Основные понятия:
Задача учителя
Основная задача учителя организовать работу учеников так, чтобы они были заинтересованы в изучении данного материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, компьютер, слайды компьютерной презентации.
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания
Задается ряд вопросов по предыдущей теме "Информация и знания" (вопросы высвечиваются на экране) например:
Ученики меняются тетрадями, учитель говорит правильные ответы. Ученики оценивают работу своих соседей. В результате ставят оценку. Взаимооценка 1 балл - 1 вопрос. Затем задаются вопросы для устного опроса.
2. Lego-разминка. Разминка-игра проходит в группах. Кто быстрее? Закрасить детали тем цветом, какими вы их видите в конструкторе на уроках. Подпишите названия деталей.
Подведение итогов.
3. Задание: Нарисуй соединение двух шестеренок разного размера.
Переход с шестеренок меньшего размера на большую.
Переход с шестеренки большего размера на меньшую.
В каком случае происходит ускорение, а в каком замедление движения?
Строим с вами шлагбаум.
Постарайтесь соединить шестеренки таким образом, чтобы скорость мотора, по возможности, затормозить. Постройте модель крепкую. При испытании стрела шлагбаума не должна отвалиться. Молодцы!
II. Определение темы урока, мотивация и цель
Задается ряд вопросов:
По результатам опроса, отвечавшим выдаются спец. жетоны (карточки) для учета активности работы на уроке. Из ответов формулируется тема урока "Чувственное познание"
III. Актуализация
На экране появляется слайд презентации с названием темы урока. На нем, кроме названия, находятся рисунки, изображающие различные объекты окружающего мира.
Задается вопрос: "Что человеку необходимо иметь для того, что принять сигналы от этих объектов?". Предполагаемый ответ - органы чувств. А у робота - какие органы чувства есть?
На экране появляются рисунки, изображающие основные 5 органов чувств. Ученики их называют: зрение, обоняние, слух, осязание, вкус.
На экране появляется определение Органов чувств с точки зрения информатики. Давайте, посмотрим робота и органы чувства - у робота они называются датчиками.
На примере, мы с вами посмотрим, реакцию робота на датчик касания, на датчик освещенности, температуры.
IV. Организационно-деятельный этап
При помощи этого слайда необходимо выйти на определение термина "Ощущение". Для этого надо определить какой из органов чувств принимает основной сигнал об изображенных на рисунке объектов.
Но основе проведенной работы ученикам предлагается дать название этим процессам.
На экране появляется определение термина "ощущение". Затем предлагается найти зависимость между представленными объектами и другими органами чувств. Проводятся стрелки от объекта к органам чувств. Переход на следующий слайд по щелчку мыши. На экране появляются (по щелчку) рисунки, изображающие следующие объекты: лимон, ель, яблоко и т.п.
Ученикам предлагается рассказать об этих объектах все, что они могут.
Вопрос: "А на основании чего они дали характеристику этим объектам?
Необходимо подвести их к ответу, что объект имеет много свойств. И дальнейшие рассуждения должны привести к тому, что целостный образ - это восприятие объекта всеми органами чувств.
На экране появляется определение термина "Восприятие".
Далее необходимо обратить внимание на то, что восприятие разными людьми одно и того же объекта - разное. У человека оно одно, а у робота другое.
На следующем слайде появляется картинка-пейзаж.
Работа в группах.
Надо сделать вывод: От чего зависит восприятие? (Ответ: от прежнего опыта и знаний.)
Ученикам предлагается самим дать определение, а затем сравнить его с тем, что представлено на слайде презентации.
По щелчку мыши на экране появляется определение
Работа в парах.
Ученикам раздаются карточки, на которых написаны названия объектов. Надо описать их свойства.
Задать вопрос: "На основании чего они описали свойства этих объектов?".
Выйти на определение термина "Представление".
V. Контрольно-оценочный этап
Для подведения итогов ученикам задаются вопросы:
Затем ученикам предлагается сравнить свои ответы с ответами, которые появляются на экране. (Самооценка: 1 балл за 1 вопрос.)
Подводятся итоги, подсчитывается количество баллов, выявляются наиболее активные ученики. (Оценка учителя).
Выводы:
С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира.
Вопрос для перехода к следующей теме:
VI. Рефлексивно-оценочный этап
Создать документ MS Word, в котором учащимся предлагается:
Можно выбрать любое задание на усмотрение учащегося.
Задания с различным уровнем сложности. Ученик может выбрать себе задание по своему уровню. Каждый уровень оценивается по 5-бальной системе. Эти задания можно выполнить дома, но на уроке должен быть один законченный и оформленный по правилам документ.
Лучшие примеры и рассказы могут быть помещены на слайдах презентации.