Мало кому известно, что одной из сильнейших стран в этой области является Канада. На данный момент в ней только университетов, имеющих программы дистанционного обучения, - более сорока.
Одним из преимуществ канадского дистанционного образования является использование совокупности нескольких технологических средств, каждое из которых отвечает за свою область. Другое преимущество - это кооперация преподавателей нескольких университетов для разработки и внедрения оптимальных программ заочного обучения и проведение аудио- и видеоконференций между преподавателями и студентами-заочниками.
Дистанционные программы действуют в Канаде как на английском, так и на французском языке, хотя первых больше. Так, четыре десятка программ в самых разных областях знания, от наук об окружающей среде до государственного управления, предлагает University College of Cape Breton.
В России первые опыты использования телекоммуникаций в школьной практике определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. В коммерческих вузах дистанционное обучение - один из способов увеличения набора, а значит, и финансирования. Именно поэтому с середины 1990-х годов дистанционное обучение стало вводиться в вузах более интенсивно, чем в школах. Весьма заметные сдвиги произошли и в сфере повышения квалификации, причем не только в системе общего и высшего образования, но и во всех отраслях производства, где выгодно осуществлять переподготовку персонала без отрыва от основной работы.
Дистанционное обучение тесно связано с Интернет-образованием, но не тождественно ему, и с точки зрения понятий второе является видовым отличием первого, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения с использованием глобальных ресурсов. Интернет-обучение не обязательно предполагает удаленность учителя и учеников. Например, все они могут заниматься в компьютерном классе, подключенном к Сети.
В России уровень компьютеризации и технического оснащения не только школ, но и частных (индивидуальных) пользователей ниже, чем в Канаде. Люди, проживающие в небольших населенных пунктах, зачастую не имеют возможности выхода в Интернет.
Другой причиной узкого использования данной технологии является то, что на данный момент не существует единых систематизированных требований к обучающимся, в следствие чего нельзя получить нужный объем учебной информации по некоторым дисциплинам.
Но, безусловно, у дистанционного обучения как в России, та и в Канаде, большое будущее.
В качестве возможной перспективной области стандартизации можно также выделить направление, связанное с обеспечением динамической обратной связи учащегося с преподавателем. Текст, передаваемый по сети, становится автономным объектом, и его изменения не отражаются на оригинале текста, размещенном в самом Интернете. Это не всегда удобно в работе, в частности при создании портфеля ученика. Разрабатываются разные частные решения этой проблемы, но правка оригиналов текстов, размещенных в самом Интернете, пока остается нестандартной и довольно трудоемкой задачей. Создание стандартных средств решения такой проблемы значительно способствовало бы развитию технологий дистанционного обучения.
Нет пока и достаточной стандартизации технологических решений, применяемых при организации форумов и чатов, не говоря уже о видеоконференциях. Достижения такой стандартизации можно ожидать в среднесрочной перспективе после накопления соответствующего опыта.