ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ ПЕСНИ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕН СТИНГА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ ПЕСНИ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕН СТИНГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  Язык обладает яркой палитрой средств выразительности на всех уровнях системы. Часть средств зафиксирована в слове, тексте, другая же часть находит свое выражение при  устной реализации текста. Одним из изобразительно-выразительных средств, направленных на  применение элементов звукового состава языка (звуков, пауз, интонации, и пр.), является звуковая организация речи, которая реализуется через комплекс фонетических стилистических средств. Звуковая организация речи может быть основана на звуковом повторе (рифма, ритм, аллитерация, ассонанс) и звукоподражании (ономатопея).

Каждый элемент звуковой организации речи обладает определенными свойствами, служит для художественной выразительности речи и усиления значимого высказывания, то есть в свою очередь является стилистическим приемом. Наиболее яркое свое выражение фонетические стилистические средства приобретают в поэтической речи, а точнее в песне. Поэтому для исследования роли фонетических стилистических средств в звуковой организации речи были взяты тексты девяти песен Стинга (настоящее имя Гордон Мэтью Салмен) и проведен их лингвистический и лингвокультурологический анализ.

Объектом исследования данной работы являются тексты песен Стинга.

Предмет - анализ особенностей средств звуковой организации речи в текстах песен Стинга.

Целью работы является выявление спектра приемов (средств) звуковой организации речи, задействованных в английской песне на примере песен Стинга.

В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие  задачи:

  • ü дать общую характеристику средствам звуковой организации речи
  • ü определить особенности каждого фонетического стилистического средства как стилистического приема
  • ü выявить особенности использования средств звуковой организации речи в текстах песен Стинга.

В ходе исследования было обнаружено, что в своих песнях автор использует средства звуковой организации речи, основанные как на звуковом повторе (рифма, ритм, аллитерация, ассонанс), так и на звукоподражании (ономатопея).

Для создания дополнительного музыкально-мелодического эффекта своих песен, Стинг использует аллитерацию. Сущность этого приема заключается в повторе одинаковых согласных звуков или сочетаний звуков на относительно близком расстоянии друг от друга.   Примером могут служить строчки песен "Fragile" и "English man in New York".

  • 1. If blood will flow when flesh and steel are one ("Fragile")
  • 2. I don´t drink coffee I take tea my dear

I like my toast done on the side                             ("English man in New York")

               Согласно концепции звукового символизма (Дж. Вайс, И.Тэйлор, А.Г. Спиркин, В.В.Левицкий и др.), отдельные звуки или комбинации звуков обладают дополнительными оттенками значения или особой выразительной силой. Так, например, звуки [t] и [d] английского зыка передают уверенность, категоричность. Звук [l] является выражением нежности и теплых чувств, плавности и легкости, хрупкости.

            Мы так же предположили, что на использование автором тех или иных фонетических стилистические средств для усиления эмоционального эффекта своих песен могли повлиять внешние обстоятельства (близкое окружение, события...).

           Так песня «Fragile» была посвящена Стингом его матери, которая скоропостижно скончалась. В этой песне Стинг подчеркивает, что жизнь не вечна, и мы можем потерять ее внезапно, в силу свей «хрупкости», слабости.

Песню "Englishman in New York"  Стинг написал после того, как навестил в Нью-Йорке актёра Квентина Криспа, который рассказал Стингу о своей жизни в гомофобской Англии. Под впечатлением появилась эта песня, в том числе строки "будь собой, неважно, что говорят (Be yourself no matter what they say)".

  С целью звуковой и смысловой организации высказывания, Стинг использует ассонанс, то есть намеренное многократное повторение одинаковых (или акустически сходных) гласных в близкой последовательности. Наиболее яркими примерами здесь могут служить композиции  "The hounds of winter" и " The secret marrige".

  • 1. Board all the windows and close the front door

      I can´t believe she won´t here anymore (повторение звука [ɔ:])

                                                                                                                          

  • 2. No earthly church has ever blessed our union

     No state has ever granted us permission

     No family bond has ever made us two

     No company has ever earned commission (повторение звуков [œ], [e], [əu])

Основываясь на теории звукосимволизма, мы можем полагать, что многократное повторение звуков [œ], [e] придает этим строкам светлое и приятное звучание. Дифтонг [əu] выражает категоричность, настойчивость. Через [ɔ:] передаются эмоционально насыщенные отрицательные переживания: боязнь, печаль.

Мы можем сделать вывод о том, что эти звуки-повторы являются своеобразным средством художественной выразительности, усиливают эмоциональное воздействие на читателя и создают определенный тон высказывания. Тем не менее, теории о смысловой самостоятельности звуков основаны на субъективном толковании звуковых ассоциаций, которые носят этно-доминантный характер [Р. Браун, И. Тэйлор].

Текст песни не может строиться без соблюдения рифмы, то есть повторения более или менее сходных сочетаний звуков на концах строк или в других, симметрично расположенных частях стихотворений.

       В песнях Стинга в основном используется парная полная рифма, что делает звучание песен более плавным, мелодичным и легким для восприятия.

            Роль рифмы в стихе чрезвычайно велика. Рифма уточняет метрическое деление стиха на ритмические единицы. Она делает ритм стиха более ощутимым и облегчает его восприятие. Ритмом, в свою очередь, называется всякое равномерное чередование, например ускорения и замедления ударных и неударных слогов. Также ритм может передавать образ мыслей, душевное состояние, движение...

Так ритм песни "The secret marriage" затрагивает тонкие струны души, в звуковой композиции перемешаны чувство сожаления и  надежды на лучшее.

  • 1. The secret marriage vow is never spoken

     The secret marriage can never be broken     

В композиции "Russians" ритм помогает исполнителю выразить свой страх, тревогу, обеспокоенность.

  • 2. How can I save my little boy
    from Oppenheimer´s deadly toy?

Песня "Russians" посвящена «холодной войне», а также, в частности, встрече Михаила Горбачёва с Рональдом Рейганом в 1985-м году. Ритм песен Стинга передает напряженную обстановку, волнение, грустное, подавленное настроение.

Так же Стинг в некоторых песнях использует прием ономатопеи, то есть сочетание звуков речи, направленное на подражание звукам, производимым в природе, на подражание предметам, людям, животным.

         Например в песне "The windmills of your mind":

1. Like a clock whose hands are sweeping
Past the minutes on it´s face
And the world is like an apple
Whirling silently in space
Like the circles that you find
In the windmills of your mind               

Глагол  sweep   передает  мимолетное течение времени, а  whirl - быстрое, головокружительное движение планеты, нашего мира, что находит свое отражение в композиции "The windmills of your mind" (sweep описывает быстрое движение стрелок часов, whirl - стремительное вращение планеты).

Таким образом, изучение научной литературы по теме исследования и анализ практического материала позволяет сделать вывод о том, что средствами звуковой организации речи являются особые сочетания и чередования звуков в их синтагматической последовательности, которые в сочетании с другими средствами образуют различные стилистические средства, обладающие эмоционально-эстетическим и воздействующим потенциалом.

Основными средствами звуковой организации речи в песнях Стинга, являются аллитерация, ассонанс, ритм, рифма и ономатопея. Основная функция данных стилистических приемов - повышение выразительности высказывания за счет особой организации звукового потока.

Просмотров работы: 123