое значение имеет правильное соотношение белков, жиров и углеводов, разнообразие питания, хорошие вкусовые качества, витаминная насыщенность, возможность употребления некоторых продуктов без варки. Для несложного похода подбирается рацион из обычных продуктов, который почти полностью компенсирует все суточные энергозатраты. Правда, он будет весить 1100- 1200 г на человека в день, но это не представляет никакой проблемы, потому как всю провизию обычно везет технический снегоход. При планировании небольшой прогулки, каждый турист, берет с собой в рюкзак перекус и не большой термос с чаем, а так же запасные перчатки, маску и очки.

Поскольку мы рассматриваем туры на снегоходах, то важным при планировании маршрутов является выбор снегохода.

Снегоходы, которые в настоящее время выставляют на маршруты, как правило, иностранного производства, двухместные, обладающие повышенной проходимостью, способные тянуть за собой сани с вещами. Условно принято разделять все снегоходы на пять больших классов:

- спортивные - создаются специально для спортивных гонок.

- горные снегоходы, тоже своего рода «спортсмены». Способ их использования ясен из названия класса.

- утилитарные - многоцелевые машины. Идеально подходят и для работы и для путешествий. Любимые машины охотников и рыболовов. Отличаются высокой проходимостью, способностью буксировать груженные сани с продовольствием. Они оснащены пониженной передачей и задней скоростью.

- туристические - наверное, самый широкий класс. В нем есть и очень простые, почти детские снегоходы и настоящие снегоходы-лимузины. Машины этого класса совмещают максимальный комфорт и универсальность утилитарных машин. Комплектуются различными системами автоматизации. Шикарными приборными панелями, зеркалами заднего вида. По мощности часто превосходят утилитарные, а по способности буксировать грузы практически ни в чем им не уступают. Для сложных технически походов, такие снегоходы не подходят.

- детские. Уменьшенные, не мощные и не быстрые. Отличаются повышенной безопасностью и легкостью управления. Конечно ни о каких походах на таких машинах речи идти не может. Из глубокого снега такой снегоход не выйдет.

Медицинское обеспечение снегоходных путешествий. Профилактические мероприятия должны проводиться в период подготовки и во время похода всеми членами группы во главе с руководителем и туристом, отвечающим за медицинскую помощь.

Объем медицинской помощи в походе не зависит от вида туризма и категории сложности. А определяется количеством участников. При этом необходимо учитывать географический район путешествия (то есть реальные сроки транспортировки пострадавшего). Медицинская помощь в походе группы численностью до 10 человек осуществляется в порядке само- и взаимопомощи под руководством лиц, обученных в объеме программы подготовки инструкторов по туризму. Для этой цели привлекаются так же лица, прошедшие медицинскую подготовку по программе санитарных дружин на предприятиях и в учреждениях. Участники походов I и II категории сложности проходят обследование в районной поликлинике по месту жительства.

Опасности в горах. Конечно, горы Урала не сравнятся с горами например, Кавказа, но путь к их вершинам бывает долог, труден и опасен. Он не каждому по плечу и требует исключительной силы воли, твердости духа, упорства в достижении цели и, безусловно, глубокого знания гор, особенностей подготовки и прохождения горных маршрутов. Не будем останавливаться на опасностях общего плана, которые могут встретиться в любом путешествии. О них сказано достаточно. Скажем об объективно существующих в наших горах. Камнепады. Образуются в результате постоянного разрушения скал под влиянием сил выветривания, в результате резкого колебания температур, замерзания в трещинах воды и других факторов. Важно принимать во внимание ориентацию склонов к солнцу, учитывать температуру воздуха, наличие облачности, погодные условия.

Лавины. Лавинами называют скользящие, круто падающие снежные массы, которые внезапно пришли в движение. Настоящих лавин, сходящих на огромной скорости и разрушающих все вокруг на Урале конечно же нет, но под влиянием рева мотора снегохода, могут сходить приличные массы снега, которые могут привести к неприятным последствиям. Часто лавинки в наших горах образуются в результате обвалов карнизов на гребнях. Естественно, что передвижение под такими надувами увеличивает степень опасности.

Движение в темноте. В темноте усложняются ориентирование на местности, оценка обстановки, организация взаимодействия всех членов группы. Несмотря на наличие спутниковых карт, и световых приборов на снегоходе, передвижение в горной местности в ночное время суток не допустимо.

Движение в условиях плохой видимости. Погода в горах сильно отличается от погоды «в низу». Низкая, густая облачность, сильный ветер или неожиданно начавшийся снегопад, делают путешествие рискованным. Следы от гусеницы снегохода быстро заметаются и возможность потеряться умножается во много раз. Следует по следу спуститься ниже в лес, и поменять траекторию движения.

Движение в условиях очень низких температур. Низкие температуры опасны для ослабевшей группы, а если участники к тому же промокли, их положение еще более усугубляется. При планировании похода в таких условиях необходимо учитывать расстояние перехода из одной точки в другую, подбор экипировки.

 

2.2. Описание тура» Снегоходный тур на Конжаковский камень»

Описание местности и плана маршрута.

Страна / регион: Россия, Урал Северный

Вид туризма: снегоходный туризм

Уровень подготовки: требуется умение управлять снегоходом

Группа: 10 человек

Продолжительность: 2 дня , 3 ночи

Стоимость тура: 12.532 Руб.

Возраст: от 18 лет

Нить маршрута:

г. Миасс - п. Кытлым - долина реки Катышер - Конжаковский камень - п. Кытлым - Косьвинский камень - п. Кытлым - г. Миасс.

Конжаковский Камень - гора в южной части Северного Урала, на территории Свердловской области (Россия). Одна из высочайших вершин Уральских гор (1569 м). Образована пироксенитами, дунитами и габбро. В нижней части склоны покрыты хвойными лесами, а с высоты 900-1000 м - горной тундрой и каменными россыпями. Названа по имени охотника-вогула Конжакова, юрта которого некогда стояла у основания горы. В этот район входит хребет - Конжаковский массив, включающий Конжаковскимй камень, вытянутый преимущественно с запада на восток, а также несколько вершин южнее и севернее этого хребта .

«Конжаковский массив» включает Серебрянский хребет на востоке (вытянут с З на В, высота до 1100-1300 м) и «Конжаковский» хребет на западе (вытянут с Ю-З на С-В, высота до 1100-1500 м).

Серебрянский хребет включает г. Серебрянский Камень (1305 м) - наивысшую точку хребта, характеризуется большим количеством скал на гребне (скальная зубчатка), имеет отроги, протягивающиеся на север и юг. Северный отрог - низкий и узкий, с высотой до 997 м, южный - широкий, до 1100 м. Хребет имеет категорийные перевалы: пер. Серебрянское Плато (1100 м), пер. Серебрянский (1170 м), пер. Серебрянский западный (1100 м).

«Конжаковский» хребет включает вершины: г. Трапеция (1253 м), г. Южный Иов (1311 м), г. Северный Иов (1263 м), г. Конжаковский Камень (1570 м), г. Тылайский Камень (1471 м), г. Острая Косьва (1403 м). Выдающимися местами на хребте являются Иовское плато с высотой до 1100-1200 м с озером (урез воды 1125 м), Иовский провал (восточный склон Иовского плато) - скалы, круто обрывающиеся в долину р. Полудневая, Тылайский провал - крутой юго-западный склон г. Тылайский камень, «Поляна Художников» - поляна в лесу в долине р. Конжаковка, популярное у туристов место для стоянок. От трассы Карпинск-Кытлым до вершины Конжаковского камня тянется т. н. «марафонка» - марафонная тропа с километровой разметкой (протяжённость в одну сторону - 21 км). Категорийные перевалы: пер. Конжаковский (Иовские ворота, 1230 м), пер. Иовский провал (1125 м), пер. Иовский восточный (1150 м), пер. Трапеция (1150 м), пер. Катышерский северный (1340 м), пер. Тылайское седло (1360 м) и др.

Южнее «Конжаковского массива» расположен массив Казанского камня с вершинами: г. Казанский камень (1200 м), г. Семичеловечья (1035 м), г. Первый Бугор (932), г. Второй Бугор (1041 м), г. Третий Бугор (983 м), г. Колпак (956 м). Отдельные вершины: г. Косьвинский камень (1520 м), г. Катышер (912 м). Севернее «Конжаковского массива» две вершины: г. Буртым (1149 м) и г. Ощий (1064 м).

Со склонов перечисленных хребтов берут начало реки Катышёр, Конжаковка, Серебрянка, Серебрянка 2-я, Серебрянка 3-я, Иов, Полудневая, впадающие в р. Лобва, которая относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

В этом туристическом районе кроме популярных некатегорийных походов по «марафонке» до вершины Конжаковского камня возможно совершение категорийных пеших, лыжных и горных походов. На марафонской трассе длиной 42 км от трассы Карпинск-Кытлым до вершины Конжака и обратно ежегодно проводится международный горный марафон «Конжак», собирающий до 2 тыс. участников. Категория сложности - 1А, 1Б (с востока через перевал Иовский провал).

Снегоходный поход на гору Конжаковский камень, отлично подойдет продвинутым восходителям. Данный поход не отнимет большого количества времени, при этом вы получите возможность побывать на самой высокой точке Северного Урала.

План и описание маршрута.

Маршрут в цифрах: на автомобиле, Миасс - п. Кытлым - 600 км , треккинг (поход) - 50-80 км. Поход на гору Конжаковский камень начинается от поселка Кытлым, Карпинского района Свердловской области. Размещение в гостинице Кытлыма. Доставка снегоходной техники производится фурой.

Прибытие вечером в поселок Кытлым. По прибытию разгрузка техники, размещение в гостинице, ужин, согласование маршрута с участниками, свободное время.

Маршруты проходят по безлюдной северной тайге и суровым каменистым хребтам, поднимающимся до высот 1400-1600 м. Верхняя граница леса находится на высоте 700-800 м, выше растительности практически нет, только обширные каменистые россыпи и разрушенные мрачные скалы, зимой они конечно же покрыты снегом, что слегка облегчает задачу попасть на вершины.

Снегоходные походы здесь можно начинать с января, но наиболее подходящее время - март: становится теплее, удлиняется день, качество снежного покрытия позволяет подняться практически на все вершины.

1-й день. Поход начинается в лесу, плавно переходя в подъем по пологому склону горы, вплоть до «поляны художников», при этом туристы наблюдают смену растительных поясов. От поляны «художников» путь усложняется, после прохождения перевала, начинается достаточно резкий подъем в гору. Поскольку поход проходит в марте месяце, снег достаточно плотный, что не позволяет вязнуть снегоходу. Туристы двигаются колонной. Впереди идет направляющий, который выбирает путь и следит за своевременными остановками. Между туристами так же ставятся более опытные. Замыкающим ставится также опытный снегоходчик. Его обязанность - помогать отстающим и никого не оставлять за собой. При отставании кого-нибудь он с помощью рации дает знать ведущему о необходимости остановки или снижения скорости. По мере подъема постоянно меняется ландшафт местности. Вначале дорога проходит по лесному массиву. Сосны, кедры, березы по мере подъема становятся все ниже и затем начинают встречаться только карликовые кривые березки. Далее на границе леса подъем продолжался по бугристому, замерзшему снегу. На 16 отметке взору открывается вид на камень "Иов" и передвижение начинается по "Иовскому плато".В летнее время из растительности на плато - только низкая трава вперемежку со снегом. В зимнее - замерзшие, ледяные надувы, по которым достаточно не комфортно передвигаться. По мере подъема погода обычно меняется, но в марте месяце - небо чистое и солнечное, а ветер более спокойный. С вершины горы открываются прекрасные виды на гору Косьвинский камень, Серебрянский камень, долину реки Катышер. Помимо основного восхождения, по запросу группы возможно восхождение на гору Серебрянский камень а так же треккинг до Иофского провала.

Возвращение в базовый лагерь по своему следу.

2-й день. Гора Косьвинский Камень (1519 м) является второй по высоте вершиной Свердловской области. Ее куполообразная вершина возвышается над старейшим поселком золотоискателей - Кытлым, от которого и начилось путешествие. Движение на маршруте идет по лесному массиву по тропе. Далее река Косьва - левый приток Камы, которая берет начало на западном склоне Главного Уральского хребта у подножия г. Косьвинский Камень. Река носит ярко выраженный горный характер. Летом по ней сплавляются. Для того чтобы ее пересечь, необходимо найти наиболее подходящее для этого место. Как правило, реки пересекаются ходом.

Косьвинский камень в лоб на технике не взять, поэтому движение в основном по траверсу. Для такого передвижения необходимо владеть специальными навыками. Если подъем в гору по правую руку, при движении необходимо стоять на правой подножке снегохода, для того, чтобы загрузить правую сторону. В таком положении снегоход не скатится с горы, а будет послушен. Для того, чтобы по тропе повернуть вверх, необходимо перенести весь вес на сторону поворота, и добавить газ. Для подобных подъемов снегоходы оборудуют дополнительной левой рукояткой газа.

Этот маршрут наиболее труден для снегоходного подъема, поскольку требует специальных навыков. Весь подъем сопровождает замерзший, скользкий курумник.

Поднявшись на вершину горы, особенно хорошо видны вершины Конжаковского горного массива Тылайский Камень, Острая Косьва, Серебрянский Камень и конечно же красавец Конжак. Возвращение в лагерь по своему следу не обязательно. Допустимо в любой более пологой точке, по решению инструктора.

 

2.3. Технико-экономическое обоснование

1-й день: Подъем в 7 утра. В 7.30 завтрак, сбор необходимых вещей. В 8. 00 инструктаж. Выход в 8. 30, восхождение на вершину Конжаковский камень (1569м.) через Иовский или Тылайский провалы, обед, спуск с вершины. В 16.00 спуск в базовый лагерь поселка Кытлым. В 19.00 баня, ужин.

2-й день: Подъем в 7 утра, завтрак, сбор, инструктаж, восхождение на Косьвинский камень, путешествие по плато, обед, спуск с вершины, перекус. В 16.00 возвращение в базовый лагерь. В 19.00 баня, ужин.

3-й день: завтрак, погрузка техники, дорога домой.

Проведем расчет стоимости тура.

1. Транспортное обслуживание

Стоимость транспорта на одного человека составляет 3000 руб. (Миасс-Кытлым-Миасс), доставка снегохода на одного человека составляет 4000 руб.

Стоимость бензина на один снегоход на 2 дня составляет 80 литров 1920 руб.

Стоимость обслуживания группы составит:

10х3000+4000+1920=89200 руб.

2. Проживание

Тур предполагает проживание туристов в катеджах в течении 2 дней, 3 ночей. Стоимость 6 местного катеджа 3000 руб. в сутки. На группу 10 человек понадобится 2 катеджа. Услуги бани на один час 3000 руб.

Стоимость проживания и услуги бани:

3000+3000х2х2=15000 руб.

3. Питание

Стоимость питания входит в стоимость проживания.

4. Экскурсионное обслуживание

Программа тура включает восхождение на вершину Конжаковский камень (1569м.) через Иовский или Тылайский провалы. Восхождение на Косьвинский камень, путешествие по плато. И предполагает услуги гида.

Стоимость услуг гида на один день 5000 руб.

Итого: 5000х2=10000 руб.

Итого прямых затрат: 89200+15000+10000=114200 руб.

5. Накладные расходы равны:

114200х10%/100%=11420 руб.

6. Полная себестоимость

Определяется сложением прямых (переменных) затрат и накладных (постоянных) затрат и равна:

111200+11420=125320 руб.

 

2.4. Материально-техническое обеспечение снегоходного похода

Доставка снегоходов, бензина до места - фурой, в которую входит десять снегоходов. Доставка участников похода от города Миасс до поселка Кытлым на личном транспорте.

Необходимая экипировка в походе. Нижняя одежда. Ближе всего к телу должна быть своя рубашка, а в нашем случае - термобелье. Только оно гарантирует тепло и отсутствия пота. Борьба с потом во время мороза, вещь жизненно важная. Опыт гласит: шанс свалиться с воспалением легких гораздо выше у тех, кто на холоде потеет, чем у других, кто мерзнет «всухую». Эффект сохранения тепла термобельем основан на создании прослойки из теплого воздуха между кожей и холодной внешней средой, а также отводе влаги от тела. Это снижает потери тепла в холодную погоду, защищает организм от охлаждения и перегрева и создает ощущение комфорта. Не стоит использовать белье, футболки, свитера из натуральных тканей (хлопок, шерсть), так как такая одежда просто будет впитывать в себя влагу, а процесс терморегуляции будет нарушен. Кроме того, одежда из простых материалов долго сохнет, в то время, как «хай-тек» (пусть даже сделанный из отходов пластиковой посуды) просохнет за час-два (а у печки и того меньше), и при этом не «сядет». Особенно такое свойство важно в походах, где нет возможности сушить одежду...

Внутренняя одежда. Поверх термобелья одевается легкая и мягкая кофта или свитер, сохраняющие тепло тела. Для этого подойдет любая, в том числе и горнолыжная. Вопреки мнению людей старшего поколения, современные костюмы из тканей типа «полартек», «гортекс», хотя они и изготовлены из синтетических материалов, греют неплохо и чрезвычайно носки. Большое их достоинство и в том, что они быстро просыхают от конденсата или наружной влаги.

Верхняя одежда. Извечная дилемма: что лучше - комбинезон или раздельный куртка и штаны. Не дам однозначного ответа (думаю, его и нет, раз шьют и то, и другое), хотя мне больше по душе раздельный костюм. У комбинезонов только одно достоинство - совершенно не дует. Зато возникают неудобства, когда жарко, а главное, когда остро встает «туалетный вопрос». Последнюю проблему совершенно гениально решили на спецодежде для северных авиамехаников: в задней части брюк вшили две параллельные молнии, позволяющие при нужде широко открывать «люк». У специальной снегоходной одежды туристской направленности применяют удлиненную куртку и «высокие» штаны, что почти исключает поддувание холодного воздуха внутрь одежды.

На голову. Зимний шлем-модулятор полностью решает вопросы защиты головы, в том числе и от мороза. Для активной езды обычно используют кроссовые шлемы, но в этом случае на лицо надевают специальную маску, уменьшающую поток поднимающегося вверх теплого воздуха при дыхании и очки, которые тоже специальные. Обычно используют двойные стекла, которые не запотевают, и специальные элементы вентиляции. Часто очки имеют желтый светофильтр - такой цвет повышает контрастность, что ценно при езде по белому сливающемуся снегу.

На ноги. Ноги, как известно, советуют всегда держать в тепле. Для туристической езды, особенно на снегоходах, лучше всего себя зарекомендовывали специальные боты (их еще называют бахилами). Они достаточно высокие и имеют сверху мембрану, чтобы снег не засыпался внутрь (бывает, сойдешь со снегохода - и провалишься по пояс). Толстая эластичная подошва не промерзает и снижает нагрузки на ноги от толчков, верх выполнен из стойкой к разрывам ткани Cordura, которая, в отличие от кожи, обеспечивает большую подвижность ноги. Внутри теплоизоляционный валенок с многослойной структурой, материал рассчитан на очень низкие температуры (до -70 и даже -100 градусов по Цельсию).

На руки. Хотя большинство снегоходов имеют электро-обогреваемые рукоятки руля, в длительных поездках при сильных морозах утепления никогда не бывает много. Вообще, чем короче поездка и выше температура окружающего воздуха, тем цивильнее могут быть перчатки. И наоборот, для туристических целей и, особенно в холодную погоду, нужны более плотные перчатки, лучше всего с раструбами («крагами»), заходящими на рукава куртки, чтобы воздух не проникал в рукава. Желательнее перчатки с внутренними «дублерами» их синтетических материалов. А лучше всего подойдут специальные варежки, с внутренними вкладышами, они могут быть и шерстяными. В любом случае, зимние перчатки или варежки не должны быть тесными. Еще один критерий, не важный на морозе, но выступающий на первое место при «кислой» погоде - перчатки (варежки) не должны промокать. При такой погоде есть резон в изделиях из кожи или ее заменителей. Вообще по-хорошему в длительную поездку брать минимум две пары разных перчаток, и еще комплект обычных х/б на случай ремонтных работ.

Обладание всем названным «гардеробом» гарантирует отсутствие проблем со здоровьем после морозных покатушек, а также добавит положительных эмоций и удовольствия от вождения. В походе так же необходимо: Разборная, снеговая лопата, мини пила, запасной снегоходный ремень, моторное масло, дополнительные «свечи», рем-набор, аптечка, личный рюкзак, спички.

В данной главе мы описывали организацию и особенности планирования снегоходных туров на Урале. В результате нашей работы был спроектирован снегоходный тур по Северному Уралу. Разработан план и описание маршрута. Рассказано о материально-техническом оснащении похода. Тур рассчитан на команду из 10 человек, продолжительностью 2 дня. Мы провели расчет стоимости тура с учетом транспорта, проживания, питания, услуг гида и составили калькуляционную статью.

 

2.5. Проблематика  снегоходного тура

Мы рассмотрели  множество плюсов, связанных с уральским отдыхом, но, несмотря на это, множество людей предпочитают заграничный отдых, обратим внимание - почему. Туры по Уралу да и вообще по России имеют достаточно недешевую цену - тур на 2 дня на Конжаковский камень обходится примерно в 13000 рублей - и это только оплата турагентству. За ту же сумму можно съездить  в Чехию (перелет и мелкие расходы). Одна из проблем отдыха на Урале - стоимостная категория.

 Наверное, вторым аспектом привлечения людей для отдыха за рубеж является наличие палящего солнца, моря либо океана, смена климатических условий. Уральский отдых не дает всего вышеперечисленного, чем вызывает  отток большего числа клиентов. Конечно, не стоит сравнивать два вида отдыха -  но знойное солнце и пляжи являются предпочтительнее для многих, чем шикарные туры по горному Уралу и покорение  природных массивов, а жаль.

В- третьих, очень трудно набрать сведи «своих» 10 человек для организованной поездки, а ехать с людьми мало знакомыми или вообще не знакомыми не вызывает особого желания - это снова замедляет стремление к уральскому отдыху и групповым турам.

В-четвертых, туры по Уралу часто запланированы на определенное время - месяц, сезон и даже дату .Человеку занятому и  работающему очень трудно предугадать на неделю, не говоря уже про месяц или даже больше, очень неудобно подстраиваются, что снова дает плюс в пользу заграницы.

Ну и последнее - климат Урала очень переменчив и нестабилен,  а отдых должен доставлять удовольствие и наслаждение. Что выбрать -  активный зимний отдых на Урале или жаркие пляжи Европы - каждый выбирает для себя САМ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной работы можно сделать следующий вывод, что туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Туристская индустрия постоянно развивается и совершенствуется, предлагая все новые услуги туристам, особенно молодежи, которой уже недостаточно традиционных видов туризма, ей надоела пресыщенность комфортом, спокойным отдыхом в отелях. Возникает необходимость в создании условий для активного отдыха.

Активные виды туризма предусматривают виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта, требующие значительного физического напряжения и доступные не всем категориям туристов. Еще более выделяется в этом смысле экстремальный туризм. По словам одного из путешественников, экстремальный туризм - это верхняя планка туризма. Когда уже многого достиг в преодолении трудностей и опасностей, подстерегающих туристов, появляется ощущение, что все - таки чего-то не хватает. И это значит, что пришло время переступить некую черту, которая разделяет просто туризм как вид спорта и полные риска опасные путешествия. Про таких людей можно сказать, что риск - это их ремесло, балансирование на грани невозможного - это их стиль жизни. И важно, чтобы их риск, стремление достичь вершины стало достойным не только профессионалов, но и простых людей. Любой, кто хоть раз побывал в горах или принимал участие в сплаве по бурной реке, тот никогда не забудет увиденного и пережитого. Такой молодежью движут разные мотивы: желание приключений, вызов самому себе, желание выделиться среди других, быть первым; экстремальный спорт провоцирует мощный выброс адреналина и тем самым удовлетворяет того, кто в этом адреналине нуждается. Некоторых привлекает наличие элемента борьбы в целях доказательства совершенства человека и безграничности его воли к достижению поставленной цели. Экстремальный  туризм активно берет свое развитие и на Урале. Например, рассмотренный нами  тур на Северном Урале от фирмы «Красоты Урала» - восхождение на Конжаковский камень (около 1500 метров). С одной стороны тур нельзя назвать  экстремальным - таким как дайвинг или серфинг, но восход на вершину кроет в себе много опасностей -  схождение камней, обрывы, лавины и т.д. Вообще спорт не может без экстрима, а экстрим - это риск. Задача тур операторов сделать риск наименее минимальным и обеспечить выплеск адреналина. Уральские туры имеют все большую популярность за счет того, что не нужно отлучатся от основной деятельности (работы, учебы )  а уделив 2-3 дня а то и меньше, получить незабываемое удовольствие. Восхождение, к примеру,  на тот же Конжаковский камень требует не только физической подготовки и определенных навыков, но и психологическую подготовку, настрой. Самое тяжелое - это досконально проработать все стороны (как физические так и психологические) и сочетать их в комплексе, чему опять таки помогают  турфирмы- инструктажи, экипировка, групповые сборы.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Федеральный закон от 28.06.2009 N 123-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.06.2009) - Консультант Плюс
  2. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник -2-е издание - М.: Аспект Пресс, 2008. - 470 с.
  3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма- Р/на-Дону: Феникс, 2008. -252 с.
  4. Биржаков М.Б. Введение в туризм - Спб.: Герда, 2006. - 320с.
  5. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности: учебное пособие - 2-е издание - М.: Нолидж, 2008. - 312 с.
  6. Дмитриевский Ю. Д. Туристские районы мира: учебное пособие - Смоленск: СГУ, 2005 - 224 с.
  7. Карпова Г.А. Экономика современного туризма - М: Феникс, 2008. -412с.
  8. Сенин B.C. Введение в туризм - М.: Просвещение, 2006. - 104 с.
  9. Сенин В. С. Организация международного туризма: учебник - 3-е издание - М.: Финансы и статистика, 2008 - 200 с.
  10. Пельцман Л.А. Спорт, Стресс, Экстрим - М.: БЕК, 2008. - 287 с.
  11. Пирожник И. И., Международный туризм в мировом хозяйстве - Минск: Белгосуниверситет, 2006. - 350 с.
  12. Ремизов Л. П. Отдых на горных лыжах -5-е издание М.: ACT, 2009 -142 с.
  13. Романов А. А. Зарубежное туристское страноведение: учебное пособие -3-е издание - М.: Советский спорт, 2006. - 288 с.
  14. Большой энциклопедический словарь/ под. ред. Лапина И.К. - М.: ACT 2008. - 1248 с.
  15. Кириллов В.В. Современное состояние туристического рынка в России // Комментатор № 9, 2008 - 42 с.
  16. Маринин М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь №31, 2009. - 56 С. 42.
  17. Миляков О. Туризм - категория экономическая // Юридический вестник №2, 2008.- 20 с. С, 5
  18. Щербаков В.В Современные формы экстремального туризма // Бизнес - план № 10, 2009 . - 63 с.
Просмотров работы: 154