СЕМЬЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (на материалах г. Томска) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СЕМЬЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (на материалах г. Томска)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной России наблюдается масса негативных явлений, связанных с кризисом семьи и в частности семейного воспитания. Это детская безнадзорность, педагогическая запущенность детей, подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, ранние браки, высокая разводимость

среди молодых семей и многие другие явления, прямо или косвенно обусловленные нарушением нормального функционирования российской семьи на фоне социально-экономической и политической ситуации в стране, а также серьезного идейно-нравственного кризиса.

С одной стороны, семья является замкнутой малой социальной группой. Каждая семья отличается спецификой организации быта, распределением функций членов семьи, особенностями межличностных взаимоотношений, способами и методами семейного воспитания и т.д. С другой стороны, семья открыта общественному влиянию.

Огромное внимание на положение детей в обществе начали уделять еще в начале 20 века, особенно это касалось подростков и их девиантного поведения.

Советская власть достаточно быстро поставила вопрос о судьбе детей, причем в масштабе всей страны и без различия в социальном происхождении. Так, уже 14 января 1918 г. был принят декрет «О комиссиях для несовершеннолетних» [5], подписанный председателем СНК Ульяновым и народным комиссаром юстиции Штейнбергом. В этом декрете указывалось, что суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются. Дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно-опасных, подлежали ведению комиссии о несовершеннолетних (ст. 2).

Ликвидация тюремного заключения для несовершеннолетних являла собой отражение новой концепции советского государства в части приоритетов в сфере уголовного наказания, а именно замене репрессий воспитательными мерами. При этом советская власть постоянно держит под контролем вопросы работы с несовершеннолетними, стремится к определенным обобщениям.

К этому следует добавить, что начало 1920-х гг. стало периодом быстрого расширения и развития сети комиссий по делам несовершеннолетних - по сравнению с 1920 г. в 1925 г. их число выросло восемь раз [6]. Комиссии рассматривали самые разнообразные вопросы в жизни несовершеннолетних.

Таким образом, можно констатировать, что с самого начала функционирования советского государства проблеме предупреждения девиантности (а в рамках этого явления и проблеме предупреждения преступности) среди несовершеннолетних стало уделяться большое внимание. При этом акцент был сделан на воспитательную составляющую комплексного воздействия на несовершеннолетних, что отражало общую концепцию советской власти в области уголовно-наказательной политики.

В первые годы советского государства сформировалась в качестве самостоятельной криминологическая наука, что позволяло осуществлять предупредительную деятельность более обоснованно и продуктивно. Довольно активно в предупредительной сфере работал советский законодатель, который в уголовном, исправительно-трудовом, трудовом, семейном и других отраслях законодательства выделял в соответствующих правовых отношениях категорию несовершеннолетних и учитывал специфику подростков с целью достижения наибольшей пользы для их жизни. Вместе с тем многие правильные сами по себе решения не были воплощены в силу отсутствия необходимых материальных и финансовых возможностей.

Дадим определение понятию «отклоняющееся (девиантное - от позднелат. deviatio - отклонение) поведение» - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам [2]. В рамках типологии отклоняющегося поведения все его проявления подразделяются на два основных типа: девиантные и делинквентные, а их носители соответственно - на нарушителей общественного порядка и правонарушителей. Основанием для данной типологии служит степень социального риска и глубина последствий отклоняющегося поведения. При этом первые (девианты) демонстрируют антиобщественное поведение, не подлежащее суровым правовым санкциям (например, мелкое хулиганство) или наносящее вред, прежде всего, самому исполнителю (например, суицид). Действия вторых (делинквентов) вступают в конфликт с правовыми нормами, являются преступлением и подлежат уголовной ответственности (кражи, убийства и т.д.).

Как правило, существует связь между этими видами отклоняющегося поведения, которая заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. Сами по себе девиантные поступки не являются обязательным признаком психических нарушений и, тем более, серьезного психического заболевания. В основном они обусловлены социально-психологическими девиациями личности. В части случаев девиантное поведение у подростков в той или иной степени связано с патологией формирования личности и с патологическими ситуационными реакциями.

Отклоняющееся поведение начинается с приобщения подростков к первому типу, не наказуемых уголовно асоциальных действий и рассматривается обществом как лёгкая форма правонарушения. И хотя такие действия не преследуются уголовным кодексом, они должны становиться объектом внимания правоохранительных органов, поскольку ситуативно способствуют дезорганизации общества. Известно, что девиантная форма отклоняющегося поведения несовершеннолетних в ситуации невнимания к ней соответствующих институтов общества закрепляется, становится устойчивой и перерастает в делинквенцию, т.е. приобретает свою крайнюю форму: преступный характер.

Наиболее частыми мотивами отклоняющегося поведения подростков специалисты называют:

  • 1. Попытки самоутверждения;
  • 2. Протест против действительности, несправедливости взрослых;
  • 3. Стремление обратить на себя внимание взрослых;
  • 4. Корыстные цели и т.д. [4]

Для определения особенностей отклоняющегося поведения подростков столь же значимым является выяснение причин, толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин, приводящих подростков к девиации. В качестве таких причин чаще всего выступают:

  • 1. Дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности.
  • 2. Деформация ценностных ориентаций (несоответствие потребностей возможностям).
  • 3. Отрицательное влияние ближайшего окружения.
  • 4. Зависимость подростка от референтной группы.
  • 5. Различные формы насилия по отношению к ребенку, в том числе в семье.
  • 6. Эмоциональная неразвитость.
  • 7. Недостаточная правовая информированность.
  • 8. Незнание социальных норм.
  • 9. Развод родителей.
  • 10. Смерть близкого человека.
  • 11. Низкая досуговая культура.
  • 12. Особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям).
  • 13. Психическое заболевание и т. д.[4]

Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи.

В ряде случаев причина становится побудителем конкретного вида отклоняющегося поведения, т.е. существует причинно-следственная связь, которую можно предвидеть с той или иной долей вероятности. К примеру, смерть близкого человека или развод родителей могут спровоцировать суицидальное поведение ребёнка; физическое насилие в отношении ребёнка порождает ответную агрессию и т.п. Вместе с тем наблюдаются и парадоксальные зависимости: исследования психологов свидетельствуют, что алкоголизация родителей определяет не столько последующее алкогольное пристрастие подростка, что было бы логично, сколько его повышенную склонность к наркотикам.

Девиантному поведению подростка способствует безнравственная и агрессивная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость по отношению к ребенку, длительное невнимание к его интересам, проблемам, переключение родителей на личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени, недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений и пр. Это создает негативный пример для подражания, формирует у ребенка отрицательное отношение к дому, семье, родителям, соответствующее мировоззрение.

Также к факторам, способствующим возникновению девиантного поведения можно отнести проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Некоторые авторы, занимавшиеся изучением мотивационной сферы подростков с антиобщественной направленностью личности, выделяют пять групп таких подростков.

В первую группу входят те, которые встали на путь правонарушений случайно. Они слабовольны и легко поддаются влиянию окружения. Потребности у них просоциальные и не являются сами по себе причиной их антисоциальных поступков.

Во вторую группу входят подростки со слабо деформированными потребностями. Они легко внушаемы, легкомысленны, заискивают перед товарищами.

Третью группу характеризует конфликт между деформированными и просоциальными потребностями, интересами и установками. Имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями. Для них является характерным эгоистическое стремление к удовлетворению своих потребностей, что приводит к антиобщественным поступкам.

Четвертую группу составляют подростки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, подражающие тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность ощущений и взглядов. Правонарушения совершаются ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личного мотива.

В пятую группу входят подростки с устойчивым комплексом общественно - отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, стремление к потребительскому времяпрепровождению, агрессивность сочетается у них с сознательно совершаемыми правонарушениями.

В современных науках, таких как психология и педагогика, все больше внимания уделяется мотивации «трудных» подростков, как к учебной деятельности, так и к девиантному поведению.

Семья - один из множества факторов, на процесс мотивации и самореализации личности. Выступая в качестве источника становления, развития личности, она способна формировать сильный побудительный мотив для личностного роста, что является неотъемлемой предпосылкой для формирования самореализации личности [3].

В настоящие время постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительского попечительства. Особую тревогу вызывает количество детей с отклоняющимся поведением, «трудновоспитуемых» и «запущенных». В большинстве случаев в категорию «запущенных» детей попадают подростки, поскольку отсутствие или недостаток семейного воспитания, «педагогическая запущенность» сказываются на личностном становлении подростка, в том числе и на процессах самоутверждения, поиске своего места в обществе [1].

В первой половине 2011 г. проведено исследование мотивации трудных подростков к учебной деятельности и к девиантному поведению. Основываясь на данных комиссии по делам несовершеннолетних в Ленинском районе города Томска, за 2011 год, (начиная с января и заканчивая маем) на несовершеннолетних подростков составлено 315 протоколов.  Из них 136 подростков уже стоят на учете в комиссии по делам с несовершеннолетними (КДН), 84 школьника впервые попали в такую ситуация.  Оставшаяся часть подростков имели ранее незначительные правонарушения, но они не состоят на учете, а не выполняют свои обязанности относительно учебной деятельности и совершают административные правонарушения.

Большинство подростков, состоящих на учете в КДН из неблагополучных или неполных семей, в большинстве отсутствует отец. Родители в неблагополучных семьях либо работают на низкооплачиваемых работах, либо вообще безработные. Необходимо отметить, что большая часть родителей не имеет высшего образования, и только некоторые из них имеют средне - специальное образование. В неполных семья, где один родитель, почти всегда - это мать, постоянно на работе и на ребенка уже не хватает времени и он предоставлен сам себе, что детерминирует девиантное поведению. Встречаются  случаи, когда подросток не воспринимает родителя как авторитета, он перестает слушаться и начинает совершать поступки, какие ему захочется, что ведет к вседозволенности и безнаказанности. 

Еще один вид неблагополучной семьи - это семья, где сами родители являются источниками девиантного поведения. Такие родители не работают, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, в таких семьях подростки не видят должного поведения, они к нему «не приучены» и поэтому большинство подражает своим родителям, так же начинают в раннем подростковом возрасте употреблять алкоголь, курить, это все,езусловно имеет свои последствия. Мотивация детей из таких семей характеризуется равнодушием, поскольку они ни к чему не стремятся.  По данным КДН дети из «проблемных семей» не посещают школу или у них плохая успеваемость, у них возникают проблемы в классе, чаще большинство проблемных подростков сами являются инициаторами конфликтных ситуаций. У таких подростков так же наблюдаются приводы в милицию, в большинстве случаев за кражу чего-либо имущества. Большинство подростков из этой категории с учета не снимаются до  наступления их совершеннолетия. И только минимальная часть пытается исправиться и идет на контакт, а не в агрессию, с людьми, которые стремятся им помочь.

Если рассматривать подростков, на которых впервые были составлены протоколы об административном правонарушении, то это дети из вполне благополучных семей. В основном состав их  правонарушения это распитие спиртных напитков в подъезде или нахождение на улице в позднее время без сопровождения родителей. Чаще всего после этого они больше не совершают подобных нарушений, так как родители принимают активное участие в жизни своего ребенка, дети же в свою очередь слушаются своих родителей у них хорошая успеваемость в школе, нет конфликтов в коллективе.

Подростки же, на которых несколько раз составлялись протоколы в некоторых случаях из многодетных малообеспеченных семей, в таких семья оба родителя постоянно на работе, они, конечно же, занимаются воспитанием детей, но им просто не хватает времени.

На основе анализа данных и особенностей структуры семей можно представить типологию поведения подростков: 1) подростки из неблагополучных семей, в которых родители не имеют желания заниматься своими детьми и они предоставлены сами себе, т.е. не имеют особой цели в жизни; 2) подростки из неполных семей, в которых у родителя просто нет времени заниматься воспитанием, дети в этих семьях сильно подвержены влиянию среды, в которой они находятся; 3) подростки, которые не видят положительный пример поведения в обществе, поскольку их родители сами являются источником девиантного поведения; 4) подростки, стремящиеся вырваться из среды с девиантным поведением, но не имеющие такой возможности из-за отсутствия, например, финансов.

Анализируя статистику последних трех  лет, мы сделали следующие выводы: число административных правонарушений, таких как, употребление алкогольных напитков, нахождение на улице в позднее время и пропуски в школе, возросли на 45%, а это почти в два раза, у подростков снизилась мотивация к обучению в школе . На наш взгляд, это связано с тем, что в современном обществе многое стало дозволяться и допускаться, подростки все чаще стали выбиваться из под контроля родителей. Сами же родители стали меньше уделять внимания воспитанию детей, основная причина - сильная занятость на работе, это если говорить о благополучных полных семьях. Что касается неполных и «проблемных» семей, то причина девиантного поведения подростка идет из самой семьи, в таких семьях ребенок большое время предоставлен сам себе, он видит только девиантное поведении своих родителей, и оно на него оказывает отрицательное влияние, обычно таких родителей лишают родительских прав, а ребенка отправляют в детский дом, но часто подросток возвращается домой к родителям, так как он не привык подчиняться обыкновенным нормам поведения - это ходить в школу каждый день и делать домашние задания, причина - отсутствие мотивации к учению и отсутствие базы к ее формированию.

Исправить данную ситуацию, на наш взгляд, может государство, вводя проекты для подростков из неблагополучных семей, а так же работа специалистов с родителями, детьми и семьей в целом. На наш взгляд, использование опыта прошлых лет, привлечение подростков к участию в разного рода добровольческой деятельности, институализация досуга, позволит нивелировать негативные проявления в среде подростков. 

 

Список используемой литературы:

  • 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Альма Матер, 2006.
  • 2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7.
  • 3. Коростылёва Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылёва СПб.: Речь, 2005
  • 4. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи Феникс, 2006.
  • 5. Декрет СНК «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 16.
  • 6. Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. М., 1928. С. 897.
Просмотров работы: 177