ОБЛИК ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ В XIX ВЕКЕ (ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОБЛИК ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ В XIX ВЕКЕ (ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ЦЕЛЬ: Создать у учащихся начальное представление о внешнем облике города Ростова-на-Дону в начале его образования. Для наглядного представления того, как город, в котором мы живем, изменился за этот промежуток времени, проводятся экскурсии по наиболее важным местам города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник, учебные пособия, рабочие тетради по истории города Ростова-на-Дону. Фотографии города, начиная 18 века.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Дети, сегодня мы приступаем к изучению новой, достаточно сложной, но очень важной темы. Облик нашего города очень сильно изменился за это время. Наш город сильно разросся и превратился из когда-то небольшой крепости, заложенной императрицей Елизаветой Петровной в 1749 году в один из наиболее важных городов Российской Федерации нынешних лет. Именно поэтому так важно знать культуру и внешний облик города. Эти знания очень пригодятся вам в будущем.

3. Изучение нового материала.

Перед тем как преступить к изучению нового материала, задаю детям вопросы:

  • "Что вы знаете о культурном облике нашего города, начиная с его создания и вплоть до сегодняшнего времени?"
  • "Какое влияние по вашему оказало казачество на внешний облик города?"
  • "Знаете ли вы историю создания улице где вы живете?"

После того как дети ответят на эти вопросы, переходим на следующий этап урока.

Проводится короткая вступительная лекция о культуре города.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

С учетом возраста детей лекция проводиться в форме лекции с элементами сказки.

-"Дети, все вы уже, наверное, видели фильмы о путешествиях во времени. Видели?

Так вот давайте сегодня мы воспользуемся услугами машины во времени. Представьте, что мы находимся в этой самой машине. Вы сидите на пассажирских местах, ребята, не забудьте пристегнуть ремни безопасности. Пристегнули? Ну что ж теперь мы можем отправляться в прошлое, а именно в 18 век, чтобы посмотреть, как выглядел наш город тогда. Посмотрите в окна, дети, вы видите, как быстро день сменяет ночь, - это время отматывается назад: день за днем, ночь за ночью, месяц за месяцем и год за годом. И вот все внезапно остановилось, это мы прибыли в нужное нам время. Дети, население города того времени составляло 1788 человек, а сам город, представьте себе, выглядел как поселок с камышовыми постройками, вытянутый вдоль обрывистого берега Дона. Дети, представьте себе, что мы зависли над городом. Вот на северной стороне города, лежит огромная, так называемая "Генеральная балка", протянувшаяся до крепости Святого Дмитрия Ростовского. Её пересекала дорога в город Таганрог. С восточной стороны, дети, вы видите большую пустошь между городом и крепостью (от нынешнего Ворошиловского проспекта), а с западной стороны город примыкает к реке Темерник, а этот мост, перекинутый через реку, соединял город и станицу Гниловскую. Местность у реки, как вы видите, не заселена.

Дети, все вы знаете, как называется наш город! А вот почему он так называется, кто-нибудь знает?

Так вот, дети, название "Ростов" стало производным от титула митрополита Дмитрия Ростовского, имя которого носила крепость. Дети, а понимаете, какая нелепость произошла, законодатели того времени не учли тот факт, что в России того времени уже был один город Ростов-Ростов Великий (ныне город в Ярославской области). И именно поэтому, что не вносить сумятицу, было принято решение именовать новый город "Ростовом-на-Дону". Это название впервые прозвучало в Указе Александра 1 в 1811 году о пожалование городу герба.

Дети, а вы знаете, как выглядел наш первый герб?

Нет, ну тогда закройте глаза и давайте представим его. Наш первый герб представлял собой щит французской формы, рассеченный по вертикали на две части. Ребята, представьте себе в голубом поле баню, изображающую "преграду",поставленную от набегов соседствующих хищных народов и поверхность нашу над ними, изображенную трофеем, поставленным из орудий тех народов на красном поле. К тому же, как символ города Ростова-на-Дону повторно герб утвержден решением городской Думы в 1996 году.

Дети, а теперь мы оказались в 1811 году. Именно тогда был учрежден первый план города площадью 224 десятины. Ребята, представьте современный город. Так вот границы нашего города в 1811 году проходили следующим образом: на севере-до линии современной улицы Большой Садовой, на юге город омывался рекой Дон, на западе ограничивался рекой Темерник, а вот с восточной стороны - граница проходит по линии современного проспекта Ворошиловского. Дети вот представьте, что мы благодаря нашей машине времени стоим посередине того небольшого городка. Оглянитесь вокруг, вы видите? Вот мы находимся на центральной площади города - Базарной площади, не узнали? Ну, присмотритесь - это современный Центральный рынок. Дети, в этом городе всего 11 поперечных (параллельных Дону) улиц и 7 продольных, центральная из которых раньше называлась,"Дорога на Таганрог"(нынешний Буденовский проспект).Теперь, ребята, мы оказались в месте слияния двух рек -Дона и Темерника - здесь раньше находился порт.

Район, застроенный по первому городскому плану, почти полностью сохранил свою планировку и является историческим ядром города - место самой старой застройки. Дети, вы всегда можете вернуться в прошлое, просто отправившись в центр нашего города. Именно здесь сохранился первый каменный дом, построенный купцом Р.Максимовым (ныне памятник архитектуры, на углу улицы Станиславского и проспекта Семашко). Ведь все вы там были и наверняка видели этот дом, но просто не задумывались о его истории.

Ребята, оглянитесь вокруг, вы видите, как время очень быстро понеслось вперед. Обратили внимание, как быстро меняется город? И вот теперь, когда время вернулось в норму. Вы можете осмотреться! Город значительно вырос. Обратите внимание, что генеральная балка вплоть до нынешней Красноармейской улицы, Ворошиловского проспекта разбита на кварталы. Здесь разводят тутовые деревья. Ребята, вы видите, севернее возник новый район города - Новоселовка. И вот, ребята, все вы были в Железнодорожном районе, а он появился именно тогда как Затемерницкий район.

И вот опять мы перенеслись чуть-чуть вперед. Теперь мы видим город с населением 2000 человек.

Все вы знаете Пушкина! Он застал наш город именно таким, когда следовал на Кавказ.

Теперь, ребята, мы в 1824 город сливается с Доломановским форштадтом на западе и достигает пределов крепости на востоке. Людными и оживленными становиться Таганрогский проспект (Буденовский проспект).Дети, вы можете себе представить что только тогда появился мост, нынешний Буденовский мост. А самой оживленной улицей была, знаете какая? Современная улица Станиславского, ранее - Почтовая улица. Именно так выглядел наш город в первой половине 19 века. Ну что ж мы осмотрели город того времени, а теперь нам пора домой, наша машина времени отматывает время вперед и вот мы уже дома! Вам понравилось, дети, наше путешествие? А теперь дети вам нужно написать небольшое сочинение о том, как вы поняли, как выглядел наш город тогда. Это не просто сочинение! Вы должны перевоплотиться в ростовчанина того времени. Вы можете стать изысканной леди тех лет или джентльменом, или стать кем-то попроще. Представьте, что вы пишете вашему другу и рассказываете ему о вашем городе. А автор лучшего и креативного письма получить лучшую оценку и диплом лучшего автора нашего класса. На это вам дается 15 минут. Удачи в работе, ребята!

После того как время истечет, и дети сдают работы переходим к следующему этапу.

ГОРОД В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА

В 1845 году в городе было уже 14 улиц и 60 безымянных переулков. Старые дома разрушались и на их месте возводились новые жилые дома.

А теперь дети чтобы чуть-чуть сделать интереснее наш урок я предлагаю вам ребята небольшой тест.

ТЕСТ.

1.Как вы думаете, какая улица в то время становиться главной?   

а.Большая Садовая,                       -

б.Московская,                               +

в.Таганрогский проспект,             -

г.Пушкинская.                               -

                                   

2.Где находились бойни и тюрьма?

а.Театральная,                                 -

б.Садовая,                                      +

в.Таганрогский проспект,            -

г.Конная площадь.                         -

 

3.Какая улица была самой северной окраиной города?

а.Сенная,                                        -

б.Садовая,                                      +

в.Кузнецкая,                                  -

г.Базарная площадь.                       -

 

4.Где находился балаган для актеров?

а.Садовая,                           -

б.Базарная площадь,           -

в.Театральная площадь,      +

г.Таганрогский проспект.   -

 

5.Какаго население Ростова того времени?

а.5000,                   -

б.9000,                   +

в.15000,                 -

г.24000.                  -

 

6.В каких годах в Ростове усилилось развитие промышленности?

а.20-30 гг,            -

б.30-40,                -

в.40-50,               +

г.60-70.                -

 

7.Откуда везли сырье для работы заводов?

а.Кавказ,             +

б.Урал,                -

в.Алтай,               -

г.Забайкалье.      -

 

8.В городе наблюдались:

а.Высокие цены,          -

б.Низкие цены,            +

в.Умеренные цены.      -

 

9.Какое важное решение было принято правительством города?

а.Освещение улиц керосином,           +

б.Укладка асфальта,                             -

в.Организация ночных патрулей.        -

 

10.Толчком к решению какого вопроса послужила страшная эпидемия холеры в 1847-1848 годах?

а.Здравоохранения,             +

б.Политического,                 -

в.Экономического,              -

г.Духовного.                        -

После проведения теста переходим к следующему пункту нашего урока.

РОСТОВ-НА-ДОНУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Дети, давайте проведем небольшой эксперимент, я расскажу о том как менялся город, а вы с учетом уже полученных знаний должны нарисовать схематичную карту города и тот чья карта окажется наиболее точной получит звание лучшего художника класса, а так же статус лучшего ученика класса.

Ну что приступим?

В 1870 году граница города отодвигается на север. Полностью застраивается улица Кузнецкая, которая получает названия Пушкинская в 1885 году, Сенная, она же М. Горького, Степная(Красноармейская). В центре города обозначены 3 площади:"Старый базар"-известный вам Центральный рынок,"Новый базар"-площадь Советов и "Покровский базар"- Кировский сквер. На окраинах рядом с Затемерницким поселением, возникает Олимпиадовка, вторым рабочим районом становиться район самозастроя - "Нахаловка" (Новое поселение),за генеральной балкой появляются Забалка и Новостроенка. В 1893 году в городе было уже 4 площади,6 проспектов, более 40 улиц. В 1909 году вытянулся на восток до балки Кизитиринки, за которой находились земли казачьей станицы Александровской.

Дети, сейчас я расскажу о памятниках архитектуры. А вам необходимо будет обозначить, где они, по вашему, должны находиться!

Много уникальных зданий и сооружений дошло до наших дней: городской дом (ныне здание городской администрации),построенный по проекту академика архитектуры А.И.Померанцева в 1898 году, гостиница "Московская"(1894 год, архитектор Померанцев и Дурбах),здание Волжско-Камского банка (Дворец творчества детей и молодежи,1900 год, архитектор Бекетов), здание русско-французской компании "Проводник",построенное Г.Г. Пустовойтовым в 1910 году по проекту архитектора Гулина (ныне Центральный Универмаг). Но истинным украшением города, его символом стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построинный в 1867 году, на площади Старого базара на средства ростовских купцов по проекту архитектора К.Тона. В 1889 году напротив собора на средства ростовчан был воздвигнут первый в России памятник  Александру 2. На площади Нового базара был построен самый величественный храм города - Собор Александра Невского по проекту архитектора Ященко. В жилой архитектуре горожане предпочли стиль "модерн" и "эклектика", в связи с чем богато украшали свои дома скульптурой, коваными решетками и навесами, разноцветной кафельной плиткой.

Ребята, побывавшие в Ростове в начале 19 века отмечали его красоту и ту бурную деятельность, которая была ему свойственна как одному из 10 крупнейших городов с населением 110 тысяч человек.

Ребята, у вас есть еще 5 минут, чтобы дорисовать планы города.

3.ИТОГ УРОКА:

  •   Благодарю ребят за работу на уроке.
  •   Интересуюсь, что нового они узнали на уроке.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  •    Пройденный параграф.
  •    Найти интересную, историческую информацию о какой-либо улице города или памятнике.
Просмотров работы: 59