ФЕНОМЕН НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ИЛИ ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ?! - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФЕНОМЕН НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ИЛИ ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ?!

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подросток, чье поведение отклоняется от принятых в обществе норм поведения, правил, называют трудным или трудновоспитуемым. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям. Трудновоспитуемость, несоблюдение правил и норм, установленных в обществе, рассматривается через явление девиации.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семья, школа и др.) и малых половозрастных групп, т.е. андисциплинарный тип поведения.

Девиантное поведение проявляется в демонстрации агрессии, самовольном и систематическом отклонении от учебы, трудовой деятельности, уходах из дома, бродяжничестве, пьянстве, проституции, наркотизации, суицидах.

Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный стереотип действий, нарушающий правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижением ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Это может быть агрессивно-насильственное поведение (оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека), корыстное (мелкие кражи, вымогательства, угон машин), распространение и продажа наркотиков и др.

Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по статьям Уголовного кодекса.

Интересен тот факт, что в разные годы ученые пытались на разных уровнях выявить причины и создать теории девиаций. Так в 19 веке итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведение человека и определенным физиологическим строением его организма. Он выделил следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли.

Американский психолог и  врач Шелдон позднее определил физиологический тип человека склонного к девиации. По его мнению, ему характерно в строении организма следующее определение: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический».

В психологических и психиатрических теориях акцент делается на личностные факторы. В 1950 году Шуэсслер и Кресли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны обычным людям, они потерпели неудачу и пришли к выводу, что девиация возникает в сочетании психологических и социальных факторов. Ребенок в процессе социализации осваивает роли, но если этот процесс нарушен, то ребенок все равно осваивает роли, но не социальные, а антисоциальные. Освоение роли происходит в несколько этапов: 1-ый этап - получение сведений о роли, правах и обязанностях, формах отклоненного поведения, механизмах выяснения отношений; 2-ой этап - проигрывание роли для себя (важно получить одобрение товарищей); 3 - ий этап - закрепление этой роли за собой - «тайный мститель», «грубиян» и т.д.

Социологические теории пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие на определяющее поведение человека. Дюркгейм разработал теорию аномии (беззаконный, безнормный, неуправляемый). Главная мысль теории: в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от неё есть социальная дезорганизация, которая является причиной девиантного поведения.

В 1938 году Мертон предложил свою теорию. По его мнению, возникновение девиаций происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами. Например, та часть людей, которая не может получить желаемый уровень образования для престижной работы начинает удовлетворять свои образовательные потребности в криминальной среде.

Селин и Миллер, приверженцы культурологической теории, считают, что причина девиации в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.

Приверженец теории стегматизации (клеймения) Беккер считает, что девиация - это клеймо, которое группы более властные ставят на менее защищенные группы или человека.

В современном обществе считается, что факторами отклонения от социальных норм является уровень самосознания, нравственности, развитость в системе социальных регуляторов поведения человека, отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

Просмотров работы: 9