Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Все более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень раздоров.
Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.
Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат, а педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врожденными психическими и физиологическими дефектами, а представляет собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать индивидуально работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости « хорошо себя вести».
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике. И помните, что нынешние подростки - это будущее нашей страны.