Актуальность темы исследования. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. Народный костюм вдохновляет на создание высокохудожественных произведений искусства многих художников - текстильщиков, керамистов, ювелиров, дизайнеров одежды и др. Современный специалист в области дизайна одежды не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.
Проблема исследования. Проблема изучения влияния народного костюма на современный продолжает сохранять актуальность и в наши дни.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится к созданию костюма - бытового и сценического.
Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя. Изучают и традиционные принципы расположения вышивки.
Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Ассоциация идей - это связь представлений, благодаря которым одно представление, появившееся в сознании или противоположности другое.
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника, это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Модельер-конструктор должен создавать модели и коллекции, в которых отражается действительность. Принципы композиционного построения народного костюма - четкость форм, логичность конструкции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции - для специалиста сегодня является примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов модели.
Результаты исследования.
Анализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил различные творческие подходы художников к использованию народных мотивов в современном костюме. Выделены модели, в которых исходным в творческой деятельности явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация народного костюма.
При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. Широко применяются отечественные ткани. Национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунками. Характерно стремление художников выявить по-новому декоративные возможности современных материалов, обогатить их природную, естественную структуру. Художники-модельеры, конструкторы используют в современных костюмах простоту народного кроя - конструкцию русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддевки. Отсюда ведут свое происхождение различные конструкции проймы и оката - низкие проймы, рубашечный покрой рукава.
В результате исследования искусства русского народного костюма, костюма нашего региона - Старооскольского уезда Курской губернии, произведенного обмера и анализа кроя рубах, понев, сарафанов, хранящихся в музеях, построения разверток поверхности элементов костюма была раскрыта простота и эстетическая выразительности элементарного конструктивного многообразия форм русского народного костюма, логичным и рациональным подходом к использованию материала. Такой путь к созданию разнообразных моделей рекомендуется применять и модельеру-конструктору при создании форм современного костюма.
Выявленные конструктивно-композиционные решения женских рубах и сарафанов, сочетание в традиционном костюме рубахи с сарафаном или поневой рекомендуется использовать и трансформировать при создании композиции современных платьев и комплектов одежды.
Успешному решению задачи обеспечения населения разнообразной одеждой способствует правильный выбор материалов и оригинальных конструкций, соответствующих назначению, сезону и возрастным особенностям.
Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки.
Французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован русским великолепием, и мотивы русской народной одежды зазвучали в его новых моделях, представленных публике в 1910 - 1914 году в Париже. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк.
Очень популярны в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н. Гончаровой и М. Ларионовым для балетов Дягилева.
Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму, российскому и советскому модельеру. Ламанова представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Платья из кустарных тканей, 1925г. участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Эта коллекция получила Золотую медаль. Европа в то время упивалась любовью ко всему русскому, и это только сыграло на руку дизайнеру, ведь в то время в России не было в продаже практически никаких тканей, наряды для этой коллекции были исполнены из рушников, мешковины, скатертей. Ей помогали скульптор Мухина и крупный специалист по украинским вышивкам Е. И. Прибыльская.
В начале 1920-х гг. в жизни Габриэль Шанель начинается «русский период». Испанский художник Хосе Мария Серт и его жена Мися познакомили Шанель с художниками и артистами Русских сезонов. Ее друзьями стали П. Пикассо и Ж. Котто, И. Стравинский и С. Дягилев. Шанель финансировал постановку балета «Спящая красавица», а в 1924г. Сделала костюмы для балета «Голубой экспресс», сценарий которого написал Ж. Котто, а занавес нарисовал П. Пикассо. В моделях Дома «Шанель» появились «русские» мотивы - пальто с меховой отделкой, вышитые блузы и платья, из крепдешина с русскими мотивами, «византийские» украшения.
Русский стиль стал одним из символов моды 1920-х гг. Он появился во время войны и вдохновлялся красочными костюмами и декорациями для Русских сезонов Н. Гончаровой и М. Ларионова. Но после войны его популярности способствовала эмиграция из большевистской России: рестораны с русской кухней и цыганской музыкой, русские народные оркестры и хоры были популярны в Париже наравне с американскими ревю и джаз-клубами. Русские эмигранты брались за любую работу, чтобы заработать на жизнь: мужчины шли работать на заводы «Рено» и «Ситроен» или становились таксистами, а женщины изготавливали кустарные изделия для украшения интерьера. Шили и вышивали на заказ платья и белье, делали бижутерию и сумки, расписывали шелковые шарфы и шали, становились модистками и продавщицами в домах моды. Большой спрос на «славянские» кустарные изделия (1921г. - пик популярности «русских» вышивок) вызвал появление многочисленных вышивальных мастерских и кустарных артелей. В Париже, Берлине, Лондоне и других центрах эмиграции были открыты русские дома моды. В Париже, например, в 1920-е гг. работали Дома моды «Шапка», «Пьер Питоев» и др.
В 1945-49 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. Одной из причин, стимулирующих явление активного использования народного искусства в моделировании в этот период было чувство патриотизма, усиленное победой в Великой отечественной войне.
В 50-е годы творческая переработка народных традиций в моделировании одежды идет на убыль, а в начале 60-х народный костюм почти забыт. Оживление работы над наследием прошлого наблюдается в 1963г., а в период 1965-68 годов процесс это более или менее стабилен.
Появившийся в начале 60-х годов силуэт трапеция напоминал силуэтную форму старинного русского сарафана. Отсюда неслучайно было распространение стиля «а ля рюсс» - русский стиль. Он утвердился в моделировании и у нас, и в международной моде с начала 60-х годов и актуален в наши дни.
Коллекцию И. Сен-Лорана «Русские балеты/оперы» в 1976г. газета «Нью-Йорк Таймс» назвала революционной, меняющей направление в моде. Эта коллекция была навеяна экзотическими костюмами Л. Бакста для Русских сезонов, поражающими европейцев своей роскошью, праздничными крестьянскими костюмами и образом загадочной России, которой сложился у западного человека.
Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод за период 1950-1980 годов, показал, что художники в своей творческой деятельности обращались к формам, конструкции, декору, композиции и способам ношения или в целом к образно-ассоциативному представлению о первоисточнике. Определенная ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсутствием систематизированного исследования и доступности к этому источнику творчества.
Анализируя творческий путь Вячеслава Зайцева, начиная с 60-х годов, мы видим, что в его коллекциях постоянно присутствуют народные мотивы. Увлечение народным костюмом со временем переросло в постоянную глубокую любовь. На протяжении десяти лет, когда творчество В. Зайцева получило уже всеобщее признание и за рубежом, художник часто обращается к любимым мотивам народного искусства. Творческий процесс у В.Зайцева, как весенняя песня птицы, льётся широко, звонко и непринуждённо, по велению природы. Для художника, чьи произведения трёхмерны, очень важным качеством является понимание материала. Это относится не только к архитектору, скульптору, художнику - прикладнику, но и к художнику-модельеру. Чувство материала всегда ведёт модельера по правильному пути, часто подсказывает ему форму и даже силуэт. Природа наградила В. Зайцева не только пониманием, но острым ощущением материала.
Трудно перечислить или описать все модели В. Зайцева, созданные им под влиянием русского искусства или русского народного костюма. Но, обращаясь к этим источникам, художник никогда не увлекается этнографическими элементами, не увлекается потому, что смелость его художественного видения глубоко современна, и это помогает ему создавать интересные и своеобразные модели.
Какую бы коллекцию одежды последних лет, которую несколько раз в год демонстрирует восхищенной публике первый российский кутюрье Вячеслав Зайцев, мы бы ни взяли, как правило, в ней присутствуют мотивы русского народного костюма.
Вот, что говорит сам Зайцев: «Да, я верен русским национальным, народным мотивам в своем творчестве...».
Первая его коллекция - это фуфайки, сделанные из ярких хлопчатобумажных тканей на ватине - красные, оранжевые и т.п., юбки были из павлово-посадских платков, валенки перекрашенные цветной гуашью в цвет телогреек.
Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.
В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды.
Модельер модного дома Chanel - Карл Лагерфельд создал потрясающую стилизацию, скомбинировав в одной коллекции знаковые для России темы. В мужской части коллекции - это косоворотки, военный мундир царской армии, шинели Красной армии, папахи и даже черкески. В женской - кокошники, сарафаны, платья, украшенные жемчугом. Но Paris-Moscow посвящена отнюдь не только народной теме, это было бы слишком просто. Здесь есть и вещи, напоминающее о русском авангарде, конструктивизме и о «Русских Сезонах» Дягилева.
Обращение Карла Лагерфельда к русской теме закономерно. Коко Шанель, основательницу модного дома, связывало с Россией очень многое. Ее роман с князем Дмитрием Романовым, ее дружба с Дягилевым и Игорем Стравинским во многом определили ее творческое движение на много лет вперед. Сама Шанель в свое время тоже делала «русскую коллекцию», воспевая рубаху-косоворотку, которой нашлось место и коллекции Лагерфельда.
В России традиционно любят все яркое и нарядное, как хохломская шкатулка. Но эта коллекция сделана с ювелирной точностью. Она, хоть и красочна, как пасхальное яйцо, но не переходит ту тонкую грань, которая отделяет стилизацию от пошлости. Это концентрированная идея, тот образ России, который видит Европа, да и весь остальной мир.
Колдовская сила русского костюма так велика, что, как нам кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм и сейчас. В России действуют музеи с экспозициями народного костюма. Открыты специальные этнографические музеи, где ярко представлены костюмы отдельных регионов.
Русскую национальную одежду используют как сценический костюм в фольклорных ансамблях.
Существуют Центры декоративно-прикладного творчества, Дома ремесел, кружки детского и юношеского творчества, где обучают народным промыслам, в том числе и изготовлению традиционного костюма. В Старооскольском техникуме технологий и дизайна, мы будущие специалисты в области создания костюма, разрабатываем коллекции одежды с элементами русского народного костюма, которые участвуют в городских и областных выставках декоративно-прикладного творчества.
Русский народный костюм популярен в сувенирной продукции. Иностранные туристы с интересом приобретают рубахи, кокошники.
Во многих городах, в том числе и в Старом Осколе, существуют реконструкционные клубы, которые проводят ролевые игры, реконструируя определенное время действия. В таких клубах занимаются воссозданием исторического народного мужского и женского костюмов.
В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном... Мы с интересом изучаем дисциплину «История стилей в костюме», рассматривая традиционный костюм русского и других народов. Кроме того, мы на практических занятиях изготавливаем костюмные комплексы, макеты кукол, русские тряпичные куклы, которые экспонируем на выставках, участвуем в конкурсах, городских и областных мероприятиях.
В нашем городе большое внимание уделяется знакомству подрастающего поколения с народным искусством. Народными мастерами из Центров декоративно-прикладного творчества, Дома ремесел проводятся мастер-классы, где каждый желающий может попробовать сделать своими руками прекрасную вещь, прикоснуться к народным истокам; проводятся уроки этнографии. Все это способствует изменению отношения молодежи, подрастающего поколения к традиционному народному искусству.