ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главная черта нашего времени - стремительные перемены. В социально - политической и экономической жизни происходят серьезные изменения и трансформации, которые повлияли на рост социальной ответственности отдельно взятого человека: уже не столько государство, сколько сам человек призван реализовать свой потенциал, обеспечить себе благополучную жизнь. Наиболее успешным профессионалом сегодня является тот, кто использует все возможности для собственного развития, постоянно обучается и легко усваивает новую информацию, имеет адекватные ожидания от организаций (предприятий, фирм, компаний) и быстро адаптируется к новым условиям. Такие работники максимально востребованы на рынке труда, к ним прикованы взгляды работодателей и именно за «их головами» идет охота хедхантеров - специалистов по привлечению (а, по сути, переманиванию из одной организации в другую на более выгодных условиях) профессионалов самого высокого уровня.

Учась в вузе (как правило, обучение в вузе приходится на период наиболее активного становления личности и специалиста), молодой человек должен заложить мощную основу для профессиональных достижений во всей последующей деятельности. Но как показало проведенное нами в 2010 - 2011годах анкетирование студентов Педагогического института ЮФУ, не каждый выпускник готов строить карьеру в выбранной профессии. Нами выявлены основные причины такой низкой готовности студентов к управлению карьерой.

Первая причина - неправильно выбранная профессия. О чем мы думаем, прежде всего, выбирая профессию? Прежде всего, о том, нравится ли нам та или иная область деятельности. Интересна ли нам она? Потом - достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею. И позволит ли нам здоровье заняться тем, что нас привлекает. Затем мы подумаем как, обстоят дела на рынке труда: может быть, профессия, привлекающая нас, не требуется экономикой и обществом. К тому же на процесс принятия решения о выборе профессии могут оказать влияние родители, друзья. Коротко формулу хорошего выбора профессии можно записать тремя словами: «Нужно, смогу и хочу». К ошибкам и затруднениям, возникающим при выборе профессии, относятся:

  • Выбирающий видит лишь конечный результат длительного профессионального пути, но не видит сам путь.
  • Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, то есть «за компанию».
  • Увлечение только внешней стороной профессии или какай - то одной её стороной.
  • Отсутствие представления о характере труда в сфере материального производства.
  • Это ложное представление: все, что требуется обществу, любая профессия, любое дело - достойно человека.
  • Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию.
  • Отождествление школьного учебного предмета и любимого учителя с профессией.
  • Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии.
  • Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.[1]

Вторая причина это отсутствие у молодого человека необходимых профессиональных знаний. Важным элементом готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности является наличие у него системы профессиональных знаний, ориентирующих его в мире профессии, навыков ориентации на рынке труда, умения видеть взаимосвязь основной сферы профессиональной деятельности с другими отраслями рынка труда, умения выбрать способы построения карьерного пути и его управления.

            И третья причина это - низкая готовность работать в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности. Для подготовки студентов к работе в таких условиях целесообразно применять следующие методы и приемы:

  • сокращение сроков для решения определенного учебного заведения;
  • решение задач при недостатке информации, наличии помех;
  • введение в занятия неожиданных усложнений;
  • проведение упражнений по сопоставлению и классификации отдельных целей своей деятельности в зависимости от их важности, сложности, сроков достижения;
  • постановка задачи, требующая самостоятельного выбора одного способа решения из нескольких возможных;
  • создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
  • постановка задачи, связанной с немедленным переходом к самостоятельным и организационным действиям;
  • создание ситуаций соревнования и т.д. [3]

Анализ причин низкой готовности студентов управлять карьерой позволяет говорить о необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки студентов вуза в сторону усиления содержания подготовки профессиональными задачами, осознанием ответственности, желанием добиться успеха и т.д.

Список литературы:

  1. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырев, О.П. Очинин и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Графф, 2002.
  2. Откидач Г.В. Презентация факультативного курса "Твоя профессиональная карьера". URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,11465/Itemid118/
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания вуза. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/vshk18.html
Просмотров работы: 2