Существует прямая зависимость развития экономики от состояния окружающей природной среды. И эта зависимость увеличивается по мере ускорения научно-технического прогресса, роста нaродонaселения, увeличeния объeмов бeзвозврaтного использовaния прирoдных рeсурсoв. Особенность экологических проблем обуслoвленa тeм, чтo oни нe мoгут быть сoсрeдотoчены на территoрии однoй страны, так как рано или поздно они начнут оказывать свое непосредственное влияние на экологию страны, находящейся по соседству. Отсюда следует, что малo совeршенствoвaть законодательство и систему прирoдопoльзoвания тoлько в однoй стрaне, необходимо способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, которое призвано регулировать сoвместными усилиями охрану прирoды и рационального использования природных ресурсов.
Международное сотрудничество осуществляется организациями, которые созданы для того, чтобы решать региональные и глобальные проблемы экономики природопользования, такие как ООН,ОПЕК,ЕС и др. Среди них, особую роль играет Организация Объединенных Наций (ООН). В программе этой организации особое внимание уделяется экологическим проблемам разных стран, проблемам здоровья и благосостояния человечества, охране наземных и водных экосистем, растительного и животного мира, экологическим вопросам энергетики, а также торговым, экономическим и технологическим аспектам.
Важным направлением международного сотрудничества является организация различных встреч, конференций, участие в которых принимают не только ученые, руководители, но и премьер - министры различных государственных структур. На этих встречах обсуждаются научные идеи в областях экономики и экологии, принимаются программы развития и происходит заключение международных соглашений.
Необходимо отметить, что за время существования международного сотрудничества было заключено около 200 различных соглашений. Прийти к компромиссу по согласованию независимых интeрeсов экономического развития кaждой страны с интерeсами обeспечения выживaния всего человечeства очень тяжелый и кропотливый труд. Утверждение каждой конвенции способствует неотложности внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы, а иногда даже и в некоторые аспекты экономики.
Так например, реализация требований Конвенции по сохранению озонового слоя, может серьезно отразиться на химической промышленности России. Именно поэтому, достигнутые договоренности иногда годами не могут cтать действенными. Даже если какой-либо дoговор зaключен, и готов к реализации, главным побуждением соблюдения его условий является пока что только такой аргумент, как репутация страны, а этого мало, если учитывать масштабы важности регулируемых вопросов. Несомненно, если произойдет обострение какой-либо мировой экологической проблемы международное соoбщество можeт использовать и прямое давление, но гораздо разумнее было бы уже сейчас начать использовать экономические инструменты воздействия.
Особая надежда в этом направлении возложена на такие финансовые институты, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк (ВБ). Политика этих институтов заключает в себе международный механизм, в рамках которого Экологический фонд, который создается ВБ, выкупает часть иностранного долга государства, но только если тем в свою очередь будут выполнены определенные природоохранные обязательства.
С помощью такой кредитной политики банки стараются поддерживать экологически безопасные проекты и затруднять финансирование экологически опасных.
Нельзя не отметить, что большую тревогу вызывает проблема рационального использования лесных ресурсов как России, так и других стран. Экономические проблемы, которые возникают сегодня перед лесной промышленностью, повлечены неправильным управлением в лесной отросли. Для того, чтобы сохранить свои лесные ресурсы, необходимо сделать лесное хозяйство более результативным и экологически рациональным.
Особое внимание проблеме лесов должно уделяться на международных конференциях и совещаниях, так как чем быстрее будет определена программа по решению данной проблеммы и ее реализация, тем меньшие затраты с точки зрения экономики понесут эти страны.
Гринпис - независимая международная общественная организация. Она занимается сохранением лесов с первых дней своей работы в России. За эти годы она сумела добиться моратория на рубки ценных лесов на севере Европейской России и выпустила карту последних диких лесов мира; участвовала в создании многих охраняемых территорий и добились принятия закона о защите зеленых насаждений Москвы и Санкт-Петербурга; отстояла в суде целостность нескольких заповедников и национальных парков и не допустила, чтобы в новый Лесной кодекс были внесены поправки, позволяющие приватизировать леса и уничтожать защитные леса.
Сегодня Гринпис выступает за сохранение самых крупных нетронутых лесов, участвует в создании особо охраняемых природных территорий, защищает леса вокруг крупных городов. Гринпис выступает с требованием изменить Лесной кодекс, и в первую очередь - восстановить лесную охрану. Гринпис учит людей, как отстаивать свои права и бороться с лесными нарушениями и выступает за развитие экологически грамотного лесного хозяйства [2].
Загрязнение окружающей нас природы приводит к тому, что экономическое развитие начинает замедляться. Виной всему отвлечения дополнительных средств, для восстановления природных объектов и ряда решения других экологических проблем.
Только существенное преобразование технологии в необходимой степени может, сделать процесс производства экологизированным в существенной мере. Понятно, что данное преобразование потребует больших финансовых вложений, произвести которые не каждая страна сможет себе позволить. Поэтому если возникнет в будущем острая необходимость такого преобразования, то страны должны будут действовать сообща. На сегодняшний день особое внимание уделяется разработке и внедрению новых видов технологий, которые обеспечивают многократное использование предметов труда и утилизацию их компонентов.
Необходимо также отметить, что с каждым годом возрастает значимость решения проблемы глобального изменения климата на международном уровне.
Изменение климата может существенно отразиться на работе многих добывающих отраслей российской экономики. Так, часть магистральных газопроводов проходит в зоне вечной мерзлоты. По прогнозам ученых к 2050г. граница сплошной криолитозоны может переместиться к северу на 150-200 км и более. В случае таяния слоя вечной мерзлоты в районах прохождения газопроводов произойдет нарушение их устойчивости, деформация, что может привести к авариям [1].
Глобальное потепление оказывает непосредственное влияние на экономику, так как она связана с климатическими условиями, поэтому заметные и длительные изменения климата потребуют больших экономических затрат, необходимых для выполнения программы, финансирование которой должно осуществляться на государственном уровне внутри каждой страны, а также за счет Международного финансирования.
На сегодняшний день природа России настолько исчерпала себя, что ученые все чаще начинают задавать вопрос: «Выгодно ли с экономической точки зрения спасать природу?». Становится все более очевидным, что непрерывное развитие экономики, игнорирующее роль природных факторов, не способно предотвратить усугубление глобальных экологических проблем, включая дальнейшие изменения климата. Экономика нашей страны развита настолько неграмотно, что иногда на разработку программы, по устранению какой либо экологической проблемы, требуются большие затраты, нежели на ее реализацию.
В заключении нельзя не отметить то, что всем на этой планете давным-давно известны и основные экологические проблемы и методы их предотвращения, вот только с экономической точки зрения использование этих методов в реальности становится не выгодным для государства. Отсюда следует, что если государство не может остановить экономический рост, то оно должно хотя бы разработать новое экономическое направление, которое будет сочетаться с экологическим.
Библиографический список