Роль государственного контроля и надзора в сфере лесных отношений заключается в обеспечении соблюдения лесного законодательства.
Порядок проведения государственного контроля и надзора устанавливается федеральными органами Правительства Российской Федерации. Полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в лесных отношениях наделяются руководители и специалисты, входящие в состав государственной лесной охраны Российской Федерации, которые одновременно являются государственными инспекторами по контролю и надзору за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
Должностные лица (государственные лесные инспекторы), отвечающие за контроль и надзор в лесной сфере, имеют право:
- пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
- составлять акты на основе результатов и проверок;
- осуществлять патрулирование лесов на основе нормативов установленных федеральными органами исполнительной власти;
- уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
- давать необходимые для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
- проводить в установленном порядке просмотр транспортных средств и при необходимости делать их задержание;
- предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате контроля нарушений;
- предъявлять иски в суд, арбитражный суд по результатом проверки в лесной сфере в пределах их компетенции;
- осуществлять иные предусмотренные федеральными органами права. Заключение органов исполнительной власти, проводящих государственный лесной контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. [1].
Государственные лесные инспекторы, осуществляющие федеральный государственный лесной контроль и надзор имеют право на ношение, и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
Государственный лесной контроль и надзор включает проверку: порядка и правил ведения государственного учета лесного фонда; лесного мониторинга; лесного кадастра; порядок отпуска древесины на корню в лесах, рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных ресурсов, иное лесопользования; порядок охраны лесов и режим пользования лесом на особо охраняемых природных территориях; требований законодательства Российской Федерации по целевому использованию земель лесного фонда, охране, правильному проведению рекультивации нарушенных земель лесного фонда; плана проведения на землях лесного фонда производственных и строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования; правил пожарной безопасности лесов, требований по своевременному принятию мер по уничтожению пожаров и их последствий, по учету площадей, пройденных пожарами на территории лесного фонда, и определению причиненного ими ущерба; требований по предупреждению возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса, их учету; иных требований законодательства Российской Федерации по вопросам состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
При осуществлении государственного лесного контроля используют данные государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, целевых выборочных обследований лесов, статистической отчетности, данные органов государственного контроля в области охраны окружающей среды, а также материалы лесоустройства, научно-исследовательских организаций, общественных объединений и иные установленные законодательством РФ.
Леса России - важнейший возобновляемый природный ресурс, имеющий большое значение для экономического процветания страны и благосостояния её населения.
Динамика развития лесного комплекса в 2011 году убедительно доказывает, что лесная отрасль постепенно выходит из кризиса, показывая не только устойчивые количественные показатели, но и серьезные структурные изменения. В 2011 году лесозаготовка, деревообработка, производство целлюлозы, производство мебели показывают рост объемов производства по сравнению с прошлогодними показателями. Но важнее даже не количественные, а качественные изменения, свидетельствующие о новых процессах, которые стали происходить в отрасли. Целый комплекс мер, которые в последние годы предприняло российское правительство для стимулирования глубокой переработки древесины, дал ощутимые результаты. Если в 2008 году уровень глубокой переработки древесины составлял 52%, то в этом году он увеличился почти на 62%. Данного результатов удалось добиться благодаря государственной поддержке инвестиционных проектов, отмене импортных ввозных пошлин на технологическое оборудование, освобождению от налога на добавленную стоимость технологического оборудования, не имеющего аналогов в России, и, конечно, повышению ставок вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы.
Одна из самых важных в России тем - это незаконные вырубки лесов, которые приводят к экономическим последствиям, а так же нередко становятся причинами поджогов. В лесном хозяйстве необходимо продолжать выстраивать четкую систему государственного контроля и надзора.
Библиографический список