Переориентация целей образовательного процесса сопровождается сменой его модели. На смену предметно-онтологической модели обучения приходит гносеологическая модель, при которой основу предмета учебной дисциплины составляет методология и история изучаемой науки, ее познавательные средства и технологии. Она формирует у обучающихся «способность самостоятельной выработки целостной системы решения профессиональных проблем, стимулирует потребности продуктивного творческого характера» [2, 31].
Философия открытого образования связана с изменившимися представлениями в современной научной картине мира и способах познания, ориентированных на изучение самоорганизующихся и саморазвивающихся систем [3, 75]. Это предполагает, что определяющей тенденцией современного образования должна стать не дифференциация различных способов познания мира, а скорее их интеграция, системный подход к изучению мира. Для современной науки характерны междисциплинарные стратегии, которые проявляют себя как при взаимодействии естественнонаучного, технического и гуманитарного знания, так и в отдельных гуманитарных науках. Гуманитарные науки сегодня в ситуации поиска неких общенаучных оснований, фундамента, который позволил бы осуществлять междисциплинарные исследования. Все более важным становится не столько использование методов других наук, сколько поиск универсальных общенаучных оснований. К примеру, количественные методы сегодня используются в социологии, психологии, педагогике, лингвистике, считавшиеся долгое время описательными. Необходимо построение единой образовательной модели гуманитарного образования, основанной на современных информационных и педагогических технологиях, на методологических принципах информационного общества и открытого образования.
Образование - это один из факторов социальной стратификации, основной канал восходящей вертикальной социальной мобильности и важный индикатор устойчивого развития общества [6, 31]. Концепция современной системы образования дана в Законе РФ «Об образовании». Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом [8, 93].
Изменение социально-политических и экономических условий в России и в мире в целом поставили российское общество пред непростым выбором, когда альтернативы вариантов перспективы дальнейшего развития одновременно и радуют, и пугают. Исторически в России сформировалась достаточно мощная система образования, учитывающая национальные и этнические особенности населяющих ее народов. После распада СССР фундаментальным осталось система непрерывного образования, созданная когда-то «страной Советов», конечно, она претерпела некоторые изменения, так например, в сфере высшего образования.
19 июня 1999 года министры по высшему образованию из 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Они достигли договоренности о целях построения единого пространства высшего образования к 2010 году.
Основными целями Болонского процесса являются: создание Зоны европейского высшего образования, развитие мобильности граждан с возможным их трудоустройства, повышение международной конкурентоспособности европейского высшего образования [8, 89]. В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию и приняла на себя соответствующие обязательства. В 2007 году на международной конференции «Образование объединяет. Общие ценности - общее будущее» было сказано о специфике Болонского процесса в России. Еще три года назад была отмечена низкая информированность студентов и преподавателей о сути и целях предполагаемых реформ. Сейчас РФ стоит на пути завершения процесса: как итог этого все Вузы страны переходят на двухступенчатое образование: каждая ступень должна содержать целостный и законченный цикл образования, о чем будет свидетельствовать диплом бакалавра или магистра. Специалитет остается в медицинских вузах и военных академиях.
В проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в статье 112 «Высшее образование» прописано, что квалификация (степень) «бакалавр», квалификация «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование, если иное не установлено федеральными законами [9, 184]. Законопроект предполагает одинаковые возможности при устройстве на работу как с дипломом «бакалавра», так и специалиста. Но реальность такова, что многие работодатели отказывают в трудоустройстве первым, считая их образования неполным высшим. Поэтому стоит проработать переход на двухуровневую систему не только с абитуриентами и преподавателями, но и с теми, кто заинтересован в подготовке квалифицированных кадров, то есть с работодателями.
Некоторые исследователи считают, что «Процесс, который был запущен по политическому решению руководства страны без предварительных дебатов в обществе, демонстрирует все трудности России примирить два представления о себе: с одной стороны, как о наследнице традиций советского прошлого, берегущей национальную специфику, а с другой, полноправного члена европейского сообщества. В этой сфере, как и во многих остальных, Европа воспринимается одновременно и как шанс, которым нужно воспользоваться, и как соперница, которая оттягивает на себя интеллектуальные ресурсы страны» [4, 26].
Список литературы:
•1. Фролов А.В. Глобализация высшего образования: противоречия и новации. Научный журнал «Alma Mater» (Вестник высшей школы). 2011. Режим доступа: http://www.almavest.ru/ru/favorite/