РЕЗЕРВНЫЕ ЛЕСА: ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РЕЗЕРВНЫЕ ЛЕСА: ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В перечне актуальных проблем развития лесного хозяйства Российской  Федерации немаловажную роль занимает проблема сохранения резервных лесов. 

Согласно ст.  109 ЛК РФ:

  1. К резeрвным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
  2. В резeрвных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
  3. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд (часть третья в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ) [1].

Внесение изменений в лесное законодательство относительно размещения объектов капитального строительства в лесах водоохранных зон и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, в целях геологического изучения и разработки месторождений природных ископаемых, вызвало ряд вопросов и противоречий. Фактически, новая редакция Лесного Кодекса легализует уничтожение лесных насаждений, в том числе и резервных лесов. Дмитрий Медведев подписал принятые Госдумой поправки в Лесной кодекс и в закон об охоте.

 Что бы понять, насколько значимы данные изменения, остановимся на роли резервных лесов для экономики страны. Бесспорно, экономический потенциал запасов российского леса велик, однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует потенциалу. Известно, что две трети лесосырьевого потенциала, то есть резервных лесов, России сосредоточено в районах Крайнего Севера,  лес является основой жизнеобеспечения значительной части населения Севера России. Однако, учитывая  огромную площадь резервных лесов и недостаточное развитие инфраструктуры в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока,  они не все могут быть признаны управляемыми. В лесах, относящихся к категории резервных, хозяйственная деятельность не проводится, а меры по  их охране и защите осуществляются не в полном объеме. Потому управляемые леса России не включают резервные. В настоящее время к управляемым лесам относится 78% покрытых лесом земель лесного фонда.

Около 80 % лесов, предназначенных для лесозаготовок, находится к востоку от Урала, но заготавливается там лишь 1/3 древесины. Причиной этому служит удалённость лесов от промышленных центров и потребителей, а также отсутствие транспортного сообщения.  Именно такие леса относятся к резервным. В Сибири и на Дальнем Востоке резервные леса расположены в пределах Красноярского края, Камчатской и Магаданской областей, республик Саха (Якутия) и Тува. В европейской части страны и на Урале, где находится лишь 20 % российских лесов, заготавливают 2/3 всей древесины. Поэтому здесь количество лесов катастрофически уменьшается.

Так же, острой проблемой является затруднительный учет площади резервных лесов, на значительной части которых в районах Севера ведется интенсивная хозяйственная деятельность. Коренному населению северных районов приходится арендовать оленьи пастбища на территории резервных лесов, что противоречит самой природе осуществления северного оленеводства. В итоге, все вышесказанное приводит к злоупотреблению и ограничению использования местным населением оленьих пастбищ.

Но все же, наиболее острой проблемой дня остается принятие поправок в лесном законодательстве. Как было отмечено ранее, Рослесхоз подготовил проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещаемых на землях лесного фонда, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов". Можно сказать, что данное постановление направлено на легализацию застройки лесов. Если оно будет  окончательно принято, в лесах, в том числе и в резервных можно будет строить практически любые объекты. При использовании лесов для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых строить можно будет практически все, в том числе на огромных площадях резервных лесов: производственные здания, площадки, склады, скважины, базы, дороги, автостоянки, трубопроводы, карьеры, очистные сооружения, гаражи, порты и т.д. При использовании лесов для других видов деятельности можно будет строить в лесах более ограниченное количество разнообразных объектов, но и оно, тем не менее, весьма велико.

Перечни объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещаемых на землях лесного фонда, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов весьма странные, комментирует Лесной форум Гринпис России, но они отражают общий подход органов государственной власти к лесу: "лес - это участок земли, который проще всего использовать для какого угодно строительства, который лишь по недоразумению занят древесной растительностью и используется для лесного хозяйства". Что касается резервных лесов, то использование их весьма затруднительно, так как природные условия их произрастания не позволяют произвести их быструю разработку. Расположение в достаточной удаленности от промышленных центров и отсутствие транспортных путей, как было сказано выше,  пока что не позволят в полной мере осуществить на практике все нововведения законодательства в области лесного хозяйства. Но это лишь вопрос времени...

В складывающейся ситуации вопрос о сохранении резервных лесов Российской Федерации встает достаточно остро. С окончательным принятием новой редакции Лесного Кодекса будет необходим строгий контроль и надзор за правомерностью использования, освоения и вырубок резервных лесов.

Сохранение данной категории лесов - одна из первоочередных задач современного лесного хозяйства, ведь именно резервные леса несут в себе огромный потенциал для экономики нашей страны.

Библиографический список

  1. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011) / Консультант плюс.
  2. Зиновьева, И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России [Текст] / И.С. Зиновьева // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008 : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Том 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73 - 75.
Просмотров работы: 67