ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лесной сектор Российской Федерации оставался в стороне от структурных и экономических преобразований довольно длительное время до начала 21 века, ограничившись торопливо и неумело проведенной приватизацией лесопромышленных производств в начале 90-ых годов. При этом все леса находились в федеральной государственной собственности, управлялись на основе методов директивного централизованного планирования, хозяйство в лесах осуществляли монопольные структуры - лесхозы в статусе федеральных государственных учреждений, работавшие в системе экономических отношений, которая была сформирована в 30-ых годах прошлого века.

Вопросы, касающиеся перспективы развития лесного комплекса, являются актуальными для лесного хозяйств, так как вопросы совершенствования финансовых и экономических механизмов в области лесных отношений затрагивают огромный пласт социальных, экономических, производственных, экологических и финансовых взаимоотношений. Финансирование лесного хозяйства сегодня привлекает внимание, как высшего руководства страны, так и широкой общественности: об этом свидетельствуют проблемы с выделением бюджетных средств на работы по тушению лесных пожаров, на создание в регионах специализированных лесопожарных центров на обеспечение мер пожарной безопасности в лесах, на создание транспортной инфраструктуры и другие.

В качестве основных проблем развития лесной  отрасли можно отметить следующие:

  • оптимизация системы государственного управления лесами;
  • высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;
  • совершенствование механизмов распределения субвенций и порядка их расходования, доходности лесного сектора экономики;
  • внедрение в систему государственного управления лесами экономических рычагов регулирования и другие;
  • перенос центров разработки лесных массивов на территории, находящиеся на значительном удалении от основных центров переработки древесины;
  • отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет разрабатывать «спелые» участки лесных массивов в полном объеме, в результате чего в настоящее время разрабатывается лишь 1/3 от расчетного объема лесозаготовки;
  • повышение качества исполнения органами исполнительной власти регионов переданных полномочий в области лесных отношений;
  • отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
  • неудовлетворительная экологическая обстановка в отрасли: согласно данным из различных источников деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность вносят вклад в загрязнение атмосферного воздуха на уровне 3% и в сброс сточных вод в поверхностные водоемы на уровне 6% от общего объема выбросов в России при потреблении свежей воды в размере 5%;
  • высокая зависимость от политических рисков - государственное регулирование отрасли оказывает на нее существенное влияние;
  • увеличение вывозных пошлин на необработанный лес, не подкрепленное реальными возможностями по его переработке, ведет к массовому банкротству лесозаготовителей и еще больше усложняет положение отечественного леспрома;
  • усугубляет положение недостаток экономически доступных ресурсов;
  • отсутствие четких лесных планов и лесных регламентов. Формально на данный момент разработчики лесных планов и лесохозяйственных регламентов из всех перечисленных документов могут опираться только на материалы лесоустройства;
  • незаконная рубка и вывоз леса, привлечение работников без оформления соответствующих документов;
  • отрасль подвержена влиянию климатических изменений, которые в полной мере определяют поставку древесного сырья, т.е. высоко влияние сезонности;
  • рост стоимости энергоносителей, рост транспортных тарифов, ухудшение качественных характеристик лесфонда предприятий-поставщиков;
  • Отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
  • дефицит специализированных железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки лесной продукции;
  • установленное на многих складах погрузки леса для железнодорожной транспортировки, грузоподъемное оборудование не отвечает современным требованиям.

Вышеуказанные проблемы являются системными и требующими тщательной подготовки для их решения, и реализацией некоторых из них государство занимается не первый год.

В сложившихся условиях возникает другая важная проблема лесопромышленного комплекса - недостаток инвестиций. За 10 лет финансирование отрасли сократилось почти в 15 раз. Лесная отрасль мало привлекательна для инвестиций в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством лесного законодательства и отсутствием четкой государственной политики в отношении ЛПК. Проблема осложняется неустойчивостью показателей финансово-экономической деятельности предприятий лесной промышленности, около половины которых являются убыточными и находятся на грани разорения.

На 2011 год Правительство РФ продлило действие пониженных экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы; постановление об этом подписал премьер-министр Владимир Путин. Вывозные пошлины на круглый лес составляют "25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за куб. м, за исключением необработанных лесоматериалов с удаленной или неудаленной корой и заболонью или грубо брусованных или небрусованных из осины, эвкалипта и тополя". Пошлины на этот лес составляют 10%, но не менее 5 евро за 1 куб. м. Остается нулевой вывозная пошлина на необработанные лесоматериалы диаметром менее 15 см.

Россия начала увеличивать пошлины на необработанную древесину для стимулирования глубокой переработки леса на своей территории с 1 июля 2007 года, когда ставка возросла с 6,5% до 20% к таможенной стоимости, но не менее 10 евро за кубометр. Параллельно были отмены пошлины на экспорт пиломатериалов и импорт уникального деревообрабатывающего оборудование. Все это должно было стимулировать переработку древесины в Российской Федерации.

Общий объем финансирования отрасли согласно проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 году и на плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году сократится почти на 1 млрд. рублей и составит около 27, 5 млрд. рублей. В эту сумму входит объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в размере 19, 2 млрд. рублей. При этом в 2012 году Рослесхоз не допустил уменьшения финансирования за счет субвенций ни одному региону по сравнению с уровнем начала 2011 года.

2012 год является переходным. Вместе с тем, в субъектах Российской Федерации приняты или ведется подготовка проектов отдельных локальных целевых программ: либо по охране лесов от пожаров, либо по лесовосстановлению, либо по ликвидации последствий стихийных бедствий в лесном фонде региона и других. Предполагаемый объем финансирования по ним составляет более 98,3 млрд. рублей, 73 % в котором занимают средства федерального бюджета, 8 % - средства региональных бюджетов и 19% - прочие источники финансирования.

Рассматривая вопросы совершенствования механизмов распределения субвенций, отметим, что они требуют проведения серьезных подготовительных мер, вдумчивого и взвешенного подхода к разработке критериев оценки исполнения полномочий, позволяющих объективно отражать состояние системы государственного управления лесами в регионах, выполнения плановых показателей по охране, защите и воспроизводству лесов.

Важно учесть мнение профессионального сообщества и не допустить в документе наличия даже мелких ошибок и недочетов. Процедура механизма распределения субвенций должна быть прозрачной и не иметь даже намеков на коррупционность.

Инновационное развитие отрасли предполагает применение новейших технологий в совокупности с прогрессивной организацией труда и наличием профессионально подготовленных кадров менеджеров и рабочих высокой квалификации. Конкурентной продукцией следует признать лишь ту, потребительские свойства которой можно адаптировать за относительно короткое время к требованиям рынка.

Конкурентным преимуществом развития той или иной отрасли лесного сектора следует считать ее обеспеченность такими видами ресурсов, которых нет у конкурентов и которые нельзя создать, привлекая нетрадиционные источники.

По данным портала "Деловой лес" (со ссылкой на вице-премьера Виктора Зубкова), на данный момент "в лесном производстве принят 91 приоритетный инвестиционный проект с общей суммой вложений 407 миллиардов рублей со сроками ввода в производство до 2017 года".

С учетом нынешнего развития лесного сектора в нашей стране, наиболее перспективным направлением использование лесных ресурсов в Российской Федерации должно стать развитие производств по механической переработке древесины, продукция которых (доски, мебельные заготовки, строительные конструкции) сохраняет натуральные свойства древесины как природного полимера, которые трудно, если даже вообще возможно, воспроизвести искусственным путем.

Касаясь проблем, связанных с созданием в субъектах Российской Федерации специализированных центров по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах, отметим, что эта работа крайне важна и очень актуальна сегодня. Это есть попытка воссоздать единую систему охраны лесов от пожаров, что является положительным моментом. Поэтому в субъектах Российской Федерации должны быть детальнейшим образом проработаны все нюансы с их созданием и функционированием. Прежде всего, необходимо проработать такие вопросы, как:

  • определение типа специализированного учреждения, его структуры, штатной численности, систем и форм оплаты труда работников и трудовых отношений с ними;
  • разработать и утвердить уставные документы, рассчитать нормативную потребность в лесопожарной технике, силах и средствах пожаротушения, необходимых для полноценного функционирования учреждения; - разработать и утвердить нормативные затраты на выполнение работ по обеспечению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, стандарты на их выполнение, утвердить государственные задания и решить проблему финансового обеспечения.

Все эти задачи далеко непростые. Они требуют серьезной проработки, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Важно, обеспечить должный уровень заработной платы работников. Сегодня уровень средней заработной платы работников лесного хозяйства составляет 13,7 тыс. руб., что почти в два раза ниже среднесложившегося уровня в разрезе всех отраслей экономики в целом по Российской Федерации.

На данном этапе развития лесной отрасли в РФ её можно охарактеризовать как высокорискованную. Пока не заработают все звенья технологической цепи лесопереработки, отрасль так и будет оставаться высокорискованной для инвестиций и кредитования работающих в ней организаций.

 

Библиографический список

  1. Портал "WoodBusiness.ru" - интернет-журнал лесопромышленного комплекса http://www.woodbusiness.ru/
  2. Рисковник соm - профессиональный портал для риск-менеджеров http://www.riskovik.com/journal/stat/n2/otrasl/
  3. Сайт Федерального автономного учреждения «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйств» ФАУ ВИПКЛХ http://www.vipklh.com/
  4. Зиновьева, И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России [Текст] / И.С. Зиновьева // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008 : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Том 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73 - 75.
Просмотров работы: 1841