Валериан Павлович Правдухин... Это имя я впервые услышала будучи студенткой филологического факультета. Оно стало для меня открытием удивительного человека «широкого размаха и редкостной души».
Валериан Павлович - писатель в русской литературе необыкновенный. Это инстинктивно чувствуется каждым читателем, уже полюбившим или только впервые открывшим для себя его прозу, но в чем заключается эта необыкновенность, для большинства остается непонятым, непроявленным, необъяснимым.
Необремененная и незамутненная воздушность слога, ясность и легкость при чтении воспринимаются как нечто привычное и должное. Правдухин все время кажется на кого-то похожим; литературоведы и критики вспоминают традиции классической литературы, замечательными образцами которой являются произведения К.С.Аксакова и И.С.Тургенева. Наверное, для этого есть основания. Тем не менее традиционность Правдухина условна и обманчива, сходство его с другими писателями относительно, кажущееся, а место, занимаемое им в русской литературе, совершенно особенное и единственное.
Формирование Валериана Павловича как личности, так и писателя происходило в эпоху великих переломов. Жизнь его складывалась трагически. В какой-то степени события его жизни - события истории страны.
Детские годы и юность В.П.Правдухина тесно связаны с Оренбургским краем. Родился он в станице Таналыкской Орского уезда Оренбургской губернии в семье священника. По характеру службы отцу часто приходилось переезжать с места на место, и уже в детстве писателю довелось жить в разных станицах, деревнях, селах и городах Оренбуржья, каждый раз по-новому убеждаясь в красоте и богатстве родного края.
Яркое представление о той среде, в которой прошли детские и юношеские годы писателя, дают автобиографические очерковые книги «Годы, тропы, ружье» и «По излучинам Урала». Они наполнены воспоминаниями, ощущениями и впечатлениями Валериана Павловича. Каждое слово в очерках тщательно подобрано, оно наполнено запахом детства - своим, неповторимым, ни у кого не заимствованным, и связано это с той глубиной чувств, которую дано было пережить в соприкосновении с природой и общением с людьми Оренбуржья и Приуралья. В.П.Правдухин отмечал: «Уральский казак для меня особый тип не только по своему общественному и хозяйственному укладу - он для меня первый живой человек жизни! С ним я рос, он учил меня видеть и любить природу...».
Образование Валериан Павлович получил в основном в Оренбуржье. Учился сначала в Уральске, потом в Оренбургской духовной семинарии, удивляя преподавателей способностями во всех науках, но был из нее исключен за причастность к революционным идеям. «У меня был свой мир, - вспоминал Правдухин. - По ночам я читал Толстого, презирал галстуки, модные тогда штрипки, не выходил на семинарские вечера, так как ненавидел танцы, до безумия любил физические игры и думал о переустройстве мира». Пришлось перейти в Оренбургскую гимназию, по окончании которой получил диплом народного учителя и стал работать в Акбулакской школе Оренбургской области. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Как учитель В.П.Правдухин был ярким поклонником всего нового, увлекался идеями о трудовом воспитании в школе, успешно претворяя их в педагогической практике. Был участником Всероссийского съезда учителей в Петербурге.
Незаурядность его личности проявлялась в отношении к любому делу. Возможно, ему было суждено оставить заметный след в педагогике, но жизненный путь Валериана Павловича труден и извилист. Школу пришлось оставить.
В.П.Правдухин едет в Москву, поступает на историко-филологический факультет народного университета Шанявского. После трехлетней учебы в нем он возвращается на Урал и на некоторое время педагогическая и литературная работа в его жизни окажутся связаны воедино.
В Челябинске В.П.Правдухина назначают на ответственный пост в губернский отдел народного образования, и с огромной силой творческой энергии он, вместе со своей женой Л.Н.Сейфуллиной, отдается культурно-просветительской деятельности. Исключительно их усилиями создается в Челябинске детский театр - один из первых в стране; они ведут борьбу с детской беспризорностью, организуют детские дома и трудовые колонии, библиотеки и читальни, читают лекции по литературе, проводят читательские конференции, диспуты, литературные суды, сами пишут пьесы для театра, сами играют на его сцене.
Этот период жизни Валериана Павловича не связан с Оренбургским краем, но пропустить его невозможно. Отличавшиеся драматическим накалом социальной и политической борьбы двадцатые и тридцатые годы являлись временем напряженных идейных исканий и формирования мировоззрения писателя. Его захватывает критическая деятельность. Выходит множество статей Валериана Павловича. Внимание критика приковано, прежде всего, к самым острым проблемам развития искусства, он стремится ответить на «вечные», кардинальные вопросы об отношении искусства к действительности, связи литературы с жизнью, о смысле и назначении их в современном мире, об отношении к культурному наследству и, прежде всего, конечно, к классической литературе, о неотложных задачах современной литературы.
Литературно-критическая деятельность В.П.Правдухина наглядно убеждает в широте его исследовательских интересов, богатстве литературоведческой эрудиции, способности строить свои выводы на прочном фундаменте теоретических знаний, а главное - в умении создать на этой философско-эстетической основе живую картину современной литературы, дать развернутый анализ ее действительного состояния.
Но мне хотелось бы уделить должное внимание и художественным произведениям Валериана Павловича. Литературное наследие Правдухина значительно, помимо критических работ, это и рассказы, и повести, очерки, роман, драматические произведения. Ефим Пермитин назвал Валериана Павловича «человеком широкого профиля». Называли его и «неистовым Валерианом», и «сибирским Белинским». Он был одним из организаторов и редакторов журнала «Сибирские огни». Но как писатель Правдухин начинается с книги «Годы, тропы, ружье». Необыкновенная задушевность и лиризм повествования соединены здесь с каким-то пронзительно обостренным ощущением того, что человек - неотъемлемая «часть земли», а не отдельное существо.
Мир героев Правдухина сложен и неоднозначен. В центре внимания писателя находятся обычные, ничем не примечательные люди. Простая жизнь и совершенно никаких элементов приключения, никаких эффектных словесных баталий - вот все, что можно увидеть на страницах книг Валериана Павловича Правдухина. Но в этой будничной, серой обстановке разыгрываются тысячи драм и трагедий в душах «маленьких», незаметных людей. Герои Правдухина всегда вызывают симпатию или антипатию, но никогда не бывают интересны только как схемы людей, они надолго остаются в памяти, потому что они живые, настоящие люди. Остается только преклониться перед талантом художника, сумевшего создать точную и яркую картину жизни, часто поражающую своей грустной реалистичностью. Перо писателя никогда ничего не приукрашивало, его взгляд на мир был чистым и пронзительным.
Современный читатель испытывает, кроме всего прочего, эмоциональные потрясения от ощущения перемен, которые уже претерпела уральская природа и которые ожидают ее в будущем. Писатель еще застал девственно-нетронутыми места России и часто рисует картины первоисходного, почти библейского природного изобилия, когда реки были переполнены рыбой, леса - зверем и птицей.
В наше время обостренное внимание к экологическим проблемам, когда постепенно исчезли иллюзии неиссякаемости и неисчерпаемости природных кладовых, воспринимается как напоминание об ответственности человека перед природой, об опасности иссушения того источника, который всегда был целителем для его души.
Очерковая книга «Годы, тропы, ружье» В.П.Правдухина не вызвала ни единого отклика, даже после второго издания в 1932 году. Об этом вспоминал Валериан Павлович, но в силу скромности - очень редко, справедливо сетуя на то, что она прошла мимо критики, не обратив на себя внимания.
В.П. Правдухиным были написаны и другие очерковые книги - «Охотничья юность» и «По излучинам Урала», которые целиком и полностью связаны с Оренбургским краем, передают детские и юношеские впечатления писателя и представляют собой летопись жизни оренбуржцев.
Очерково-биографические книги закономерно привели писателя к созданию большого романа об исторических судьбах уральского казачества «Яик уходит в море». Видимые, даже на первый взгляд, нити связывают роман, прежде всего с книгой «Годы, тропы и ружье». Можно сказать, что она стала своеобразным подступом к роману, что в ней лежат его истоки.
Воспроизводя творческую историю романа «Яик уходит в море», исследователь творчества А.А.Шмаков отмечает в предисловии к роману огромную подготовительную рабату, которая предшествовала появлению этого итогового произведения писателя. В черновых записях автора отмечены все важнейшие события, происходящие год за годом в жизни войскового округа, выписаны народные приметы о погоде, ребячьи игры, забавы молодежи, различные причитания, песни, присказки, поговорки, образцы речи простого и образованного интеллигентного казака, войсковых празднеств, знаки отличия казаков того времени и другие детали, передающие колорит эпохи.
Различные сноски и ссылки указывают, что автор долго и много работал в Уральском войсковом архиве, тщательно знакомился с судебными делами над казаками. Записи эти в основном справочного характера, отрывочные. Они позволяют глубже заглянуть в творческую лабораторию, понять, какими путями накапливался историко-этнографический материал, положенный автором в основу своего повествования.
Но многочисленные источники давали лишь общие знания и представления о яицком казачестве. Нужно было еще внимательно изучить жизнь казачьих станиц на Урале. И В.П.Правдухин много разъезжает по станицам бывшего уральского казачьего войска. Такие поездки трижды совершаются братьями Правдухиными по реке Урал, а в 1929 году организуется большая экспедиция на лодках с участием Л.Н.Сейфуллиной и А.Н.Толстого.
Благодаря поездкам по Уралу и огромной исследовательской работе, в романе создается атмосфера подлинности, жизненной убедительности, исторической достоверности. На конкретных судьбах, в живых человеческих характерах писатель раскрыл сложную сущность такого социально-исторического явления, как казачество.
Действие романа «Яик уходит в море» обращено к прошлому уральского казачества, к тому исторически важному моменту их жизни, в котором обнаружилась шаткость устоев сословной обособленности казачества, иллюзорность веры в незыблемость его общинного единения.
Для Правдухина судьба изображаемого поселка не может быть понята вне общерусских процессов: он постоянно соотносит жизнь и быт Соколиного с общими тенденциями жизни в стране. Во многих эпизодах писатель подчеркивает, как приходят в противоречие «естественные» стремления казаков, рожденные их трудовой сущностью, с политическими представлениями «официальной » России, с политикой властей, с настроениями офицерской среды и чиновничества.
К сожалению, арест писателя оборвал роман на полуслове. В.П.Правдухин не смог его закончить, черновики романа были затеряны. Сейчас трудно судить, как бы развивался замысел писателя дальше, но в книге Правдухин оставил уральское казачество на пороге больших исторических событий.
Бесспорно, роман «Яик уходит в море», хотя и неоконченный, является самым значительным созданием Правдухина.
Богатый художественный мир произведений Валериана Павловича наполнен любовью автора к родной природе и к людям, живущим рядом, пронизан особой атмосферой и творческим увлечением, которое вызывает симпатию читателя, с первой страницы приковывает к произведению ... И пройдет много времени - читатель может забыть ход событий, потерять связь между подробностями происшествий, упустить из виду характеристики отдельных лиц и положений, может, наконец, позабыть все прочитанное, но ему все-таки будет памятно и дорого то живое, отрадное впечатление, которое он испытывал при чтении книг В.П.Правдухина.
Певец оренбургской природы в настоящее время незаслуженно забыт. В СМИ содержатся скудные упоминания о некогда широко известном писателе. К большому сожалению, многие не знают этого имени.
По воле судьбы, исчезают и последние следы пребывания семьи Правдухиных в Оренбуржье. Скрылась под водами Ириклинского водохранилища станица Таналыкская, где родился писатель. Умирает на глазах поселок Шубино, где осталась могила Павла Ивановича Правдухина - отца писателя, и прошла юность самого Валериана Павловича. Место захоронения отца писателя почти утеряно, так же как неизвестно место захоронения самого писателя, погибшего в застенках ГУЛАГа.
Но, несмотря ни на что, имя В.П.Правдухина возвращается в Оренбуржье. Начали переиздаваться некоторые его книги. Сотрудниками институтом степи РАН под руководством член- корр. АН РФ А.А.Чибилева совместно с казахами организованы, начиная с 2006 года, экспедиции по реке Урал по пути плавания братьев Правдухиных. Ими установлен памятный знак на острове Правдухина - на месте затопленной станицы Таналыкской. Принято обращение к администрации двух областей - Оренбургской и Западно-Казахстанской. В нем, в частности, содержится просьба переиздать массовым тиражом произведения В.П. Правдухина, поддержать идею экранизации его романа «Яик уходит в море», увековечить имя писателя в местной топонимике и музеях.
Этой работой мне также хочется внести небольшой вклад в дело возвращения имени писателя Валериана Павловича Правдухина в Оренбуржье.