ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реализация государственной политики России в части расширения возможностей личности для получения образования и повышения доступности образования широким слоям населения, включая русскоязычное население стран ближнего зарубежья, неизбежно приводит к использованию систем дистанционного обучения (СДО).

При помощи СДО пользователи Интернета, живущие в разных городах мира, зачастую расположенных за тысячи километров друг от друга, могут получать образование на предоставляемых СДО курсах. При этом они не чувствуют себя оторванными от процесса обучения, от преподавателя и других учащихся, как это бывает в случае заочного обучения. Наоборот, участники СДО могут быстро связаться друг с другом, задать и обсудить интересующие их вопросы с преподавателями, экзаменаторами и другими учащимися своей группы.

СДО предоставляет широкую свободу в выборе преподавателями режима обучения. В режиме самостоятельного обучения учащиеся и преподаватели курса работают с СДО в любое удобное для них время, без жесткой привязки к определенным дням и часам недели. В лекционном режиме обучения участники курса в определенные дни и часы недели находятся в виртуальном классе и непосредственно взаимодействуют друг с другом в интерактивном (on-line) режиме посредством переговоров (чатов).

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В ХХI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевиденье. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он не находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

Можно выделить несколько форм дистанционного обучения:

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим странам мира. В начале 90-х годов, когда дистанционная форма обучения делала лишь первые робкие шаги, многие сводили его к возможности использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью электронных средств. В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя (в ВУЗе или в школе), полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением.

Востребованность новой формы обучения в школьном образовании достаточно четко обозначилась в последние годы:

  • заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным, в системе экстерната.
  • очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
  • в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность обучения школьников в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
  • возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
  • весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знаний, которую они выбрали для себя;
  • наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

К сожалению, приходится констатировать, что ДО в школах России почти не развивается, не в последнюю очередь из-за того, что его предложено у нас считать просто одной их технологий обучения, не требующих, соответственно, к себе особого внимания.

Дистанционное обучение является одним из способов получения образования, основанного на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах передачи информации, информационных и телекоммуникационных технологиях.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий - от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции и т.п.)

Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с покупаемым ПО.

На основе проведенных исследований можно выделить следующие факторы и процессы, приводящие к необходимости и возможности использования ДО:

  • новые требования к образованию (в частности, доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);
  • ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и ОУ других типов;
  • повышение количества желающих получить образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки увольняемых в запас военнослужащих, специалистов ВПК и других лиц;
  • появление и развитие качественно новых средств ИТ и ярко выраженный процесс информатизации;

Одной из форм дистанционного образования, позволяющей индивидуализировать процесс обучения, является асинхронность.

Асинхронная схема организации учебного процесса обеспечивает студентам свободу в выборе отдельных учебных дисциплин образовательной программы, а также последовательности их изучения.

Каждый студент получает возможность формировать индивидуальную траекторию обучения в интересах удовлетворения своих образовательных потребностей и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Основным документом, определяющим траекторию обучения студента, является его индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план составляется студентом совместно с его научным руководителем, утверждается заведующим выпускающей кафедры и заместителем декана по асинхронному обучению.

План составляется на учебный год и утверждается в течение первых двух недель занятий в сентябре соответствующего учебного года. Изменения в утвержденном индивидуальном плане допускаются в исключительных случаях и вносятся в него не позднее первых двух недель занятий с начала второго семестра соответствующего учебного года.

Определяющей для составления индивидуального плана является специализация (профилизация), избранная студентом. Выбор специализаций/профилизаций осуществляется из списка объявленных факультетом.

Таким образом, обучающийся составляет собственный индивидуальный план, по которому и будет в дальнейшем происходить его обучение.

В целом, основное внимание при разработке и внедрении систем дистанционного обучения уделяется вопросам управления учебным процессом, учету результатов обучения и тестирования, интеграции с механизмами электронного общения и внешними системами.

Дистанционное, а в частности асинхронное, обучение поможет приобрести новую профессию или новые знания, которых не хватает на новой работе.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемого с самого начала необходимо вовлечь в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения учащиеся (любого возраста и социального статуса) должны, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Это особенно актуально на курсах дополнительного образования, когда новая работа уже есть, а знаний не хватает.

Список используемой литературы и Интернет-источников:

  1. http://ru.wikipedia.org/  - Свободная энциклопедия
  2. http://www.gnu.org/  - Официальный сайт проекта GNU
  3. Alt Linux Wiki - http://www.altlinux.org/
  4. http://e-college.ru/elearning/analytics/a0004/
Просмотров работы: 5