ПСИХОДРАМА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОДРАМА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная  психодрама - это не только метод групповой психотерапии, но и  индивидуальная работа с подростками, в основе которой заложено принятие роли в воображении, воображаемый обмен ролями на эмоциональном уровне.

В процессе ролевого развития происходит и последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных к шизоидном. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамотерапии является пробуждение спонтанности человека, которая выражается в творческом акте.

Сущность роли становится немного понятнее, если рассмотреть мореновскую классификацию ролей. Он выделял психосоматические роли (например, «едок», «писающий мальчик», «сексуальный партнер»), психологические роли (например, «обиженный ребенок», «спаситель», «проигравший») и социальные роли (например, «полицейский», «мать», «поставщик») .

Все психологические роли разделены на три большие категории: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли - это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Они делятся на устойчивые и рождающиеся. Устойчивые роли давно обретены к моменту анализа, легко актуализируются при необходимости, они всегда «в доступе». Рождающиеся функциональные роли не столь устойчивы, в одной ситуации они могут сработать, в другой - нет.

Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Они делятся на стабильные и проявляющиеся периодически (или уходящие). Стабильные дисфункциональные роли, как правило, выработаны давно, они проявляются постоянно в определенном типе ситуаций (например, уход от реальности при любой опасности или намеке на нее). Проявляющиеся периодически роли более специфицированы под ситуацию. Они называются также уходящими, потому что в процессе психотерапии часто достигается тот эффект, что дисфункциональная роль перестает проявляться всегда, становится менее генерализованой, она постепенно «уходит» из арсенала ролей.

Отдельное место занимают копинговые роли, роли «совладания». Они не позволяют конструктивно разрешить ситуацию, они не столь креативны, как функциональные роли, но и не столь патологичны, как дисфункциональные. Копинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить ее разрешение. Копинговые роли делятся на три группы: «Движение к», «Движение от» и «Движение против». Имеется в виду отношение к ситуации, направление внутреннего движения в ситуации. Например, в ситуации агрессии можно попробовать «пристроиться» к агрессору, и такую роль мы отнесем к группе «Движение к»; можно выйти из ситуации, например убежать или попробовать игнорировать агрессивные действия - такие роли мы отнесем к группе «Движение от»; третий способ реагирования (неважно, внутреннего или внешнего), относящийся к группе «Движение против» - это проявить ответную агрессию.

Ролевой анализ используется главным образом как инструмент анализа терапевтического процесса. С его помощью можно увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, склейки, переходы друг в друга) и результат, получаемый в конце работы.

Этот результат экспериментальной  работы свидетельствует о положительных изменениях в развитии самосознания подростков экспериментальной группы. Психодрамма изменяет у подростков (участвующих в эксперименте) не только  самоотношение к себе, но и вызывает целый спектр новых эмоций к окружающему миру. Этот метод позволяет реализоваться подросткам в референтной среде сверстников, даже несмотря на то, что он складывается в сложном процессе, в котором «Я» пробуждающейся личности получает возможность своего социального воплощения и, обретая индивидуальное целостно-смысловое содержание, вызывает к жизни внутреннюю активность самопознания и самопереживания личности в социокультурных условиях. На мой взгляд, психодрама - это процесс формирования личностной позиции к себе и окружающему миру.

Просмотров работы: 35